Цель: дать понятия об основных методах изучения природы – наблюдении, эксперименте.
Задачи:
Межпредметные связи: окружающий мир, история, изобразительно искусство.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная и парная.
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал для работы в группах, материал для проведения опыта (чистые листы А 4, кисточки на каждого учащегося, свечи, баночки с разведенной краской).
Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Прием "Продолжение незаконченной фразы"
- Сегодняшнее занятие начнем с такого задания. Продолжите предложение: "Учеником быть хорошо (интересно), потому что…" (… узнаем много нового и интересного, полезного и т.д.)
- Как называется кружок, на котором мы встретились сегодня?
- Значит, чем мы будем заниматься? Исследовать
- Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то.
На доске карточки. (лупа, микроскоп и тп)
- Исследовать что-либо помогают методы исследования.
- Какие методы исследования обозначают данные изображения? (наблюдение, опыт, эксперимент)
- Кто попробует сформулировать тему занятия?
- Какие задачи поставим перед собой?
- Действительно тема такая: "Наблюдение и экспериментирование"
- Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
- Наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты. (опыты)
- Что такое эксперимент? (дети высказывают свое мнение из личного опыта, а кто-то читает определение по словарю на листочках)
Эксперимент (опыт) - в переводе с латинского языка как раз и означает "опыт", "проба". Воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Это наиболее сложный метод познания природы
В руках у учителя бумажный конверт с посланием, на котором надпись "Совершенно секретно". Учитель демонстрирует конверт классу.
- Давайте узнаем, над чем нам предстоит экспериментировать сегодня. Если вы были внимательными, то, возможно, заметили, что конверт не простой, в нем содержится – "тайное послание". Кто попробует прочитать секретное письмо? (Развернув конверт, дети видят перед собой чистый лист бумаги, на котором нет ни одного графического знака- возникла проблема)
- Итак, тема занятия: "Наблюдение и экспериментирование. "Таинственные послания".
- В своей жизни вы сталкивались когда-либо с подобными таинственными письмами?
- Как же нам быть, как решить данную проблему?
- Выход найдем, после просмотра видеофрагмента.
- Внимание на экран.
Демонстрация видеофрагмента "Карта Мародеров" из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана"
- Фрагмент знаком вам?
- Что подарили Гарри Поттеру его друзья?
- Карта мародеров — особая карта, показывающая весь замок Хогвартс, а также местоположение любого человека в Хогвартсе, где бы тот ни находился, даже если он прячется под мантией-невидимкой.
- Карта выглядит как кусок старого пергамента. Чтобы увидеть на нем секретную карту, нужно что сделать? (Дотронуться до него волшебной палочкой) … и произнести: "Торжественно клянусь, что замышляю шалость!"
- Друзья, вы хотите научиться читать тайные послания?
- Послание на кораблике пока что отложим и попробуем прочитать его после эксперимента, когда вы узнаете способ, как сделать это. Согласны? Готовы? Удачи вам в ваших исследованиях!
- Любое исследование начинается с проблемы.
- Перед вами слова (ассоциативный ряд): огонь горит воск свет тепло подсвечник.
- Что объединяет все эти слова? (свеча)
- А зачем нам нужны свечи, в чем их польза?
- На самом деле у обыкновенной, на первый взгляд, свечи много тайн. Говорят, что с помощью воска можно писать секретные письма. Вы верите в это? А хотите проверить?
- Тогда наш класс превращается в волшебную лабораторию. Каждая пара – это мини- лаборатория. Будете работать по плану, экспериментировать и совершать открытия.
- Я подготовила для вас все необходимое оборудование для проведения эксперимента: листы бумаги, свеча/воск, кисти для рисования и акварельная краска, разведенная водой.
- В фильме про Гарри Поттера для появления секретной карты достаточно прикосновения волшебной палочки, а нам понадобятся обычные кисти, которые помогут разгадать таинственные письмена.
- Составим план работы (на экране план эксперимента в картинках, открываю пункты плана поочередно и озвучиваю). С чего начнем наш опыт?
Практическая работа
- С помощью специальных слов-помощников правильно сформулируем вывод:
- Что же у нас получилось, кто готов сделать вывод?
- Благодаря исследованию и проделанным опытам, стало понятно, что написанное воском письмо становится видимым только, после покрытия краской.
- Оказывается, что свечу можно использовать не только привычным способом, а также в качестве "чернил" для секретных писем.
У волшебников-разминка
Будет весело сейчас.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
Мы друг другу улыбнулись
Дружно вверх все потянулись
До земли мы поклонились
В Чародеев превратились.
Исторические факты об использовании невидимых чернил.
На экране изображения: молоко, лук, лимон.
- А нужны ли нам молоко, лук, лимон? Чем они полезны?
- Для профикатки гриппа, коронавирусной инфекции, орви соблюдайте правила безопасности. Перечислите их.
- Но не только витаминами и способами применения полезны эти предметы.
- Молоко, сок лимона и лука – это невидимые чернила. Представляете?!
- История невидимых чернил уходит корнями в глубокую древность. С давних времен невидимые чернила использовались для сохранения тайны переписки.
- Например, знаменитый древнеримский поэт Овидий указывал на возможность письма молоком, в этом случае написанное проявляется от нагрева.
- Тайные агенты Ивана Грозного писали донесения луковым соком. Буквы становились видимыми также лишь при нагревании бумаги.
- Владимир Ильич Ленин в тюрьме вел активную переписку с революционерами. Он просил надзирателей принести ему хлеба с молоком и, сделав из хлеба чернильницу, наполнял ее молоком и писал им между строчками книг. Книги возвращали на волю, и его товарищам" было достаточно прогладить бумагу горячим утюгом или подержать ее несколько минут над огнем.
- Есть сведения, что в 9 в.н.э. арабские священники писали невидимыми чернилами имя пророка Мухаммеда на камнях, и эти надписи становились видимыми от воздействия тепла прикоснувшейся к ним руки.
- И во время Второй мировой войны военные тоже использовали чернила, сделанные из таблеток от головной боли, средств от лихорадки- они были удобны, так как их можно было выдать за обычные лекарства.
- Мне захотелось упомянуть это не случайно. Научные открытия, исследования, эксперименты советских ученых – (химиков, биологов, медиков) в годы Великой Отечественной войны помогли одержать победу над фашизмом и в какой-то мере обеспечили нам с вами мирную жизнь.
- 75 лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война. Вам всем хорошо известно, что в целях сохранения исторической памяти 2020 год в Российской Федерации был объявлен "Годом памяти и славы". В течение года было проведено множество мероприятий приуроченных к юбилейной дате, ведь мы должны отдавать дань памяти героям, защитившим нашу страну и весь мир. Помните, друзья, об этом!
- Если вам понравились способы написания таинственных писем, то обратитесь к интернет-источникам и узнаете как сделать невидимые чернила в домашних условиях. Но помните, что при проведении подобных экспериментов рядом с вами обязательно должны находиться родители. Попробуйте хотя бы один из указанных рецептов и сыграйте с друзьями в шпионов или волшебников.
- Мы сегодня столкнулись с проблемой – можно ли написать и прочитать тайное письмо?
- Поставленная цель была достигнута?
- Понравилось вам наблюдать и экспериментировать?
- Ребята, как вы считает, информация, которую вы сегодня получили на занятии, может пригодиться нам в жизни? Где, например?
Прием "Настроение"
На доске несколько лабораторий. В какой из лабораторий вы сегодня побывали: л. Страха, л. Скуки, л. Радости, л. Открытий, л. Неожиданности? Обучающиеся приклеивают стикеры на доску к выбранной лаборатории.
- А теперь давайте прочитаем тайное послание, которое получили в начале занятия.
- Что нужно сделать с листочком?
Желающий ученик "проявляет" тайное послание и зачитывает его: "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать!"
- Спасибо всем за отличную, увлекательную работу!