Учебный предмет: окружающий мир 3 класс
Цель урока: создать условия для формирования исследовательских умений учащихся.
Задачи урока
Познавательные:
- выдвинуть гипотезу и проверить, верна ли она; провести исследование;
- познакомить учащихся со способами ускорения процесса прорастания семян;
Развивающие: развивать исследовательские умения и навыки.
Воспитательные: воспитывать интерес к изчению предмета.
Планируемые результаты
Предметные: познакомиться со способами ускорения процесса прорастания семян.
Метапредметные
1. Познавательные:
1.1 Умение читать и осознать смысл прочитанного;
1.2 Умение работать со справочной литературой;
1.3 Действовать по алгоритму;
2. Регулятивные:
2.1 Принимать задачу исследования;
2.2 Строить предположения;
2.3 Планировать исследование;
2.4 Фиксировать результат;
3. Коммуникативные:
3.1 Воспринимать речь учителя
3.2 Высказывать и обосновывать свое мнение, слушать и слышать мнение других;
3.3 В соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
4. Личностные:
4.1 Умение систематизировать, обобщать;
4.2 Делать выводы;
4.3 Выстраивать цепь рассуждений и алгоритм ответа;
Формы работы: фронтальная.
Ресурсы: УМК «Школа России» А.А. Плешаков. «Окружающим мир» (3 класс 1 часть); «Страничка для исследователя» (текст «Способы ускорения прорастания семян»)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Осознание проблемы |
- Ребята, возьмите странички для исследователей и прочитайте тему нашего исследования. - Верно, ребята, недавно у меня возникла необходимость посадить семена фасоли. Спустя некоторое время я заметила, что одни семена уже проросли, а другие еще нет. И после этого я заинтересовалась вопросом: « Как же можно ускорить процесс прорастания семян?» |
Читают. (Условия прорастания фасоли)
Слушают.
|
2.Формулирование задачи |
- Ребята, какая же перед нами стоит задача?
|
(Выяснить, как можно ускорить процесс прорастания семян) |
3. Продумывание методики
|
– Ребята, давайте снова обратимся к страничке для исследователя. - Найдите и прочитайте план действий, который мы должны будем с вами выполнить. - Молодцы. |
Слушают.
Читают план действий. |
4. Выслушивание инструкции и рекомендации |
- Ребята, все ли вам понятно в данном плане действии? - Если у вас нет вопросов, тогда соблюдайте его и у вас обязательно все получится. |
Отвечают. Слушают. |
5.Прогнозирование результатов
|
- Ребята, попробуйте высказать свои предположения, возможно ли ускорить процесс прорастания семян? Существуют ли для этого способы? - На основе высказанных вами предположений, сформулируйте гипотезу, и зафиксируйте ее в своих страничках для исследователей. |
- Высказывают предположения.
- Формулируют и фиксируют гипотезу. |
6. Выполнение работы.
|
- Ребята, а теперь я прошу вас выполнить задания, работая с планом действий, в страничке для исследователя. |
- Работают со страничкой для исследователя. |
7. Выполнение правил безопасности. |
Контроль учителя за деятельностью учащихся. |
|
8. Наблюдение результатов.
|
- Ребята, если все справились с заданием, то теперь я прошу вас обменяться мнениями о полученных результатах. - Молодцы, ребята. |
- Высказывают свои мнения, делают выводы. |
9. Фиксирование результатов.
|
- А теперь, ребята, давайте снова обратимся к нашей страничке для исследователя, в раздел «результаты исследования», и заполним его. -Молодцы! Все справились! |
- Фиксируют полученные результаты. |
10. Анализ полученных данных
|
- Ребята, какова была тема нашего исследования? - Вспомните исследовательскую задачу, смогли ли мы решить ее? - Что нам для этого понадобилось? - Повторите план действия. |
Слушают. Отвечают на вопросы. |
11. Словесный отчет об увиденном. |
- Ребята, расскажите, что вам понравилось в данном опыте? - Может даже какой-то способ проращивания семян вас удивил? |
Отвечают на вопросы. |
12. Формулирование выводов. |
- Ребята, вы молодцы, нам удалось решить исследовательскую задачу. Каждый из вас смог выбрать свой способ быстрого проращивания семян. - Если вас возникнет желание, вы можете применить выбранный вами способ дома и рассказать всему классу о полученных результатах. - Спасибо вам за урок! |
- Слушают. |