Технологическая карта урока-исследования по теме «Развитие и размножение растений»

Учебный предмет: окружающий мир 3 класс

Цель урока: создать условия для формирования исследовательских умений учащихся.

Задачи урока
Познавательные:
- выдвинуть гипотезу и проверить, верна ли она; провести исследование;
- познакомить учащихся со способами ускорения процесса прорастания семян;
Развивающие: развивать исследовательские умения и навыки.
Воспитательные: воспитывать интерес к изчению предмета.

Планируемые результаты

Предметные: познакомиться со способами ускорения процесса прорастания семян.

Метапредметные
1. Познавательные:
1.1 Умение читать и осознать смысл прочитанного;
1.2 Умение работать со справочной литературой;
1.3 Действовать по алгоритму;

2. Регулятивные:
2.1 Принимать задачу исследования;
2.2 Строить предположения;
2.3 Планировать исследование;
2.4 Фиксировать результат;

3. Коммуникативные:
3.1 Воспринимать речь учителя
3.2 Высказывать и обосновывать свое мнение, слушать и слышать мнение других;
3.3 В соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

4. Личностные:
4.1 Умение систематизировать, обобщать;
4.2 Делать выводы;
4.3 Выстраивать цепь рассуждений и алгоритм ответа;

Формы работы: фронтальная.

Ресурсы: УМК «Школа России» А.А. Плешаков. «Окружающим мир» (3 класс 1 часть); «Страничка для исследователя» (текст «Способы ускорения прорастания семян»)

Технология обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Осознание проблемы

- Ребята, возьмите странички для исследователей и прочитайте тему нашего исследования.

- Верно, ребята, недавно у меня возникла необходимость посадить семена фасоли. Спустя некоторое время я заметила, что одни семена уже проросли, а другие еще нет.

И после этого я заинтересовалась вопросом: « Как же можно ускорить процесс прорастания семян?»

Читают.  (Условия прорастания фасоли)

 

Слушают. 

 

 

 

2.Формулирование задачи

 

- Ребята, какая же перед нами стоит задача?

                                                                                

 (Выяснить, как можно ускорить процесс прорастания семян) 

 

3. Продумывание методики

 

 

 

–  Ребята, давайте снова обратимся к страничке для исследователя.

- Найдите и прочитайте план действий, который мы должны будем с вами  выполнить.

- Молодцы.

Слушают.

 

Читают план действий.

 

4. Выслушивание инструкции и рекомендации

- Ребята, все ли вам понятно в данном плане действии?

- Если у вас нет вопросов, тогда соблюдайте его и у вас обязательно все получится.

Отвечают.

Слушают.

 

 

 

5.Прогнозирование результатов

 

 

 - Ребята, попробуйте высказать свои предположения,  возможно ли ускорить процесс  прорастания семян? Существуют ли для этого способы?

- На основе высказанных вами предположений, сформулируйте гипотезу, и зафиксируйте ее в своих страничках для исследователей.

 

- Высказывают предположения.

 

- Формулируют и фиксируют гипотезу.

 

6. Выполнение работы.

 

- Ребята, а теперь я прошу вас выполнить задания, работая с  планом действий, в страничке для исследователя.

- Работают со страничкой для исследователя.

7. Выполнение правил безопасности.

Контроль учителя за деятельностью учащихся.

 

 

 

8. Наблюдение результатов.

 

 

- Ребята, если все справились с заданием, то теперь я прошу вас обменяться мнениями о полученных результатах.

- Молодцы, ребята.

- Высказывают свои мнения, делают выводы.

 

9. Фиксирование результатов.

 

 

- А теперь, ребята, давайте снова обратимся к нашей страничке для исследователя, в раздел «результаты исследования», и заполним его.

-Молодцы! Все справились!

- Фиксируют полученные результаты.

 

10. Анализ полученных данных 

 

- Ребята, какова была тема нашего исследования?

- Вспомните исследовательскую задачу, смогли ли мы решить ее?

- Что нам для этого понадобилось?

- Повторите план действия.

Слушают. Отвечают на вопросы.

11. Словесный отчет об увиденном.

- Ребята, расскажите, что вам понравилось в данном опыте?

- Может даже какой-то способ проращивания семян вас удивил?

Отвечают на вопросы.

 

12. Формулирование выводов.

- Ребята, вы молодцы, нам удалось решить исследовательскую задачу.

Каждый из вас смог выбрать свой способ  быстрого проращивания семян.

- Если вас возникнет желание, вы можете применить выбранный вами способ дома и рассказать всему классу о полученных результатах.

- Спасибо вам за урок!

- Слушают.

Автор: Юскаева Альфия Камилевна, студентка. Пензенский Государственный Университет Педагогический Институт им. В. Г. Белинского, г. Пенза
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!