Цель урока окружающего мира во 2 классе - создание условий для формирования знаний учащихся о планете Земля, об особенностях и отличиях ее от других планет Солнечной системы.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, колонки, глобус, цветные карандаши.
- Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира!
- Я дарю улыбку вам, и вы в ответ улыбнитесь мне.
- Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению и создают хорошее настроение. Вперед к новым знаниям!
- Итак, юные астрономы! На прошлом уроке вы узнали о Солнечной системе, о планетах, которые вращаются вокруг Солнца. (показать рукой Солнце)
- Ребята, сколько планет в Солнечной системе? (ответы учащихся)
- Для того, чтобы вспомнить их, выполним задания в парах. Не забывайте о правилах работы в паре! (правила работы в парах на слайде)
- Возьмите карточку № 1, цветной карандаш.
- Работая вдвоем, найдите названия планет и выделите их карандашом. На выполнение задания вам дается 2 минуты.
- Названия каких планет вам удалось найти? (На доске модель Солнечной системы. Дети называют название планеты Солнечной системы, учитель прикрепляет на доску ее название)
- Сколько планет вращаются вокруг Солнца? (8)
- Все вместе назовите эти планеты. (дети называют планеты)
- Чем похожи все эти планеты? (все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют форму шара …)
- Ребята, в течение урока мы будем пользоваться таблицей с высказываниями. Поиграем в игру "Верю – не верю" Возьмите карточку № 2. Внимательно прочитайте высказывания.
- Если вы верите в данное высказывание, то в графе "Начало урока" (показать на доске) поставьте "+", если не верите – "–".
Верите ли Вы? |
Начало урока |
Окончание урока |
Большая часть поверхности Земли покрыта водой |
|
|
Температура на планете Земля опускается ниже 135 градусов |
|
|
Планета Земля состоит из газов и не имеет твёрдой поверхности |
|
|
Растения, животные и человек могут жить на любой планете Солнечной системы |
|
|
- Поднимите руку, кто согласен с первым утверждением, кто не согласен. (учитель спрашивает про ответы некоторых детей)
- Дети, высказывания одинаковые, а ответы у вас разные. Почему? (на некоторые вопросы мы не знаем)
- Ребята, знаете ли вы, что среди планет Солнечной системы есть одна уникальная планета? Планета Земля. (выделить в Солнечной системе)
- Учеными доказано, что только на планете Земля существует жизнь. На Земле живут растения, животные, человек.
- Жизнь на Земле смогла появиться только потому, что на нашей планете сложились особые условия.
- А может быть наша планета не уникальна, на других планетах тоже возможна жизнь, и люди в будущем смогут поменять место обитания?
- Сегодня на уроке мы постараемся дать ответ на этот вопрос. А для этого нам понадобятся пытливый ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть любознательными.
- Мы будем исследовать возможность существования человека, животных и растений на других планетах и выявим условия существования жизни на Земле.
- Сформулируйте цель нашего урока.
- Какие задачи поставим перед собой? (опорные слова: сравнить, узнать, выяснить)
Вопросы:
- Где можно найти ответы на поставленные вопросы? (энциклопедия, Интернет, на уроке)
- Вокруг Солнца вращаются 8 планет. Все они разные.
- Одна из самых удивительных планет Солнечной системы – планета Земля.
- Только на Земле есть жизнь. Почему жизнь есть только на Земле?
- Земля является единственной планетой Солнечной системы, где существуют живые организмы. Ученые пока не нашли другой обитаемой планеты во Вселенной.
- На Меркурии слишком жарко, на Уране очень холодно, Венера вообще состоит из углекислого газа. Возможно, кроме землян, в космосе вообще никого нет.
- Почему же именно нам так повезло? (ответы детей)
- На планете Земля есть необходимые условия для жизни живых существ.
- Какие условия оказались необходимыми для появления жизни на Земле?
- Наша планета окутана слоем воздуха. Он защищает Землю от испепеляющего солнечного жара, не пропуская лишних солнечных лучей, также спасает нас и от космического холода, окутывая планету, словно одеяло.
- Без воздуха жизнь на планете была бы невозможна.
- Вода – важнейшее вещество в природе, из которого и возникла жизнь. Без воды не сможет существовать ни один организм, так как она составляет значительную часть каждого из них.
- Почва – это поверхностный слой суши земного шара. Главным свойством почвы является ее плодородие, то есть способность обеспечивать рост и развитие растений.
- А ведь именно растения являются важнейшим источником пищи для людей и животных.
- Почему на других планетах Солнечной системы нет жизни?
- На этот вопрос мы постараемся ответить, выполнив работу в группе. Вспомним правила работы в группе. (Учитель организует работу групп. Напоминает о правилах работы в группе)
- Для каждой группы на карточке № 3 дано описание одной из планет Солнечной системы.
Название планеты |
Возможна ли жизнь на планете? |
|
«да» |
«нет» |
|
Меркурий |
|
|
Венера |
|
|
Марс |
|
|
Юпитер |
|
|
Сатурн |
|
|
Уран |
|
|
Нептун |
|
|
Земля |
|
|
- Прочитайте внимательно. Постарайтесь ответить на вопрос – возможна ли жизнь на этой планете? На выполнение задания – 2 минуты.
- Приглашаю к доске одного ученика из группы, для того, чтобы заполнить таблицу. Какой сделаем вывод?
- Сейчас мы немного отдохнем. Встаньте из-за парт и повторяйте движения из видеофрагмента.
Динамическая пауза
- Ребята, назовите 3 главные условия, благодаря которым на Земле существует жизнь. (воздух, вода, почва)
- Для закрепления материала индивидуально выполните задание на карточке № 4. (см. приложение)
- Заполните кластер "Условия жизни на планете Земля". На выполнение 1 минута.
- Проверьте по образцу на доске. Поднимите руки, у кого получилось так же.
Включение в систему знаний и повторение
- На других планетах нет условий для возникновения жизни. Такие уникальные условия встретились только на планете Земля.
- Что бы было с нами, если бы закончились вода, воздух, свет и тепло на Земле?
- Поэтому так важно беречь родную планету, сохранять ее природу: зеленые леса, голубые воды, чистый воздух.
- Скажите, а кто такой Юрий Алексеевич Гагарин? (первый человек полетевший в космос)
- После возвращения на Землю со своего космического корабля, Юрий Гагарин написал напутствие потомкам: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!"
- 22 апреля во всем мире отмечают Международный день Земли. Это самый полезный праздник, который посвящен защите окружающей среды.
- В этот день организуют субботники, на которых высаживают молодые деревья, цветы, проводят уборку прилегающих территорий.
- Волонтеры отправляются на городские пляжи и в леса для сбора мусора, занимаются очисткой водоемов.
- А вы участвуете в таких мероприятиях?
Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы – такая же живая.
- Урок подходит к концу, ребята, давайте вернемся к таблице с высказываниями. Прочитайте высказывания еще раз. Заполните графу "Окончание урока". (показать на слайде)
- Сравните ваши ответы в таблице в начале урока и в окончании урока. Поднимите руки те, у кого совпали ответы. Молодцы!
- Заполните оценочные листы.
- Поднимите руки те, кто выбрал Солнце? Спасибо вам. Вы были очень активны и внимательны.
- Кто выбрал ракету? Спасибо за работу. Надеюсь, вы найдете возможность повторить учебный материал.
- Кто выбрал космонавта? Спасибо. Я рада, что сумела вас заинтересовать, надеюсь, что в следующий раз у вас все получится, и вы справитесь со всеми трудностями.
- Благодарю вас за урок!