Цели урока:
Основные понятия: насекомые, полезные и вредные насекомые.
Ресурсы: презентация, картинки с изображением насекомых, раздаточный материал (кроссворд, таблицы, разрезные буквы), шапочка для комара, мешочек с насекомыми.
Учитель: Здравствуйте, ребятишки: девчонки мальчишки! Подарите друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь лыбнитесь друг другу.
- В это зимнее утро, я надеюсь, у всех хорошее настроение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.
- Сегодня мы работаем в группах, их три. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе.
- Сегодня наш урок посвящается самым древним животным на планете. Ученые утверждают, что они появились более 300 миллионов лет назад.
- Кто эти древние животные, вы угадаете, разгадав кроссворд.
- Ответив на все вопросы правильно, вы в выделенных клетках прочтете названия этих древних животных. Если вам понадобится моя помощь, не стесняйтесь и зовите меня.
Кроссворд
- Какое же слово у вас получилось?
- Мы сегодня наш урок посвятим насекомым и узнаем, какие насекомые полезные, а какие – вредные.
Учитель: Но перед началом я предлагаю каждой группе заполнить таблицу.
- Чтобы заполнить таблицу, предлагаю командиру группы вытащить из мешочка одно насекомое.
- Сформулируйте вывод, каковы же три основных признака насекомых?
Вопрос |
Выдели правильный ответ |
Есть ли насечки на брюшке? |
Да Нет |
Сколько конечностей? |
6 4 8 |
Сколько частей тела? |
4 2 3 |
Учащиеся должны сделать вывод: насечки на брюшке, три части тела, шесть конечностей.
Учитель: Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько у нас насекомых на планете?
- Ученые считают, что их около 2 миллионов.
- Среди огромного количества видов насекомых, существующих на планете, есть немало таких, которые приносят пользу человеку, но есть и такие, которые нам не нравятся, скажем, по внешнему виду, а какие-то приносят вред человеку.
- Может быть, тогда просто уничтожить всех насекомых, которые приносят вред человеку?
- Вот это мы и попробуем выяснить.
- Каждая группа для проведения этого урока получила задание подготовить небольшое сообщение об одном из насекомых.
- После каждого выступления, я предлагаю вам определить вред или пользу приносит это насекомое людям.
- Если вред, то поместим картинку с этим насекомым рядом со словом "Вред", если пользу – рядом со словом "Польза".
- А я, как ваш руководитель, буду выполнять еще одну работу: рядом с картинкой насекомого буду прикреплять карточку, на которой будет информация о том, чем питается это насекомое. Вдруг нам эта информация сегодня пригодится.
- Я предоставляю слово первой группе. (рассказывают о муравьях)
- Спасибо, ребята, за интересное сообщение. А нам нужно определить место для муравья.
- Помогите мне определить, куда нужно поместить это насекомое: вред или польза?
- Вспомните, чем питаются муравьи? (вывешиваю карточку на доску)
Физминутка
Чок-чок, каблучок!
В танце кружится сверчок.
А кузнечик без ошибки,
Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькают,
С муравьем она порхает.
Под веселый гопачок,
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки!
Все! Устали наши ножки!
Учитель: Ребята, при выполнении физкультминутки одно животное оказалось "лишним".
- Какое? Почему вы так решили?
- Продолжим слушать сообщения о насекомых. Приглашаю сюда ребят из второй группы. (учащиеся рассказывают о божьей коровке)
- Спасибо, ребята, за интересное сообщение. А нам нужно определить место для божьей коровки.
- Помогите мне определить, куда нужно поместить это насекомое: вред или польза?
- Вспомните, чем питаются божьи коровки? (закрепляю карточку на доску)
- Приглашаю для выступления третью группу учащихся. Интересно, о каком из насекомых сейчас нам поведает эта группа? (дети рассказывают о стрекозе)
Отгадай слово
Учитель: А сейчас мы с вами познакомимся с еще одним насекомым. Попробуйте отгадать, с каким.
- Составьте из букв название насекомого.
Группы получают конверт с заданием: из букв составить слово - название насекомого. Учащиеся составляют из букв слово "комар".
Постановка проблемы
В шапочке комара выходит к доске помощница учителя:
Помощница: Каждый из вас знаком со мной. Мои подружки – самочки питаются кровью человека и животных. Это нам надо для продолжения рода. А самцы – комары не враги вам. Они питаются лишь соком растений и сладким нектаром.
Живем мы недолго, всего лишь одно лето. Но за лето мы можем натворить такое, например, мы, можем стать переносчиками опасных заболеваний. Из ряда болезней одна только малярия является причиной смерти около двух миллионов человек ежегодно.
Но вам нужно знать ребята, что личинки комара, которые живут в прудах и озерах, служат основным кормом для питания рыб, особенно молодой рыбешки. А еще нами любят полакомиться лягушки и некоторые птицы. (Помощница уходит)
Учитель: Ребята, помогите мне определить место для комара.
- Какое это насекомое – вредное или полезное?
- Можно ли однозначно обо всех насекомых сказать приносят они пользу или вред?
- Чаще всего, мы оцениваем вредность или полезность насекомого с точки зрения человека, но иногда насекомые приносят вред человеку, а для природы – пользу.
- Так и комар, для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остается раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы.
Учащиеся делают вывод: многими вредными насекомыми питаются птицы, животные и другие насекомые.
- Обратите внимание на карточки, которые я прикрепила рядом с насекомыми, и ответьте мне на такой вопрос: а правильно ли будет, если мы уничтожим всех вредных насекомых? Почему?
Учитель: Ненадолго давайте попрощаемся с царством насекомых, его разнообразием и интересными жителями.
Каждому раздаю таблицу. Ребята обводят нужную букву.
П |
Н |
И |
Понравилось на занятии. |
Не понравилось на занятии. |
Было интересно. |
- Надеюсь, что наш урок был увлекательным и интересным для вас, что вы узнали много интересного о насекомых.
- Мне очень понравилось с вами работать. Берегите природу!