Урок окружающего мира во 2 классе "Шестиногие и восьминогие"

УМК: Перспектива.

Цель: формирование навыков выделения существенных признаков насекомых и паукообразных.

Задачи:

  • отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям и работе с литературой;
  • рассказывать по рисунку учебника и слайдам презентации о разнообразии насекомых и пауков;
  • находить сходства и различия в строении, образе жизни насекомых и пауков.

Ожидаемые результаты:

  • знать, чем отличаются насекомые и паукообразные;
  • называть этапы развития бабочки и стрекозы;
  • описывать паука крестовика и его сеть;
  • узнавать изученных насекомых на рисунках.

Оборудование: Плешаков А. А. "Окружающий мир" Учебник и рабочая тетрадь для 2 кл., М.: Просвещение, 2011, ПК, презентация, видео "Муха-цокотуха".

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел уже звонок, начинается урок! Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.

Актуализация знаний и умений

Учитель: Посмотрите на доску. Что видите? (ступеньки и дверь) (Слайд 1)
- А как вы думаете, зачем нам нужны ступени? (Чтобы подниматься, дойти до двери)
- С какой ступени предлагаете начать движение и куда? (С первой)

- Верно, а еще я хочу добавить, что каждая новая тема похожа на ступеньку и мы, изучая их шагаем по этим ступенькам-темам наверх, получая каждый раз новые знания. Поднявшись, мы подойдем к двери, а за каждой дверью есть что-то. Интересно узнать, что спрятано здесь? (да, хотим...)
- Тогда внимание. Смотрим сказку К. Чуковского "Муха-цокотуха".

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Формулировка темы и целей урока

Учитель: Назовите жанр произведения. (сказка)
- К какому виду относится эта сказка? (сказка про животных)
- Кто герои сказки? (муха, комарик, бабочка, паук, блошки)
- К какому царству животных, относятся все перечисленные вами герои? (Насекомые)

- А почему вы так решили? (маленькие, летающие, у них есть усики, крылья)
- А все ли они относятся к насекомым? (да, наверное)
- Что у вас вызвало затруднение? Почему сразу не смогли ответить? (Мы не знаем, чем отличаются одни насекомые от других)

Совместное исследование проблемы

Учитель: Чтобы ответить на вопросы, нам надо отправиться в путешествие. Готовы? (да)
- Тогда вперед… И вот вам задание: Сформулируйте тему нашего урока. (Насекомые и пауки)
- Какова же цель урока?

Цель: изучить кто такие насекомые, пауки и в чем их различие. А чтобы, достичь нашу цель, надо подняться по тем ступенькам, которые ведут к дверям знаний. А каждая ступенька - это познание нового.

ПаукПаук

Усвоение нового материала. Исследовательская работа

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первой ступеньке? (наверное о том, как узнать насекомое среди других видов животных)
- Верно, 1 ступенька - это строение насекомых. Что вы будете делать, чтобы правильно определять насекомых среди других животных? (рассмотреть их, сосчитать количество ног, усиков, определить части тела)
- А скажите, что значит сравнить? (значит найти, что у них есть общего, и что различного)

- Отлично, тогда задания группам. 1 группа работает с мухой, 2 группа с бабочкой, 3 группа паук. Вам необходимо найти нужную информацию, а где мы ищем информацию? (в учебнике, атласе-определителе, энциклопедии)
- Замечательно, и все что вы узнаете, должны занести в карточку по следующему алгоритму: строение насекомого - голова, ...

Работа в группах

Энциклопедия, учебник с. 91, макет насекомого. Заполнение общей таблицы на доске вместе с детьми.

Строение насекомогоСтроение насекомого

Учитель: Сделаем вывод. Все ли изученные вами насекомые являются ими? (нет, паук относится к виду паукообразных)
- Почему? (Он отличается от насекомых количеством лап, у него их восемь, а у насекомых шесть)

- Совершенно верно. Поэтому насекомых называют шестиногими, а паукообразных – восьминогими. Ребята, в природе насекомых очень много и какие еще есть, вы узнаете на нашей второй ступеньке, которая называется виды насекомых. (Слайд)

Строение тела паукаСтроение тела паука

Работа по учебнику с. 90,91, энциклопедии, атлас-определитель. Выступления ребят.
Учитель: Сделаем вывод: по количеству видов насекомых - это самая богатая группа животных в мире.
К ним относятся:

Группа

Представители

Прямокрылые

Медведки, кузнечики, сверчки

Полужесткокрылые 

Клопы

Чешуекрылые

Бабочки

Стрекозы

Коромысло, любка, красотка

Жесткокрылые

Жуки

Перепончатокрылые

Муравьи, пчелы, шмели, осы 

Двукрылые

Мухи, слепни, комары

Тараканы

Рыжий, черный таракан

равнокрылые

цикады, червецы, тли;

- Молодцы! Вы прошли еще одну ступеньку. Вы все знаете, что в природе все имеет свое значение. И каково значение насекомых и пауков в природе это и будет третья наша ступенька – значение. Работать будем в парах и вам опять понадобиться ваши помощники учебник, энциклопедия, атлас-определитель. (Работа в парах)
- Давайте сделаем вывод: Значение насекомых чрезвычайно велико и разнообразно. Насекомые опыляют растения, пауки поедают ядовитых насекомых, они являются пищей для животных и птиц.

Физминутка

Отложите-ка тетрадки! Раз! Два!
Становитесь на зарядку! Раз! Два!
Сладко, сладко потянулись,
И прогнулись, и пригнулись!

Ваши мышцы все проснулись? Да!
Ваши губки улыбнулись? Да!
Пальчики к письму готовы? Да!
Мы работать будем снова? Да!

Учитель: Продолжаем, наши исследования. Ребята, а скажите, все ли мы узнали про насекомых, пауков? (Нет, мы не знаем, как они появляются)
- Правильно. И это наша четвертая ступенька – ступенька "Чудесные превращения". Я для вас приготовила видеоролик. (Показ видеоролика появление бабочки)
- Предположите, а как появляются паукообразные (энциклопедия). (пауки откладывают яйца, из которых появляются паучки)

Работа по наблюдениям

Учитель: Видели ли вы паутину с пауками? Наблюдали ли вы как летают паучки на паутинке? Приходилось ли вам видеть, как добирается паук по паутине допопавших в нее насекомых? Почему паук сам не запутывается в своей паутине? Возможно, у паука есть "военная тайна". Хотите об этом узнать? (да, хотим)

- Наша следующая ступенька – "Любопытные странички". (показ видеоролика "Почему паук не попадает в свою паутину")
- А куда исчезают насекомые зимой? (они цепенеют)

Закрепление изученного

Самостоятельная работа с взаимопроверкой на индивидуальных карточках задания.

Теперь проверьте друг у друга и поставьте плюсики, если работа вашего товарища выполнена верно. Оценивание работ.

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока

  • Какую тему изучали на уроке?
  • Как отличить насекомых от паукообразных?
  • Достигли мы целей урока? На карточках продолжите фразы …
  • Я узнал …
  • Я научился …
  • Я умею …
  • Что для вас было трудным? А что интересным?

Задание на дом
Прочитать в учебнике с. 90-93, выполнить задание 1,2,3 с. 54-55.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!