УМК: Перспектива.
Цель: формирование навыков выделения существенных признаков насекомых и паукообразных.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Оборудование: Плешаков А. А. "Окружающий мир" Учебник и рабочая тетрадь для 2 кл., М.: Просвещение, 2011, ПК, презентация, видео "Муха-цокотуха".
Ход урока
Прозвенел уже звонок, начинается урок! Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.
Учитель: Посмотрите на доску. Что видите? (ступеньки и дверь) (Слайд 1)
- А как вы думаете, зачем нам нужны ступени? (Чтобы подниматься, дойти до двери)
- С какой ступени предлагаете начать движение и куда? (С первой)
- Верно, а еще я хочу добавить, что каждая новая тема похожа на ступеньку и мы, изучая их шагаем по этим ступенькам-темам наверх, получая каждый раз новые знания. Поднявшись, мы подойдем к двери, а за каждой дверью есть что-то. Интересно узнать, что спрятано здесь? (да, хотим...)
- Тогда внимание. Смотрим сказку К. Чуковского "Муха-цокотуха".
Формулировка темы и целей урока
Учитель: Назовите жанр произведения. (сказка)
- К какому виду относится эта сказка? (сказка про животных)
- Кто герои сказки? (муха, комарик, бабочка, паук, блошки)
- К какому царству животных, относятся все перечисленные вами герои? (Насекомые)
- А почему вы так решили? (маленькие, летающие, у них есть усики, крылья)
- А все ли они относятся к насекомым? (да, наверное)
- Что у вас вызвало затруднение? Почему сразу не смогли ответить? (Мы не знаем, чем отличаются одни насекомые от других)
Учитель: Чтобы ответить на вопросы, нам надо отправиться в путешествие. Готовы? (да)
- Тогда вперед… И вот вам задание: Сформулируйте тему нашего урока. (Насекомые и пауки)
- Какова же цель урока?
Цель: изучить кто такие насекомые, пауки и в чем их различие. А чтобы, достичь нашу цель, надо подняться по тем ступенькам, которые ведут к дверям знаний. А каждая ступенька - это познание нового.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первой ступеньке? (наверное о том, как узнать насекомое среди других видов животных)
- Верно, 1 ступенька - это строение насекомых. Что вы будете делать, чтобы правильно определять насекомых среди других животных? (рассмотреть их, сосчитать количество ног, усиков, определить части тела)
- А скажите, что значит сравнить? (значит найти, что у них есть общего, и что различного)
- Отлично, тогда задания группам. 1 группа работает с мухой, 2 группа с бабочкой, 3 группа паук. Вам необходимо найти нужную информацию, а где мы ищем информацию? (в учебнике, атласе-определителе, энциклопедии)
- Замечательно, и все что вы узнаете, должны занести в карточку по следующему алгоритму: строение насекомого - голова, ...
Работа в группах
Энциклопедия, учебник с. 91, макет насекомого. Заполнение общей таблицы на доске вместе с детьми.
Учитель: Сделаем вывод. Все ли изученные вами насекомые являются ими? (нет, паук относится к виду паукообразных)
- Почему? (Он отличается от насекомых количеством лап, у него их восемь, а у насекомых шесть)
- Совершенно верно. Поэтому насекомых называют шестиногими, а паукообразных – восьминогими. Ребята, в природе насекомых очень много и какие еще есть, вы узнаете на нашей второй ступеньке, которая называется виды насекомых. (Слайд)
Работа по учебнику с. 90,91, энциклопедии, атлас-определитель. Выступления ребят.
Учитель: Сделаем вывод: по количеству видов насекомых - это самая богатая группа животных в мире.
К ним относятся:
Группа |
Представители |
Прямокрылые |
Медведки, кузнечики, сверчки |
Полужесткокрылые |
Клопы |
Чешуекрылые |
Бабочки |
Стрекозы |
Коромысло, любка, красотка |
Жесткокрылые |
Жуки |
Перепончатокрылые |
Муравьи, пчелы, шмели, осы |
Двукрылые |
Мухи, слепни, комары |
Тараканы |
Рыжий, черный таракан |
равнокрылые |
цикады, червецы, тли; |
- Молодцы! Вы прошли еще одну ступеньку. Вы все знаете, что в природе все имеет свое значение. И каково значение насекомых и пауков в природе это и будет третья наша ступенька – значение. Работать будем в парах и вам опять понадобиться ваши помощники учебник, энциклопедия, атлас-определитель. (Работа в парах)
- Давайте сделаем вывод: Значение насекомых чрезвычайно велико и разнообразно. Насекомые опыляют растения, пауки поедают ядовитых насекомых, они являются пищей для животных и птиц.
Отложите-ка тетрадки! Раз! Два!
Становитесь на зарядку! Раз! Два!
Сладко, сладко потянулись,
И прогнулись, и пригнулись!
Ваши мышцы все проснулись? Да!
Ваши губки улыбнулись? Да!
Пальчики к письму готовы? Да!
Мы работать будем снова? Да!
Учитель: Продолжаем, наши исследования. Ребята, а скажите, все ли мы узнали про насекомых, пауков? (Нет, мы не знаем, как они появляются)
- Правильно. И это наша четвертая ступенька – ступенька "Чудесные превращения". Я для вас приготовила видеоролик. (Показ видеоролика появление бабочки)
- Предположите, а как появляются паукообразные (энциклопедия). (пауки откладывают яйца, из которых появляются паучки)
Учитель: Видели ли вы паутину с пауками? Наблюдали ли вы как летают паучки на паутинке? Приходилось ли вам видеть, как добирается паук по паутине допопавших в нее насекомых? Почему паук сам не запутывается в своей паутине? Возможно, у паука есть "военная тайна". Хотите об этом узнать? (да, хотим)
- Наша следующая ступенька – "Любопытные странички". (показ видеоролика "Почему паук не попадает в свою паутину")
- А куда исчезают насекомые зимой? (они цепенеют)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой на индивидуальных карточках задания.
Теперь проверьте друг у друга и поставьте плюсики, если работа вашего товарища выполнена верно. Оценивание работ.
Задание на дом
Прочитать в учебнике с. 90-93, выполнить задание 1,2,3 с. 54-55.