Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Насекомые леса"

УМК: "Начальная школа XXI века".

Цель: формирование целостного представления о насекомых леса.

Задачи:

  • расширить знания о насекомых и местах их обитания;
  • научить определять насекомых по описанию;
  • сформировать потребность в изучении насекомых леса.

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста.

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.

Тип урока: формирования новых знаний.

Средства обучения: учебник, презентационный материал, карточки, лист "Жизненный случай".

Технологическая карта занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Ивановна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Эмоциональный настрой.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

Проверка готовности к уроку

- Чтобы наш урок прошел успешно, наш понадобится учебник, карандаш и ручка. Проверьте, все ли у Вас готово к  уроку.

Настраивают друг друга на положительную атмосферу во время урока.

Актуализация знаний. 

.

 

Решение кроссворда «Карта»

- Ребята, кто из вас любит путешествовать в природу?

- Поднимите руки, кто был в лесу?

- Кого Вы там, видели?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с лесом и его обитателями леса. А вот с кем именно, вы узнаете, разгадав кроссворд. Слушайте внимательно загадки, поднимайте руку, если узнаете отгадку.

1. Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький …

2. Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке

3. Самолётик лёгкий, быстрый

Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …

4. Ранним утром ей не спится,
Очень хочется трудиться.
Вот и меду принесла
Работящая...

5. Тёплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …

6. На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.

7. Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар!

 Писклявый, маленький…

8. Крылья в сторону развёл,

Усики мохнатые,

Цвет не яркий у него,

Знать зовётся …

9. То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый …

Ребята, какое ключевое слово у нас получилось? 

Воспроизводят и фиксирует ЗУНы достаточные для построения нового способа действий.

Актуализирует нового пробного учебного действия

 

 

Кузнечик

 

 

Муравьи

 

Стрекоза

 

 

Пчела

 

 

Жук

 

 

Бабочка

 

 

 

Комар

 

 

Мотылек

 

 

Светлячок

 

 

 

Насекомые

Выявление места и причины затруднения

Сообщение темы и цели урока 

- Как вы думаете какова тема нашего урока?

- Тема нашего урока: «Насекомые леса». 

- Кто такие насекомые?

- Каких насекомых леса вы знаете?

- Как вы думаете, для чего  они нужны? 

- В конце урока вы проверите, верны ли были ваши предположения.

Цель нашего урока: познакомиться с насекомыми леса, их особенностями и значением.

Насекомые – это животные.

Их тело покрыто полосками,

будто-бы насечено,

разделено на сегменты. 

Насекомые нужны для очищения окружающей среды, они едят жуков, которых вредят природе.

Полезные и вредители.

Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

- Поможет нам в достижении цели карта нашего путешествия в лес. На ней обозначены остановки, на которых мы будем останавливаться, и знакомиться с насекомыми леса.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения и согласовывают тему урока.

Реализация построенного проекта.

Беседа о правилах поведения в лесу

- Прежде чем отправится в путь, давайте обсудим очень важный вопрос. Как нужно вести себя в лесу?

- Давайте повторим, как нужно вести себя в путешествии (техника безопасности):

1. Важно придерживаться запланированного маршрута пути и не сходить с дорог и троп. Почему?

2. Нельзя оставлять в лесу мусор. Почему?

3. Не следует приближаться к диким животным, гнездам, норам и муравейникам. Почему?

4. Запрещается брать в руки детенышей животных и птенцов. Почему?

- Не рвите листья с деревьев и кустарников. Почему?

- Идя по тропинке, не сворачивайте с тропы и не создавайте шум. Почему?

- Ни при каких обстоятельствах не оставляйте костер непотушенным. Почему?

- Итак, ребята, отправляемся в путь. Закройте глаза и представьте, что мы с вами идем по лесу. Он сегодня тихий и спокойный. Вы вдыхаете полной грудью влажный воздух и медленно открываете глаза.

Станция «Насекомые леса»

Итак, мы прибыли с вами на первую станцию «Насекомые леса». Будьте внимательными, чтобы очень нужную и интересную информацию не пропустить, иначе дальше вы не сможете работать.

Насекомые – это животные, у которых 6 ног или 2 пары крыльев, их тело покрыто волосками

Насекомые в лесу уничтожают вредителей, опыляют растения, заботятся об экологии. Они делают все, чтобы лес был в безопасности.

 Давайте познакомимся с насекомыми, которые живут в лесу.

Шмель - крупное насекомое. Шмели - одни из самых холодостойких насекомых. А как вы понимаете холодостойкие?

Это позволяет им вылетать рано утром и собирать первый нектар, когда воздух ещё недостаточно прогрелся, и даёт шмелям определённое конкурентное преимущество перед другими видами насекомых.

Питаются шмели нектаром растений, собирая их с распустившихся цветов.

Пчелы – первые насекомые, от которых человек стал получать пользу. С глубокой древности пчел разводят для получения воска, меда, прополиса и других продуктов пчеловодства.

Пчелы живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из рабочих пчел, трутней и матки.

Дикие пчелы строят гнезда в земле – на крутых берегах рек, в дуплах старых деревьев, даже в пустых раковинах улиток.

Оса- насекомое, тело которого раскрашено в полоски черного и желтого цвета. Помимо огромных глаз на голове есть и усики-антеннки. Эти усики многофункциональны. Они являются и органами обоняния и осязания, они же воспринимают колебания воздуха, они же выполняют роль вкусовых рецепторов и, к тому же, при постройке гнезда усиками измеряется каждая ячейка.

Пауки – это мелкие животные.  Живут они как на земле, так и на воде. Пауки охотятся на других пауков и насекомых, а большие пауки даже на животных и птиц. У паука 8 ног.

- Очень многие пауки делают ловушки для охоты - это паутинка. В нее легко попадают мухи и большие комары, чаще всего именно ими питается паук.

Для людей пауки не опасны, кроме некоторых. Например, в Ростовской области – это паук тарантул, если конечно их не ловить и не лезть к ним в паутину. Интересно, что пауки не имеет ушей, а слышат волосками на своих лапках.

Черная вдова -  это опасный вид пауков, который густо населяет не только Северную Америку и Австралию, но и некоторые регионы России, а именно Краснодарский край, но уже несколько лет происходят случаи укуса жителей ростовской области этим пауком. Черная вдова переселилась из Краснодарского края в Ростовскую область. Ученые предполагают, что этот паук переселился в нашу область так как несколько лет подряд была более теплая погода. Яд этого паука для человека очень опасен. И может очень навредить человеку.Тело черной вдовы окрашено в черный глянцевый цвет, а на брюшке у паука есть характерное красное пятно, напоминающее по форме песочный часы. Паутина у черной вдовы в виде воронки. Может жить рядом с жилищем человека (на веранде, в летних постройках, под ступенями и т.д.)

- Какое животное самое крупное и холодостойкое?

- Чем питаются шмели?

- Для чего разводят пчел?

- Какого цвета тело раскрашено у осы?

- С помощью чего кушают пауки?

- Чем слышат пауки?

Станция «Муравьи - друзья леса»

- Ребята, мы прибыли следующую станцию – «Муравьи- друзья леса». Для того чтобы узнать о муравьях и почему они друзья леса, мы должны открыть учебник на стр. 77. И мы все узнаем!

Что делают муравьи все время?

Какая примерная высота может быть у дома, где живут муравьи?

Давайте рассмотрим жилище муравьев.  Домик состоит из яиц, личинок и рабочих муравьев. Рабочие муравьи работают и прикрывают личинки и яйца муравьев, т.е. они защищают свое будущее потомство.

- Ребята, на этой станции мы узнали, чем же муравьи помогают лесу, как они живут и какие у них дома. Но теперь, нам нужно идти дальше!

Станция «Вредители леса»

Ребята, следующая станция в нашем путешествии «Вредители леса».

Для того чтобы узнать кто же является вредителями леса и чем они вредят, нам нужно посмотреть видеоролик. Посмотрев его, вы должны будете ответить на вопрос:

«Кто любит поедать кору хвойных деревьев?»

Так кто, любит поедать кору хвойных деревьев?

У какого жука мощные челюсти похожие на рога?

Кто строит свое жилище из листьев?

Ребята мы с вами узнали, кто и чем вредит лесу.

Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения.

 

 

Они несут в свой дом сосновые иглы, веточки, мох, листья

 

Более 1 метра

 

Они уничтожают вредителей леса 

 

 

 

 

Это, те насекомые, которые могут обитать даже при самых низких температурах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шмель

Нектаром растений

Для получения воска, меда

В полоски черного и желтого цвета

С помощью хоботка

Волосками своих лапок

 

 

 

 

 

 

Несут в свой дом сосновые иглы, веточки, мох, листья

Более 1 метра

 

 

Черный сосновый усач

У жук –оленя

Пчела-листорез

Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи

Беседа по вопросам

Какая примерная высота может быть у дома, где живут муравьи?

Почему муравьи – полезные животные?

Для чего разводят пчел?

Какого цвета тело раскрашено у осы?

С помощью чего кушают пауки?

Кто строит свое жилище из листьев?

 

Более 1 метра. 

Они уничтожают вредителей леса

Для получения воска, меда

В полоски черного и желтого цвета

С помощью хоботка

Пчела-листорез

Самостоятельная работа

Станция «Охрана насекомых»

Работа в группах

- Ребята, теперь мы с вами можем двигаться дальше.

Обратите внимание на слайд, следующая станция «Охрана насекомых». На этой станции мы должны выполнить очень сложное задание на ней мы поработаем вместе. Я буду читать небольшие стихотворения, четверостишья. Если вы согласны вы должны сказать: «Это я, это я, это все мои друзья». Слушайте внимательно чтобы не ошибиться. Итак, начнем!

Кто  улиток охраняет, 
Прудовиков не обижает? 

Мы цветочки собираем, 
Сачком бабочек гоняем.

Будем луг оберегать,
Его глазами изучать. 

По тропинкам кто шагает, 
На жуков не наступает?

Веточки мы не ломаем, 
Когда по лесу гуляем. 

Муравейник мы найдём,
Понаблюдаем и уйдём.

Магнитофон мы взяли в лесок,
И заглушили мошек голосок. 

Кузнечиков насобираем

И на рыбалку мы сгоняем!

Насекомых уважаем, 
Их в траве не обижаем 

Ребята, вы такие молодцы. Настоящие защитники леса! Так держать! Вы справились с этим заданием, но следующее будет труднее, но очень интересное!

Станция «Знаток леса»

- Ребят, посмотрите на карту, трудность возросла, но я думаю, что вместе мы справимся мы прибыли на станцию «Знаток леса»

Сложность задания увеличилась, и вам придется работать в парах, а я посмотрю, какие вы дружелюбные, но для этого нам необходимо вспомнить правила работы в парах:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

3.  Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему.

4. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

Теперь, когда мы вспомнили правила работы в парах, можно начать выполнять более сложное задание, но более интересное.

Вы будете дополнить предложения по смыслу при этом они будут рифмоваться. Будьте внимательны, следите не только за самим описанием, но и за рифмой. Можете приступать!

Работа в парах.

Дополните потешку и соедините с нужной картинкой:

Ла – ла – ла, на цветке сидит… (пчела)

Са – са – са, не дает нам спать ... (оса)

Вей – вей – вей, травку тащит … (муравей)

Станция «Жизненный случай»

Чтобы с ним справиться работать вы будете в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группах:

1. Слушай, что говорят другие.

2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

3. Говори спокойно ясно, только по делу.

4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

- Разделимся на группы следующим образом. 1 парта повернитесь ко 2 парте, 3 парта развернется к 4 парте. В каждой группе получилось по 4 человека.

Я вам раздам лист, на котором изображена ситуация. На листе надо расставить по порядку сами картинки и придумать случай, что же произошло с ребятами? Как они поступили?

На это задание вам 5 минут.

Давайте проверим!

Сейчас к доске выйдет… и покажет, как они сделали данное задание.

- Я вижу, что вы справились с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это я, это я, это все мои друзья

 

 

 

 

 

Это я, это я, это все мои друзья

 

 

 

Это я, это я, это все мои друзья

 

 

Это я, это я, это все мои друзья

 

 

Это я, это я, это все мои друзья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это я, это я, это все мои друзья

 

 

 

 

 

 

 

3,1,4,2

Ребята стояли и грустили им было скучно. Но вдруг они увидели, что на цветок села бабочка. И решили они погоняться за ней. Так и поймали ее. И начали трогать бабочку, крылья сжимать, а ведь ей было больно! Ребята поступили очень плохо, можно было посмотреть на бабочку, но не трогать ее и пугать!

Рефлексия

Рефлексия настроения

Наш урок подходит к концу! Давайте ответим на главный вопрос сегодняшнего урока: Какие насекомые обитают в лесу?

Если вам понравился урок, то поднимите правую руку, если не понравился, то левую руку

Оценивание работы учителя

Сегодня у нас урок прошел отлично, но в этом мне помогли вы

Оценивание учащихся

Сегодня, я хотела бы оценить …

 

Жук-короед, пчела, оса, паук…

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!