Занятие по экологии: "Природа - наш дом"

Цель занятия:

1. Расширять представление о явлениях природы; растительном и животном мире.
2. Развивать познавательные интересы, учить анализировать и сравнивать.
3. Формировать интерес к исследовательской деятельности, на основе опытов.
4. Воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде.

Материалы и оборудование: конверт с изображением Лунтика, картинки друзей Лунтика, картинки: червь, гусеница, жаба, кузнечик, божья коровка, рак; черника, морошка, клюква; растения болот - ряска, рогоз, мох; баночки, краска для опытов, кусочки сырого картофеля.

Предварительная работа:

  1. Чтение художественной литературы о природе, животных (Пришвин, Бианки, Сладков).
  2. Рассматривание картин.
  3. Наблюдения в природе, в уголке природы.
  4. Заучивание стихов о природе.
  5. Рисование картин - природы.
  6. Проведение опытов с природными материалами.
  7. Ручной труд. Изготовление поделок.
  8. Экскурсии - в лес, к реке, в поле,
  9. Рассматривание разнообразных альбомов (животные, птицы, растения, насекомые, полезные ископаемые, времена года).

Ход занятия

Дети входят в группу. Воспитатель показывает конверт с изображением Лунтика.
- Дорогие ребята, вчера почтальон принес нам конверт. Давайте вместе откроем его и посмотрим, что же там внутри.

Открыв конверт, находим диск. Ставим на прослушивание:
"Здравствуйте ребята, меня зовут Лунтик. Я прилетел к вам с другой планеты. Мечтал встретиться со своими друзьями, но их не нашел. Помогите мне, узнайте, где они?"
- Ребята, как вы считаете, мы можем помочь Лунтику?
- Кого из друзей Лунтика нам нужно искать? (Дети называют друзей)

- Давайте отправимся в путь. (Дети заходят в зал, останавливаются возле плаката "Природа-наш дом" - схема карты. Воспитатель обращает внимание детей на плакат - Земли)
- Ребята, неудивительно, что Лунтик не нашел своих друзей. Посмотрите, наша земля пуста. Поможем ей ожить, а Лунтику найти своих товарищей? (ответ детей)
- Все друзья его живут в своих домиках. А на домике имеется номер. Очень интересно узнать, кто живет в домике № 1 (Дети отправляются к столу № 1).
- Здесь живет червяк - Корней Корнеич.

- Ребята, а куда зимой пропали черви?
- Где они живут?
- Чем питаются?
Давайте мы с вами поселим Корней Корнеича на нашу Землю. (дети ставят картинку с изображением червя на плакат)
- А здесь остались ещё какие-то карточки. Что они могут обозначать? (дети отвечают, что это полезные ископаемые, они тоже находятся в земле. Ставят карточки на плакат)
- Сейчас мы отправимся к домику № 2. Мы видим - здесь живут гусеницы Вупсень и Пупсень.
- Где чаще всего можно встретить гусениц? (в лесу)
- А на нашей планете вообще нет леса. Что нам делать? (посадим) (дети приклеивают на плакат деревья, кустарники, называя их)
- Сажая деревья, давайте вспомним пословицы о лесе.

Растение - Земли украшение.
Рощи да леса - всему свету краса.
По лесу ходи - под ноги гляди.
Лес не школа, - а всех учит.
Лес и вода - брат и сестра.
Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса - посади!

Воспитатель:
- Ну что, идем искать дальше? К домику № 3. Здесь по всем признакам живет жаба - Клава.
- Где зимуют жабы? (дети вывешивают картинку)
- Какие растения болот вы знаете? (рогоз, ряска, мох) (вывешивают картинки)
- Какие соседи у лягушек на болоте? (карточки)
- Какую ягоду люди собирают на болоте? (черника, морошка, клюква) (дети угощаются клюквой)

Воспитатель:
- Домик № 4. Кто здесь живет? Рак Чики-Бряк. Давайте мы с вами выясним, в какой воде живут раки.
Опыт. Всем детям приготовлены баночки. На крышки густо наложена черная краска. Дети опускают в баночку кусочек сырого картофеля. Закрывают плотно банку. Встряхнули. Вода окрасилась в черный цвет.

Вопрос:
1. Видна ли в воде наша картошка?
2. Как вы думаете, хорошо ли всем рыбам, растениям в грязной воде?
3. Так в какой воде живут раки? (Дети приходят к выводу: в грязной воде они не смогут жить. Живут только в чистой воде)

Воспитатель:
- А где у нас в природе чистая, пресная, проточная вода? (в реках)
- Вот так ребята методом проб мы с вами выяснили куда поселить рака, (дети ставят карточку на плакат)
- Сейчас мы отправимся дальше к домику № 5. В нем живет кузнечик - Кузя, тоже друг Лунтика. Мы знаем, что кузнечики прыгают очень высоко и далеко. Вот и мы с вами поиграем.

Игра "Летает, прыгает, бегает".

Воспитатель:
- Дальше наш путь лежит к домику № 6 (дети садятся на стулья)
- В это доме находится мастерская Паука - Шнюка. Здесь мы сегодня узнаем много нового. (У воспитателя на столе бросовый материал - пластиковая бутылка, коробочка из под молочных продуктов, нитки, шило, ножницы, семена, зерна).
- Очень часто можно видеть, что все эти ненужные вещи выбрасывают прямо в лесу, на поле.

- Как вы думаете - хорошо это?
- Почему это мешает лесу?
- Оказывается все эти предметы ещё можно использовать. (Воспитатель показывает как изготовить кормушку, музыкальный инструмент - марокас)
- Как вы думаете, какие зимующие птицы прилетят на большую кормушку? На маленькую? (дети называют птиц)

Воспитатель:
- Ребята, подумайте, нашей земле нужны птицы? Давайте и их поселим на нашу Землю. (дети выполняют)
- Вот у нас остался последний домик № 7.В этом домике живет божья коровка - Мила. Обратите внимание почему она такая яркая, красная. Так божья коровка сама себя защищает, отпугивая врагов красивым цветом. Но не все животные могут защищаться и в этом мы должны помочь. Существуют правила, которые помогают им. Давайте их вспомним. (дети называют правила, ставят знаки на плакат)

Воспитатель с детьми подводит итог занятия. Объясняет, что природу нужно охранять, беречь и она ответит человеку добром.
Воспитатель:
- Дорогие ребята, мы с вами создали, оживили нашу Землю. Посмотрите, какая она стала красивая. Давайте вспомним стихи о природе и их прочтем. (дети читают стихи)

- Как много мы сегодня с вами узнали, повторили и, самое главное, научились беречь природу, а также помогли узнать Лунтику куда исчезли его друзья. Мы ему обязательно напишем письмо. И теперь вы получаете награду - медаль "Друг природы". Берегите природу, берегите землю - вы теперь её друзья!

"Смотрю на глобус - шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги"
В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза
И тихо просят родники:
"Ты береги нас, береги"
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги"
Остановил олень свой бег:
"Будь человеком, человек
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги"
Смотрю на глобус - шар земной
Такой прекрасный и родной
И шепчут губы: "Не солгу, я сберегу вас, сберегу".

Звучит музыка. В. Леонтьев "Наедине со всеми", дети импровизируют в танце под припев песни:

"Живи Земля, живи земля
И вы поймите, люди,
Второй земли, второй Земли
Не будет.
Из тысячи планет,
Земли прекрасней нет..."
Занятие закончено, дети идут в группу.
Стихи к занятию
***
Мы природу уважаем,
Бережем и понимаем.
Нас в любое время года Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучки - терпению.
Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду.
Отражение в воде

Учит нас правдивости.
Солнце учит доброте,
Ласке, справедливости.
Нас деревья всех пород
Учат крепкой дружбе.
У природы круглый год Обучаться нужно.

***
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж, Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом шел веселый дождь.

***
Вот Земля - наш светлый дом,
Много есть соседей в нем,
И пушистые котята,
И мохнатые козлята,

Речка. Солнце и цветы
И, конечно, я и ты.
В этом славном доме нужно
Жить со всеми очень дружно,
Никого не обижать, всех соседей уважать.

Автор: Никифорова Галина Васильевна, воспитатель МБДОУ д/с № 2 "Рябинка" г. Андреаполь
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!