Конспект НОД в подготовительной группе «Природа Северного края»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. Ознакомление с природой» в подготовительной группе детского сада на тему: «Природа Северного края»

Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей об особенностях природных условий и природных зонах Крайнего Севера, растительном и животном мире Кольского полуострова, закрепить представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

Развивающие: развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения, предлагать способы их проверки, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, речь;
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к родной природе.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, иду я возле водоёма и слышу, что кто-то просит о помощи. Присмотрелась, а это рыба (показ картинки)
Ребята, как называется эта рыба? (сёмга)
Где она живёт? (может жить как в море, так и в реке).

Жалуется Сёмушка, что отстала от своих сородичей и не может найти путь в Северное море, куда они уплыли. Давайте, ребята, поможем найти Сёмушке путь в Северное море и встретиться со своими друзьями и родственниками.
Превратимся в быстрый лесной ручеёк и поплывёт наша Сёмушка по нашему ручейку мимо деревьев, кустарников по направлению к Северному морю. А пока течёт наш ручеёк, давайте вспомним названия деревьев и кустарников нашего северного края. Мальчики называют деревья, девочки – кустарники.

П/и «Ручеёк» + Д/и «Назови деревья и кустарники Северного края»
Привёл нас наш ручеёк вместе с Сёмушкой к лесной речке. Высунула Сёмушка свою голову и увидела птицу (картинка).
Как называется эта птица? (глухарь).

Звала, звала его Сёмушка, но ничего он ей не ответил. Почему?
-когда поёт (токует) ничего не слышит;
- когда не токует, затаивается, чтобы не съела лиса и другие хищники.

Поплыла Сёмушка дальше и увидела другую птицу (картинка). Как называется эта птица? (тетерев). Дикая или домашняя птица? Почему? Спросила Сёмушка Тетерева, как попасть в Северное море. А тетерев ей ответил: «Хорошо, я тебе помогу, только и ты мне помоги. Птицы на картинках все перепутались. Посмотрите, на картинку и скажите какая птица на ней лишняя и почему?

Д/и «Четвёртый лишний»
Поблагодарила Сёмушка тетерева и поплыла дальше.
Какого зверя увидела Сёмушка? (бурого медведя).
Бурый медведь – дикое или домашнее животное? Почему?
Как называют детёныша медведя?

Сёмушка не подплыла к нему близко. Почему? (Медведь питается Сёмгой, может поймать и съесть).
Спросила Семушка медведя, как ей добраться до Северного моря? Медведь ей ответил, что поможет ей, только пусть ребята назовут части растения и угостят его вкусными северными ягодами.

Д/и «Назови части растений» «Найди северные ягоды» + ошибка педагога
Спасибо тебе Сёмушка и вам ребята за то, что накормили меня северными ягодами, а плыть к Северному морю надо вот в ту сторону.

Поблагодарила Сёмушка медведя, поплыла дальше и увидела землю. Серая равнина, всегда пасмурно и холодно, твёрдая промёрзлая земля, нет высоких растений, болотистая почва, много кочек, покрыта мхом. Как называется эта земля? (тундра).
Почему в тундре нет высоких растений? (мало солнца, земля промёрзлая, не могут брать полезные вещества из земли, у растений короткие корешки, растения клонятся к земле, потому что в тундре часто дуют сильные холодные ветра).

Сёмушка увидела в главного жителя тундры – зверя с огромными красивыми рогами. Кто это? (северный олень). Северный олень дикое или домашнее животное?
Для чего люди одомашнивают оленей?
Как называют детёныша оленя?

Спросила Сёмушка оленя, в какую сторону ей плыть, чтобы добраться до Северного моря. Я тебе обязательно помогу, сказал северный олень, только ответь на мой вопрос: «Почему в тундре так много озёр и болот?»
Опыт «Почему в тундре так много озёр и болот?»

Посмотрите, ребята, перед вами 2 стаканчика. В одном стакане земля средней полосы. Какая она? Чтобы ответить на этот вопрос, что нужно сделать? (потрогать, пощупать) (Мягкая, тёплая). А в другом стаканчике – земля тундры. (Какая она? Твёрдая , холодная).
Давайте возьмём один стаканчик с водой и выльем на землю средней полосы - как будто прошёл сильный дождь. Что случилось с водой в первом стаканчике? (земля впитала воду).

Теперь давайте возьмём второй стаканчик с водой и выльем в стакан, где земля тундры твёрдая и холодная. Что случилось с водой? Не впиталась, осталась на поверхности. Солнца в тундре мало, высушить воду оно не может, и вся вода остаётся на поверхности земли. Собираясь по капельке, вода скатывается во впадину и образуется озеро. Давайте выльем нашу воду с земли тундры в эту ёмкость и что получилось – новое озеро в тундре.

Давайте ответим оленю на вопрос «Почему в тундре так много озёр и болот?»
Потому что, солнце в тундре землю не прогревает, земля холодная, очень твёрдая, вода в такую землю впитаться не может и остаётся на поверхности.

Несмотря на то, что в тундре суровые климатические условия, но тундра очень богата природными богатствами? Чем богата тундра? (мхами, ягодами, рыбами, грибами). А мы с вами знаем песню, которая так и называется «Что такое тундра?»
Физминутка: Песня – имитация «Что такое тундра?»

Поблагодарила Сёмушка оленя, поплыла дальше и вдруг услышала хлопанье крыльев. Кто это летит к нам, ребята? (полярная сова). Сова, говорит Сёмушка, подскажи мне, правильно ли я плыву к Северному морю. Скажу, отвечает сова, только сначала назови мне признаки живой природы и помоги мне расселить северных животные в места их обитания на Кольском полуострове. Подскажи, кто живёт на побережье, кто в тундре, кто в лесотундре, а кто в море.

Д/и «Живое-неживое» «Кто где живёт?»
От чего зависит место обитания того или иного животного? (от того, чем они питаются)
Поблагодарила Сёмушка сову и поплыла дальше. Берега перед ней расступились и оказалась она в открытом море, а там её уже встречали её друзья и родственники. Спасибо вам ребята, помогли вы мне добраться к своим родным. Я хочу вас познакомить со своим другом – бельком. Белёк детёныш какого животного? (детёныш тюленя).

Детёнышей тюленей человек убивает из-за его красивой шубки. Жалуется белёк, что люди убивают животных, загрязняют море. Спрашивает вас: Как нужно себя вести, чтобы сохранить природу?
Не волнуйся, белёк, наши дети любят природу и бережно к ней относятся, сейчас они расскажут тебе правила друзей природы.

Д/и «Правила друзей природы» (по символам).
Мы совершили путешествие по земле Кольского полуострова. Кого встретили? Кому помогали?
Красива и богата природа Заполярья, много животных, птиц, рыб и растений, которые нужно беречь. Ведь Север – наш, край, наш дом, которые мы должны любить, хранить и беречь.

Понравилось путешествие? Что понравилось?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!