Цели: познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, окрашенная, без запаха), формировать элементарные представления о круговороте воды в природе: кому и для чего нужна вода (человеку, животным, растениям). Доставить эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.
Оборудование и материалы: 2 мольберта, стол, картинки (речка, тучка, солнышко), ванночка с пупсом, ванночка с бельем, кастрюля, игрушки животных (корова и баран), макеты деревьев и цветов, пластиковые стаканчики по количеству детей, пуговицы, краска разведенная.
Действующие лица: 2 воспитателя (один в костюме воды).
Ход занятия
(Дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: Дети, давайте закроем глазки и послушаем тишину. (слышится кап-кап-кап). Ребята, вы слышите, что это?
Дети: Капает водичка!
(появляется воспитатель в костюме водицы)
Водица: Кап-кап-кап. Здравствуйте ребята, это я так капаю. Я - водица озорница. Я очень люблю путешествовать и всем помогать. Хотите я покажу вам где я побывала и кому помогала? (да) (отправляются в путешествие вместе с водицей)
(подходят к мольберту с картиной реки)
Водица: Жила - была водица - озорница в речке - матушке. И вот захотелось ей отправиться в путешествие. Увидела она большую водопроводную трубу и побежала по ней.
(Картинка трубы с краном)
Бежала, бежала и попала в водопроводный кран.
А вы вместе с мамой кран открыли, умылись, постирали, обед приготовили
(дети вместе с водицей проделывают действия с игрушками - купание пупса, стирка одежды в ванночке, действия с кастрюлями)
Водица: Помогла вам водица и как?
Дети: Водичка нам нужна, чтобы мыться, стирать, готовить еду.
Водица: Побежала водица дальше - видит, как на лугу пасутся коровка и барашек, травку жуют, только грустные они - пить им хочется. Разлилась водица лужицей и напились коровка и барашек. Сразу повеселели! Помогла им водица? (макет полянки, на ней коровка и барашек).
Дети: Да, водичка нужна животным чтобы пить.
Водица: Побежала водица - озорница дальше, а солнышко печет. Жарко! И незаметила, как превратилась в тучку. Летит тучка по небу высоко, высоко, все видно водице - озорнице. Вот лес засыхает, вот цветочки повяли. Всем водичка нужна! И им водица помогла - пролилась дождиком из тучки и полила и лес, и цветочки. И все обрадовались! А водица озорница в землю впиталась и опять дома оказалась в речке-матушке! Понравилось вам со мной путешествовать? (картинки: тучка, солнышко, лес, цветы).
Физ. минутка «Рыбки»
Рыбки плавали, плескались в теплой, синенькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке!
Водица: Ребята, мне пора, но я с вами не прощаюсь. Мы на прогулке встретимся, а где - секрет! (убегает)
(другой воспитатель приглашает детей сесть за столы)
Воспитатель: Ребята водица от нас убежала, но посмотрите, что у вас в стаканчиках (вода). А какого вода цвета? (прозрачная). Понюхайте воду(не имеет запаха). А теперь возьмите по одной пуговке и бросьте в свои стаканы. Видно пуговку? (да, вода чистая, прозрачная). А сейчас мы спрячем пуговку! (добавляем в стаканы краску). Видно теперь пуговку? (нет) А почему? (правильно, потому что вода стала цветной, а не прозрачной, и через нее ничего не видно).
Воспитатель: Дети, что нового вы сегодня узнали про воду?
Кому и как водица помогла? А какого вода цвета? А как воду сделать цветной? Дети, а вы любите умываться водичкой?
(воспитатель с детьми читают потешку, сопровождая действиями):
Водичка, водичка, умой мое личико - чтобы щечки краснели, чтобы глазки блестели. Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!