Программное содержание:
1. Познакомить детей с одним из уникальных озер мирового значения.
2. Углублять знания о животном мире Байкала, его ценность.
3. Развивать исследовательскую деятельность путём опытов.
4. Развивать начальные креативные способности (критичность мышления, фантазию, уважительное отношение к мнению других и др.), память, воображение.
5. Обогащать тактильный, чувственный опыт детей.
6. Прививать любовь к природе, уважительное отношение к ней, расширять знания о природных материалах: песок, камни, вода.
7. Учить заботиться об окружающей среде.
8. Воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением разных видов Байкала, картины нерпы, голомянки, картина художника «Байкал», 2 стакана с водой (1 чистой, 2 грязный). Видеокассета Байкал, аудиозапись «Шум прибоя», песок и камни Байкала. Клей, модель картины Байкала.
Ход занятия
Воспитатель: – Для чего нужна вода?
Дети: Поливка цветов, приготовление пищи, умывание.
В.: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Больше всего места на нашей земле вода. Она есть в море, океане, реке, озере. А как называется наша республика?
Д.: Бурятия
В.: Верно, и в нашей республике есть самое глубокое и чистое озеро. А как оно
называется?
Д.: Байкал
В.: А вы хотите отправится в путешествие на это озеро?
Д.: Да
В.: Давайте закроем глаза, а я скажу волшебные слова. Готовы
Д.: Да
В.: Все глазки закрываем 1,2,3 на озеро мы попадаем.
Звучит музыка
В.: Посмотрите А вот и озеро Байкал какое оно красивое!
Рассматривание иллюстраций
В.: А ещё какое?
Д.: Большое, глубокое, чистое, светлое.
В.: Нужен Байкал тебе и мне
Нужен чистый воздух на зоре
Птичий гомон, и синева рек
Солнце, дождик и белый снег.
В.: Давайте присядем на берег Байкала.
А теперь посмотрим и послушаем как
бьются волны о его берег, как чайки летают.
Звучит шум волн
Просмотр слайдов по видеосъёмке о Байкале
Пластическая игра «На Байкале».
Дети встают в круг, изображая бурное волнение озеро; дети изображает рыбок, чаек, которые быстро машут крыльями.
В.: В Байкале много рыбы. Но есть главная рыба Байкала. Как она называется?
Д.: Это омуль
В.: Есть в Байкале необыкновенная рыба. Это голомянка. Необыкновенна она тем, что вся состоит из жира и если её положить на берег, то она растает.
Показ иллюстрации
В.: А ещё на берегу Байкала живёт животное. А как оно называется?
Показ иллюстрации
Д.: Это нерпа
В.: Люди её охраняют, потому что браконьеры убивают её и нерпы становится мало. Людям нужен её ценный, красивый тёплый мех. Её нельзя убивать. А какая вода в Байкале?
Д.: Она чистая, прозрачная.
В.: Верно. У нас в Байкале, как мы уже знаем, вода чистая, голубая, поэтому и рыбам там живется не плохо. А что произойдет с рыбой, если она будет жить в грязной воде?
Д.: Она жить не сможет.
В.: Верно. давайте проведём опыт.
Опыт:
В сосуд с чистой водой добавляется вода, окрашенная в грязный цвет.
В.: Какая грязная вода, наверное, рыбам здесь будет плохо жить? Правда? Они не смогут найти питание, дышать, плавать.
Давайте будем его беречь
Не будем силы свои жалеть;
Пусть будет вечно он голубой
Наш добрый батюшка Байкал дорогой.
В.: А вы хотите поиграть?
Д.: Да
В.: Перед вами два предмета. Я называю это, а вы должны подойти к тому о чём я говорю.
Дидактическая игра «Подойди к предмету»
(Называю качества предмета, а дети должны подойти к тому предмету, о котором идёт описание: сыпится, мягкий, можно из него делать постройки. Твёрдый, холодный) Предметы - Байкальский песок, камни.
В.: О Байкале много легенд, много картин, стихов, рассказов, песен. Вот одна из этих картин. Посмотрите как художник изображает Байкал, какие разные краски
Рассматривание картины
В.: И у нас в группе тоже есть Байкал. Это его макет, где вы можете всегда увидеть как выглядит озеро. А сейчас я предлагаю вам написать картину как художники, но не красками, а песком.
Практическая работа
Дети на трафаретной картине на клеевой основе сыпят песок.
В.: Замечательная картина.
Давайте будем Байкал беречь
Не будем силы свои жалеть;
Пусть будет вечно он голубой
Наш добрый батюшка Байкал дорогой.
В.: Нам пора возвращаться в садик. Давайте закроем глаза и я опять скажу волшебные слова.
Дети закрывают глаза, произнести: 1, 2, 3.
Восп: Ну вот мы и в саду, и давайте закончим наше путешествие танцем бурятского народа «Ёхор», ведь в нём есть движение, которое изображают волны
Танец Ёхор
В.: Ребята, вам понравилось наше путешествие по Байкалу?
Д.: Да
В.: А что больше всего понравилось?