Цель: продолжать расширять, обогащать и активизировать словарь по теме "Насекомые".
Задачи:
Возраст детей: 5-6 лет.
Образовательные технологии: здоровьесберегающая, игровая, технологии Воскобовича, ТРИЗ.
Оборудование: аудиосредства (магнитофон), ширма – "Полянка", ноутбук.
Демонстрационный материал: картинки с изображением насекомых, книги о насекомых, мяч, цветок, бабочка на палочке, карточка с ребусом, двухполосная карточка, стрекоза, муравей, коврограф, конверт с насекомыми, разноцветные бабочки.
Раздаточный материал: бабочки для дыхательной гимнастики, стрекоза, муравей (по 10 штук для каждого ребенка), конверты с насекомыми, двухполосные карточки, коврограф.
Предварительная работа с детьми: наблюдение за насекомыми в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме; чтение рассказов, сказок, стихов о насекомых, изготовление бабочек для дыхательной гимнастики.
Организационный момент. Мотивация
- Ребята, скоро наступит лето, и многие из вас будут отдыхать на природе: в лесу, на лужайках, у реки, на огороде. Там вы можете встретить разных насекомых. А для того, чтобы подружиться с ними, нужно о них много знать. Мы с вами на наших занятиях говорили о насекомых, узнали о них много интересного? А вы много нового узнали о насекомых?
- Хотели бы вы сегодня проверить свои знания?
- Тогда давайте пройдем к нашей полянке с насекомыми. (Звучит музыка, подходим к ширме, открываем ее, а насекомых нет)
- Ребята, а где же все наши насекомые? Куда же они разбежались? (На ширме появляется паук)
- Может быть, это вредный паук их прогнал?
- А почему паук их прогнал? (Потому что паук – это не насекомое)
- Куда же могли деться все насекомые? (Возле ширмы стоит пенек, на пеньке книги)
- Посмотрите, на пеньке лежат книги. Давайте посмотрим на них. (Рассматриваем книги)
- Скажите, ребята, что общего у всех этих книг? Чем они похожи? (Они все о насекомых)
- Значит, паук распугал наших насекомых и они разбежались по этим книжкам.
- Как вы думаете, нужно их вернуть на нашу полянку? Попробуем?
- Тогда давайте откроем первую книгу. (Открываем первую книгу "Храбрый утенок")
Игра "Один-много"
- Ребята, скажите, как называется эта книга? Какое насекомое встречается в этой книге? (Стрекоза)
- Чтобы помочь стрекозе вернуться на полянку, мы должны выполнить такое задание: я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так, как будто их много.
Стрекоза, а много… (стрекоз)
Бабочка, комар, пчела, муха, муравей, кузнечик, шмель, жук.
- Молодцы, ребята. А вот и первое насекомое вернулось к нам. (Достаем из книги первое насекомое - стрекозу, возвращаем на полянку)
Игра с мячом "Скажи наоборот"
- Посмотрим, какую следующую книгу мы откроем. (Открываем "Сказку про шмеля")
- Скажите, о ком эта сказка? (О шмеле)
- Чтобы отыскать в этой сказке шмеля, мы поиграем в игру "Скажи наоборот".
Майский жук большой, а божья коровка … (маленькая)
У жука усы толстые, а у бабочки … (тонкие)
У шмеля спина широкая, а у комара … (узкая)
У мухи крылья короткие, а у стрекозы … (длинные)
Комар злой, а бабочка … (добрая)
Пчела полезная, а муха … (вредная)
- Вы все правильно назвали и спасли еще одного насекомого.
Дидактическая игра "Насекомые малыши и великаны"
Открываем следующую книгу "Тараканище".
- Как называется эта книга? Какие насекомые встречаются здесь? (Таракан)
- Я буду называть название насекомого, а вы говорите, когда он маленький, когда большой. Например: таракан - таракашечка и тараканище.
Комар - Комарик и комарище.
Жук - Жучок и жучище.
Пчела - Пчелка и пчелище.
Муравей - Муравьишка и муравьище.
Стрекоза-стрекозка и стрекозище.
Шмель - Шмелек и шмелище.
- Вы справились с этим сложным заданием и спасли еще одного насекомого.
Игра "Какая? Что делает?"
Открываем следующую книгу "Дюймовочка", в ней ребус.
- Как называется эта книга? Ребята, а чтобы отыскать следующего насекомого, нам необходимо разгадать ребус, какое же слово здесь зашифровано? (Бабочка)
- Расскажите, какая бабочка? А говорить будет тот, у кого в руках она окажется. (Передают бабочку по кругу)
Бабочка (какая?) – красивая, прекрасная, разноцветная, легкая, маленькая, большая, яркая, полезная и т. д.
Бабочка (что делает?) – летает, перелетает, порхает, опыляет цветы, собирает нектар, машет крыльями и т. д.
Составление предложений с предлогами
- Больше всего на лесной полянке насекомым нравятся цветы. Они кружат возле них со всех сторон. Вот как эта бабочка. Давайте с ней поиграем. Я буду помогать бабочке совершать различные действия, а вы будите говорить, что она делает.
Бабочка подлетела к цветку.
Бабочка села на цветок.
Бабочка летает над цветком.
Бабочка спряталась за цветок.
Бабочка вылетела из-за цветка.
Бабочка села под цветок.
Бабочка улетела от цветка.
Дыхательная гимнастика
- А сейчас мы с вами сделаем дыхательную гимнастику вместе с теми бабочками, которых мы изготовили из бумажных фантиков.
В конвертах разложены бабочки, сделанные своими руками из фантиков конфет, и закрепленные на ниточках. Дети рассматривают своих бабочек, и каждый из детей дует на свою бабочку, делая вдох через нос, и выдувая воздух ртом, не надувая щек.
На лесной полянке чудо –
На цветочках бантики
Это бабочки расселись
Как цветные фантики.
Составление предложений о насекомых
- А какие еще насекомые есть в сказке "Дюймовочка"? (Майский жук)
- Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?
- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека. Муха?
- Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни. Пчела?
- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы. Муравей?
- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых. Бабочка?
- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы. (Находим в книге майского жука)
- Какие Вы, ребята, молодцы! Насекомые Вас благодарят за помощь и предлагают поиграть в игру с сороконожками
Логоритмика "Сороконожка"
- А сейчас предлагаю сесть за столы.
Дидактическая игра "Отсчитай-ка"
Следующая книга "Стрекоза и муравей".
- Нас ожидает следующая книга, как вы думаете, какие насекомые здесь спрятались?
- Чтобы отыскать следующего насекомого, нам необходимо отсчитать на верхней полоске карточки на одну стрекозу больше, чем число 5.
- Сколько стрекоз вы отсчитали?
- Почему вы отсчитали столько стрекоз?
- Отсчитайте на нижней полоске карточки на одного муравья меньше, чем число 6.
- Сколько муравьев вы отсчитали?
- Почему вы отсчитали столько муравьев?
- Каким числом можно обозначить количество стрекоз? (6)
- Каким числом можно обозначить количество муравьев? (5)
- Какое число больше: пять или шесть?
- Какое число меньше: пять или шесть?
- На сколько число шесть больше числа пять?
- На сколько число пять меньше числа шесть?
- Как можно уравнять эти числа?
- Вы справились с этим заданием и вернули на поляну муравья.
Игра "Назови соседей"
- Давайте откроем следующую книгу. Здесь, какое насекомое может быть спрятано? Выполним задание, узнаем. (На доске показываю карточку с цифрой)
- Назови число и его соседей. (2, 3, 5, 7, 8)
- Молодцы. Справились заданием. И вернули на поляну пчелку.
- Наша пчелка хочет с нами поиграть.
Гимнастика для глаз
К журавлю пчела летела,
Зажужжала и запела "Ж-ж-ж…"
Вот вверх полетела
Вот направо полетела. (Каждый вправо посмотрел)
Вот налево полетела. (Каждый влево посмотрел)
Пчелка на нос хочет сесть,
Не дадим мы ей присесть.
Зажужжала, закружилась. "Ж-ж-ж…"
Пчелка наша приземлилась.
Игровое упражнение "Разложи насекомых правильно"
(использование элементов технологии Воскобовича)
Открывает книгу "Муха-цокотуха".
- Пора открывать следующую книгу и вернуть других насекомых. В этой книге, какие насекомые есть?
- Положите кузнечика в нижний левый угол.
- Положите гусеницу в верхний левый угол.
- Положите муху в нижний правый угол.
- Положите комара в верхний правый угол.
- Самовар положите посередине.
- Где положили кузнечика? Муху? Комара? Гусеницу? Самовар?
- Вот сколько насекомых вернули на поляну.
- Еще одна книга осталась. (Книга "Лунтик и его друзья") Какие насекомые здесь есть?
- Лунтик спрятал клад и предлагает вам его найти.
Игровое упражнение "Правильно пойдешь – клад найдешь"
Ребенок стоит в обруче, воспитатель читает ему задание.
- Три шага вперед, два шага налево, два шага вперед. (Ребенок находит "Конверт")
- Ребята, мы нашли "Конверт" и вернули божью коровку. Давайте посмотрим, что там. (Бабочки желтые и красные)
Рефлексия
Все запорхали, зажужжали, запрыгали и заскакали. Насекомые вас, дети, благодарят и спасибо говорят…
- Если вам сегодня все понравилось, справились с заданиями - прошу посадить на цветочек красных бабочек.
- Если не понравилось или были затруднения - посадите желтых бабочек.
- Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть порхают бабочки, летают стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым. А для этого необходимо беречь и охранять природу.