Цель: развитие у детей внимания, речи, воображения, творческих способностей и логического мышления.
Задачи:
Интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Речевое развитие" , "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Методы и приемы:
Обогащение словаря детей: нектар, порхать, листопад, заснеженная елка.
Материал: схематичное изображение явлений природы в различные времена года, содержащее образцы узоров из кубиков "Сложи узор", наборы кубиков "Сложи узор", игрушка (кукла Маша), волшебные палочки красного, белого, желтого и зеленого цветов, сделанные из бумаги, костюм Матушки Природы.
Воспитатель в роли Матушки Природы приглашает детей в круг.
Здравствуйте, мои юные друзья. Я Матушка Природа. Сегодня чудесная погода и я решила заглянуть к вам в гости. Я добрая волшебница, послушайте мои слова:
Знают все, у волшебницы-природы
Четыре чудесных есть времени года.
И на каждое время года
Волшебная палочка есть у природы. (педагог обращает внимание детей на "палочки": зеленую, красную, желтую и белую)
Стоит Природе зеленой палочкой взмахнуть,
И сразу весна наступает тут как тут,
Взмахнет Природа палочкой красной –
Наступит лето прекрасное,
Когда желтой палочкой взмахнет –
Золотая осень придет,
А если взмахнет палочкой белой –
То зима берется за дело…
- Однажды, в мой дом заглянула любопытная девочка Маша, она была удивлена увидев разноцветные палочки, решила поиграть с ними. Коснулась она зеленой палочки, и тут же палочка превратилась в молодую травку, пробивающуюся из-под снега, а когда, ребята, появляется первая травка? (Ответы детей: весной)
- Правильно, наступила весна! Полюбовалась Маша на весеннее превращение и захотелось ей, чтобы еще больше травки вокруг выросло. Ребята, а вы можете помочь Маше вырастить больше травки вокруг?
Матушка Природа приглашает детей занять места за столами и выложить узор "травка" по схеме 1.
(дети выкладывают узор "травка", Маша смотрит и радуется)
Маша: Ай, да помощники у волшебницы-Природы! Первая весенняя травка выросла!
Матушка Природа: Ребята, посмотрите на узор и скажите, из каких геометрических фигур он состоит? Какого цвета фигуры? Сколько зеленых треугольников? (из треугольников, зеленых и желтых, четыре зеленых треугольника)
- Молодцы! Красиво стало вокруг! И Маша решила потрогать другую палочку. Только задела она красную палочку, и та сразу превратилась в прекрасную бабочку, запорхала яркая бабочка, стало жарко. Какое время года наступило, как вы думаете? (лето)
- Что делают бабочки летом, какую пользу они приносят? (летают, собирают нектар, опыляют цветы)
- Молодцы, ребята. А я знаю, что летом вырастает очень много цветов, и чтобы собрать с них нектар и опылить все, нужно чтобы прилетела не одна, а целая стая бабочек. Маша просит вас сотворить еще бабочек по схеме.
(дети перестраивают узор "травка" в узор "бабочка" по схеме 2)
Маша пытается ловить бабочек, но у нее ничего не получается и она, закружившись, отходит от столов.
Матушка Природа: Маша, нельзя ловить бабочек. Ребята, почему нельзя ловить бабочек? (бабочки погибают, пыльца с крылышек опадает, стирается и бабочка не может взлететь, раненые бабочки не могут помогать цветам)
Молодцы, ребята, любите и оберегайте природу.
Ни одной бабочки Маша не поймала
И, конечно же очень устала…
Захотелось ей отдыхать,
На полянке в цветах полежать…
Вы, ребята, в кружок выходите,
Как цветочки растут, покажите!
Динамическая пауза "Цветы"
Раз, два, три – выросли цветы!
К солнцу потянулись высоко –
Стало и приятно и тепло…
Ветерок пролетал,
Стебелечки качал:
Влево качнулись – низко пригнулись,
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Ветерок, убегай,
И цветочки не ломай.
Пусть они растут, цветут
И всем радость несут!
- Отдохнула Маша и вспомнила, что есть еще волшебные палочки у Природы… Едва задела она желтую палочку, и сразу превратилась та в желтый листок, стало прохладно, листья на деревьях тоже пожелтели и на землю тихо полетели…Как вы думаете, какое время года наступило? (осень)
- Да, ребята, осень еще называют золотою порой. Маша смотрит на листок и мечтает: "Вот бы вся земля стала золотая!" Ребята, а как вы думаете, как называется явление природы, когда облетают листья с деревьев? (листопад)
- Правильно, листопад. Давайте исполним желание Маши и создадим листопад.
(Дети проходят к столам и перестраивают из кубиков узор "листик" по схеме 3)
- Ребята, скажите пожалуйста, из какой геометрической фигуры состоит лист, какого цвета фигура, сколько квадратов? (квадрат, желтый, один квадрат)
- Правильно! Маша радуется, вас много и много листиков получилось, целый листопад!
- И вот осталась одна волшебная палочка – белая. Что же из нее может получиться? Она же белая…" – подумала Маша и только дотронулась до нее – как случилось чудо: превратилась палочка в белую, заснеженную елочку, а когда у нас все в снегу, это какое время года, кто знает? (зима)
- Правильно, давайте вместе вырастим целый еловый лес.
(дети выполняют задание по схеме и складывают узор "елочка" схема 4)
Матушка Природа: Почему елочка белая? Из каких фигур сложен узор? Сколько больших треугольников? (елочка покрыта снегом, два белых треугольника)
Дыхательная и зрительная гимнастика
Я предлагаю вам, ребята, сдуть снег с елочки и превратить ее в обычную зеленую елочку.
Как на елке снег, снег (руки вверх и смотрим на пальчики)
Как под елкой снег, снег (руки вниз и смотрим на пальчики)
А под снегом спит медведь (закрываем глаза ладошками)
Тише, тише не шуметь… (палец к губам и издаем звук тс-с)
Подуем на елочку пять раз.
- Но вот стряхнула елочка с себя белые снежинки и стала зеленой елочкой. Перестраиваем узор по схеме "елочка без снега" схема 5.
А на наших елках в лесу поселились лесные зверюшки. Давайте поиграем вместе с Машей. Предлагаю вам выйти в круг.
Игра "Посчитай – подвигайся"
Дети выполняют задания под музыку.
Хлопни в ладоши столько раз, сколько филинов на елке (5)
Прыгни на месте столько раз, сколько шишек на картинке (3)
Покружись столько раз, сколько белочек картинке (2)
Топни столько раз, сколько снежинок (4)
Дотянись ладошками до пола столько раз, сколько зайчиков на картинке (1)
Рефлексия
- Молодцы, ребята! Да вы такие же волшебники, как и я, Матушка Природа! Вы трудились вместе со мной и Машей чтобы менялись времена года. Маше все очень понравилось и она говорит вам большое спасибо за то, что с вашей помощью узнала обо всех временах года.
- А вы как считаете, вы действительно помогли Маше? А как? Какое время года вам понравилось больше и что вам больше всего понравилось делать для Маши?
- Какой узор был самым сложным для вас?
- Какие геометрические фигуры вам встретились в узорах?
- Вы видели в узорах круг? (дети рассказывают, что им понравилось больше всего, какое время года им понравилось больше всего и т. д.)
Маша и Матушка Природа благодарят детей и дарят им раскраски "Времена года".