Цель урока: научить решать задачи на одновременное движение в противоположном направлении.
Задачи:
Оборудование: доска, учебник, таблица «Время, скорость, расстояние», карточки с заданиями.
Арифметический диктант
- Выбери верные формулы движения, прочитай получившееся слово:
S = vxt (за)
v = s:t (ча)
s = t:v (ру)
t = s:v (да)
v = sxt (вы)
("Задача")
- Подумайте, какая тема нас ждет? (задачи на движение)
- Прочитайте условие задачи: вышли два пешехода. Скорость одного пешехода 5 км/ч, другого - 4 км/ч. На каком расстоянии будут пешеходы через 3 ч?
- Можем ли решить задачу? (нет)
- Почему? (не хватает данных, неизвестно в каком направлении движутся пешеходы)
- Давайте выясним. Откройте с. 33 № 125, дополним условие. Выполним чертеж.
- Выберите из предложенных чертежей чертеж, подходящий к задаче. (слайд)
- Миша решил эту задачу так:
- Можно ли решить задачу по-другому? (Можно, записать короче)
- Запишем решение в тетрадь.
№ 125 (2)
- Выполним чертеж.
- Как решим? (один учащийся у доски)
№ 125 (3)
- Сделайте вклейку.
- Решим задачу.
1 способ:
2 способ:
- Как найти общую скорость? (Разделить пройденное расстояние на время)
- Как узнать скорость второго пешехода? (Вычесть скорость первого пешехода)
- Прочитайте еще раз все три задачи. Похожи ли они? Чем? (Задачи на движение в противоположных направлениях)
- Чем они отличаются? (Если в первой задаче неизвестно расстояние, то во второй и третьей задачах оно дано, но неизвестным во второй задаче становится время, а в третьей - скорость)
- Как называются такие задачи? (Взаимообратные)
- Ежедневно миллионы людей пользуются услугами автобусов. Безопасность поездки зависит от водителей, и они не должны нарушать правила дорожного движения.
- Нарушают ли водители правила дорожного движения в данной ситуации, если на обочине стоит знак ограничения скорости до 90 км/ч?
- Работая в паре, решите задачу, используя чертёж. Запиши решение в тетрадь.
Из одного гаража выехали одновременно в противоположных направлениях два автобуса. Через 2 часа расстояние между ними было 280 км. Скорость первого автобуса 60 км/ч. Узнай скорость второго автобуса. Сделай выводы.
- Сделай выводы. Выскажи свое мнение: почему нельзя нарушать правила дорожного движения.
1 способ:
2 способ:
Водители не нарушают правила передвижения за пределами города, ограничение в 90 км/ч не превышено.
Домашнее задание
Решите задачи на стр. 32 № 122, 123.