Конспект урока математики в 4 классе "Устные и письменные приемы вычислений многозначных чисел"

Цель урока: познакомить с устными и письменными приемами сложения и вычитания многозначных чисел.

Задачи:

  • повторить устные и письменные приемы вычисления двухзначных и трехзначных чисел;
  • закрепить умение решать текстовые задачи.

Ход урока

Орг. момент

Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.

Мотивация учебной деятельности

- Песня ... на перемене звучала не зря.
- Сегодня наш урок мы посвятим мини исследованию Брянского района с точки зрения математики.

Актуализация знаний

Математический веер

- Проведем разминку с использованием "математического веера".
- Работаем в группах. Правила работы в группе вы узнаете.
- Выберите задание на доске.

1. Докажи, что знаки расставлены верно.

6*** < 3****
**9 < ***2
408 472 > 48 472

- Брянск – город в РФ, административный центр. Он не входит в состав Брянского района, является самостоятельным городским округом.
- Население г. Брянска на 2014 год составляет 408 472 человека.

2. Найди закономерность и продолжи ряд.
1020 1230 1440 1650 … (1860)

- Площадь Брянского района составляет 1860 км2.

3. Упорядочи, расположив числа в порядке возрастания.

55.242 56.496 56.587 56.765 56.950 57.286

- Численность населения Брянского района на 2014 г. составляет 57 286 человек.

4. Сравни, не вычисляя.

1250 – 347 ... 12500 - 347
8346 + 5360 ... 5360 + 8346
98 – 9 ... 98 – 12

- В Брянском районе насчитывается 98 населенных пунктов. Включая 9 без населения.
5. Сгруппируй числа по определенному признаку.

1929   43.536   456.322   54.863 3  47.805   398   546

- В 1929 г. Брянская губерния была разделена на районы. Одним из них стал Бежицкий район – затем переименован в Брянский район.

6. Проанализируй и поставь скобки так, чтобы равенство стало верным.

1000 – 800 : 10 + 5 = 15
- Брянский район включает 15 сельских поселений, в том числе и Добрунское сельское поселение.

- Оцените работу в группе на оценочных листах.

Физминутка

Самоопределение к деятельности

- Продолжая нашу разминку, предлагаю решить устно задачу.

Наша деревня Добрунь является одним из крупнейших населенных пунктов Брянского района по численности населения (третьим). В Добруни одно общеобразовательное учреждение "Лицей № 1", которое состоит из дошкольного звена и лицея.

Задача 1.

- Детский сад "Колосок" посещают 392 ребенка, лицей – 697 учащихся. Сколько всего детей в "Лицей № 1"?
- Каким действием будем решать ?
- Удобно ли вычислять устно? Почему?

- Какой способ вычисления будем применять?
- Вспомним алгоритм вычисления

Один ученик-консультант проговаривает алгоритм (презентация), один ученик переворачивает листы.

  • Пишу...
  • Складываю единицы...
  • Складываю десятки...
  • Складываю сотни...

- Похож ли алгоритм сложения и вычитания?

Задача 2.

- В д. Добрунь 2544 человека женского пола и 1998 человек мужского пола.
- Какова общая численность населения д. Добрунь?
- Ребята, умеем ли мы складывать такие числа?

- Мы уже умеем складывать и вычитать трехзначные числа, а теперь нам надо выйти за рамки и научиться складывать и вычитать многозначные числа.
- Тема нашего урока - Сложение и вычитание многозначных чисел.
- Проверим, работает ли алгоритм сложения трехзначных чисел при сложении многозначных чисел.

- Используем ранее полученные знания в новых условиях. (Работаем в парах. Проверка по эталону)
- Работает ли алгоритм на многозначных числах? (ответы учащихся)
- Оцените работу на оценочных листах. Сравним с тем, что пишут на этот счет авторы учебника. (с. 60)

Первичное закрепление

- Найди ошибку в вычислениях и реши верно. Докажи. (По вариантам)
- Проверьте друг друга на калькуляторе. Оцените.

Применение знаний

Задача 3.

Население Добруни а человек, Супонево – на б человек больше, чем население д. Добрунь, а население д. Тиганово – с человек. Сколько всего человек проживает в трех населенных пунктах?

- Прочитайте задачу про себя.
- Проанализируем задачу. Сделаем модель задачи на отрезках.
- Что на модели будет обозначать целый отрезок?

- Верно, целый отрезок обозначает население 3-х населенных пунктов.
- На сколько частей мы должны разделить отрезок? (3)
- Почему 3?

- Обозначим какие. Расставим данные.
- Согласно данным задачи, каково население Добруни? (а человек)
- Что известно о количестве человек п. Супонево? (на б больше)

- Как это записать на языке на математике? (а+б)
- Каково население д. Тиганово? (с)
- Прочитайте вопрос задачи. Обозначим его на схеме.

- Внимательно посмотрите на схему. Поможет ли схема составить решение задачи выражением?
- Составим выражение: а + (а+б) + с
- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась следующим выражением: (а+б) – с

- Решите задачу при следующих значениях переменных.

Население Добруни 4.42 человека, Супонево – на 4216 человек больше. А население д. Тиганово – 410 человек. (Один ученик у доски)
- Проверьте и оцените свою работу.

Рабата по модульным карточкам

- Выберите уровень сложности для себя. Если справились, то можно перейти к более сложному уровню.
- Оцените работу. Карточки вы мне сдадите, я их проверю.

Итог урока

- Ребята, подошло к концу наше мини исследование Брянского района с точки зрения математики.
- Над какой темой мы работали? (ответы детей)
- Какие цели ставили?

- Достигли?
- Чему научились?
- Что нового узнали?

Рефлексия

- Посчитайте количество баллов и поставьте себе оценку за урок.

Домашнее задание

  1. с. 60 № 262, 263.
  2. с. 60 № 265. (составить задачу по выражению)
Размер:
27.7 Kb
Скачали:
9