Цель урока: познакомить с устными и письменными приемами сложения и вычитания многозначных чисел.
Задачи:
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
- Песня ... на перемене звучала не зря.
- Сегодня наш урок мы посвятим мини исследованию Брянского района с точки зрения математики.
Математический веер
- Проведем разминку с использованием "математического веера".
- Работаем в группах. Правила работы в группе вы узнаете.
- Выберите задание на доске.
1. Докажи, что знаки расставлены верно.
6*** < 3****
**9 < ***2
408 472 > 48 472
- Брянск – город в РФ, административный центр. Он не входит в состав Брянского района, является самостоятельным городским округом.
- Население г. Брянска на 2014 год составляет 408 472 человека.
2. Найди закономерность и продолжи ряд.
1020 1230 1440 1650 … (1860)
- Площадь Брянского района составляет 1860 км2.
3. Упорядочи, расположив числа в порядке возрастания.
55.242 56.496 56.587 56.765 56.950 57.286
- Численность населения Брянского района на 2014 г. составляет 57 286 человек.
4. Сравни, не вычисляя.
1250 – 347 ... 12500 - 347
8346 + 5360 ... 5360 + 8346
98 – 9 ... 98 – 12
- В Брянском районе насчитывается 98 населенных пунктов. Включая 9 без населения.
5. Сгруппируй числа по определенному признаку.
1929 43.536 456.322 54.863 3 47.805 398 546
- В 1929 г. Брянская губерния была разделена на районы. Одним из них стал Бежицкий район – затем переименован в Брянский район.
6. Проанализируй и поставь скобки так, чтобы равенство стало верным.
1000 – 800 : 10 + 5 = 15
- Брянский район включает 15 сельских поселений, в том числе и Добрунское сельское поселение.
- Оцените работу в группе на оценочных листах.
Физминутка
- Продолжая нашу разминку, предлагаю решить устно задачу.
Наша деревня Добрунь является одним из крупнейших населенных пунктов Брянского района по численности населения (третьим). В Добруни одно общеобразовательное учреждение "Лицей № 1", которое состоит из дошкольного звена и лицея.
Задача 1.
- Детский сад "Колосок" посещают 392 ребенка, лицей – 697 учащихся. Сколько всего детей в "Лицей № 1"?
- Каким действием будем решать ?
- Удобно ли вычислять устно? Почему?
- Какой способ вычисления будем применять?
- Вспомним алгоритм вычисления
Один ученик-консультант проговаривает алгоритм (презентация), один ученик переворачивает листы.
- Похож ли алгоритм сложения и вычитания?
Задача 2.
- В д. Добрунь 2544 человека женского пола и 1998 человек мужского пола.
- Какова общая численность населения д. Добрунь?
- Ребята, умеем ли мы складывать такие числа?
- Мы уже умеем складывать и вычитать трехзначные числа, а теперь нам надо выйти за рамки и научиться складывать и вычитать многозначные числа.
- Тема нашего урока - Сложение и вычитание многозначных чисел.
- Проверим, работает ли алгоритм сложения трехзначных чисел при сложении многозначных чисел.
- Используем ранее полученные знания в новых условиях. (Работаем в парах. Проверка по эталону)
- Работает ли алгоритм на многозначных числах? (ответы учащихся)
- Оцените работу на оценочных листах. Сравним с тем, что пишут на этот счет авторы учебника. (с. 60)
- Найди ошибку в вычислениях и реши верно. Докажи. (По вариантам)
- Проверьте друг друга на калькуляторе. Оцените.
Применение знаний
Задача 3.
Население Добруни а человек, Супонево – на б человек больше, чем население д. Добрунь, а население д. Тиганово – с человек. Сколько всего человек проживает в трех населенных пунктах?
- Прочитайте задачу про себя.
- Проанализируем задачу. Сделаем модель задачи на отрезках.
- Что на модели будет обозначать целый отрезок?
- Верно, целый отрезок обозначает население 3-х населенных пунктов.
- На сколько частей мы должны разделить отрезок? (3)
- Почему 3?
- Обозначим какие. Расставим данные.
- Согласно данным задачи, каково население Добруни? (а человек)
- Что известно о количестве человек п. Супонево? (на б больше)
- Как это записать на языке на математике? (а+б)
- Каково население д. Тиганово? (с)
- Прочитайте вопрос задачи. Обозначим его на схеме.
- Внимательно посмотрите на схему. Поможет ли схема составить решение задачи выражением?
- Составим выражение: а + (а+б) + с
- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась следующим выражением: (а+б) – с
- Решите задачу при следующих значениях переменных.
Население Добруни 4.42 человека, Супонево – на 4216 человек больше. А население д. Тиганово – 410 человек. (Один ученик у доски)
- Проверьте и оцените свою работу.
Рабата по модульным карточкам
- Выберите уровень сложности для себя. Если справились, то можно перейти к более сложному уровню.
- Оцените работу. Карточки вы мне сдадите, я их проверю.
- Ребята, подошло к концу наше мини исследование Брянского района с точки зрения математики.
- Над какой темой мы работали? (ответы детей)
- Какие цели ставили?
- Достигли?
- Чему научились?
- Что нового узнали?
- Посчитайте количество баллов и поставьте себе оценку за урок.
Домашнее задание