УМК: "Школа России".
Цели деятельности учителя:
Планируемые результаты:
Оборудование: телевизор, учебник математики (М.И. Моро, 3 класс 2 ч.), карточки.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Николаевна, и сегодня, я проведу у вас урок математики.
- Спину держим ровно.
- Молодцы! Учебники на край стола, тетради перед собой. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и классная работа.
- Слушайте внимательно, активно работайте, и урок пройдет легко и познавательно.
Устный счет
- Прочитайте числа: 675090, 45899, 900203, 8007, 870500.
- Сколько всего десятков в каждом из чисел? Сколько тысяч?
- Разделите первое и последнее числа на 10.
- Умножьте второе и четвертое числа на 10.
- Уменьшите на 1 каждое из чисел.
- Увеличьте на 1 десяток каждое из чисел.
Работа у доски
- Сейчас я буду читать текст, который содержит большие числа. Мне нужны добровольцы, которые запишут числа у доски.
- Итак, ваша задача одновременно записывать числа на доске, затем всем классом мы будем их проверять. Начинаем.
- Представьте это числа в виде суммы разрядных слагаемых. Проверьте себя.
- Вы хорошо прошли предполетную подготовку, теперь в путь.
- Мы летим к планете Многозначных чисел. На пути встречаем планеты Солнечной системы.
- А теперь давайте выясним, какая из планет самая большая, а какая самая маленькая. Расположите числа в порядке убывания. Проверьте себя.
4878, 6788, 12103, 12740, 49500, 51000, 120500, 143000.
- Итак, самая большая планета Юпитер.
- Перед вами на доске таблица разрядов и классов. Давайте проверим, как хорошо вы ориентируетесь в классах.
- Назовите I класс. (Класс единиц)
- Как называется II класс? (Класс тысяч)
- Давайте вспомним как образуются десятки, сотни, тысячи.
- Ваша задача продолжить выражения. Посмотрите на экран.
- Последнее выражение знакомо вам?
- Как вы думаете, есть ли классы выше класса тысяч?
- Кто знает, как они называются?
- Давайте сформулируем тему и цели нашего урока.
- Ребята, откройте учебник на странице 30. Давайте прочитаем текст рядом с красной чертой.
- Как называется тысяча тысяч? (миллион)
- Что такое миллиард? (Тысяча миллионов, или десять сотен миллионов)
- Как называется III класс? IV класс?
- Сколько разрядов в каждом классе?
- Как они называются?
- Молодцы! Переходим к заданию 143 и выполняем его устно. Но для начала я прочитаю вам число.
305674011316 (Триста пять миллиардов шестьсот семьдесят четыре миллиона одиннадцать тысяч триста шестнадцать)
- Давайте вспомним порядок чтения многозначных чисел. Посмотрите на экран.
- Разобьем число на классы. Как мы это сделаем?
- Вспомним названия классов. Теперь прочтем вместе, повторяйте за мной.
- Теперь давайте встанем и немного отдохнем.
Физминутка
Посмотрите на экран. Найдите значение выражения.
24:5
37:6
45:7
25:3
- Давайте сделаем вывод. Может ли остаток быть больше делителя?
- Как выполнить проверку?
- Переходим к заданию под номером 144.
- В этом задании вам нужно объяснить вычисления при делении с остатком. Есть желающие выйти к доске и объяснить первое вычисление.
- Но для начала давайте вспомним алгоритм деления с остатком, внимание на экран.
- Итак, главное условие остаток должен быть меньше делителя. Так ли в объяснении?
- Первое выражение: 288 нужно разделить на 5.
- Что нам нужно сделать в первую очередь?
- Верно. Разделить сотни. Можем мы 2 сотни разделить на 5 так, чтобы в частном получились сотни? (Нет)
- Делим десятки: 2 сот. и 8 дес. – это 28 дес. Разделим на 5. В частном будет 5 дес. Умножим: 5*5=25. Разделили 25 дес.
- Вычтем: 28-25=3. Осталось разделить 3 дес.
- Делим десятки: 3 дес. И 8 ед. В частном будет 7. Умножаем: 7*5=35. Вычитаем: 38-35=3. Остаток 3.
- Выполняем проверку. 3<5, значит, вычисление верно.
- Частное нужно умножить на делитель. 57*5=285. Прибавим остаток 3 и получим делитель.
- Переходим к следующему выражению.
- Переходим к следующему заданию под номером 145.
- Вам нужно выполнить деление с остатком и выполнить проверку. Выполняем задание самостоятельно в тетради.
- Есть желающие выполнить задание у доски? (по одному примеру)
- Запишите домашнее задание: стр. 30 № 146, 147 (2 столбик)
- Давайте подведем итог урока.
- Какая тема нашего урока?
- Как вы считаете, у вас все получилось?
- Поднимите руки те, кто хорошо освоил материал.
- Вы молодцы! У кого возникли трудности?
- Ничего страшного, вам нужно еще потренироваться и у вас обязательно получится.