Цели урока:
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Дидактическое обеспечение урока: карточки, раздаточный материал, материал для устного счета.
Начинаем урок математики. Я бы хотела обратить ваше внимание на пословицу: "Математика – гимнастика для ума".
- Почему так говорят?
Зарядка и спорт тренирует мышцы, а математика тренирует ум – учит считать, наблюдать, заставляет думать, рассуждать и делать выводы, тренирует память, "приводит ум в порядок".
- Начнем урок с разминки, но не с физической, а математической. Надо выполнить умножение и деление круглых чисел.
- У круглых чисел есть секреты, которые значительно облегчают вычисления. Давайте их сейчас расскажем.
- Как умножить числа, оканчивающиеся нулями? (Нужно выполнить умножение не глядя на нули, а затем приписывать столько нулей, сколько в обоих множителях)
- Как разделить числа, оканчивающиеся нулями? (Нужно отбросить поровну нули в делимом и делителе, а затем выполнить деление)
110 x 40 320 : 80 500 x 30
650 x 10 8100 : 90 80 x 400
310 x 200 560 : 8 140 x 200
120 x 40 140 : 7 110 x 50
410 x 20 420 : 20 320 x 30
- С какими числами мы работали на разминке? (с круглыми)
- Сегодня на уроке математики мы продолжим изучать умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. А помогать нам сегодня будут пословицы, ведь они не только украшают нашу речь, но и советуют, наставляют, предупреждают.
Минутка чистописания
9 18 27 36 45 54 63 72 81 90
- В чем разница вычислений? (При умножении нули складываются, а при делении сокращаются или отбрасываются поровну)
600 x 200 = 6000 : 200 =
1. Работа в парах. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями.
- Почему так говорят: "Одна голова – хорошо, а две – лучше"?
800 x 70 = 81 000 : 900 =
40 x 900 = 4 500 : 50 =
70 x 30 = 270 : 90 =
80 x 400 = 6 300 : 90 =
80 x 60 = 36 000 : 400 =
2. Работа по учебнику.
"Уменье везде найдет применение". Будем применять все свои знания.
Составление и решение уравнений. Стр. 116 № 8
х ∙ 70 = 900 – 200 х : 700 = 15 ∙ 4 700 : х = 630 : 9
х ∙ 70 = 700 х : 700 = 60 700 : х = 70
х = 700 : 70 х = 700 ∙ 60 х = 700 : 70
х = 10 х = 42000 х = 10
Игра на внимание 3, 13, 33.
Если я назову число 3,
нужно сделать хлопок перед собой,
13, над головой,
33, под правой ногой.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
- Почему так говорят: "Повторение – мать учения"?
Решение задачи стр. 116 № 7
Скорость Время Расстояние
Один 8 ч ? км на 320 км больше 3 ч ? км
- Как умножить числа, оканчивающиеся нулями?
- Как разделить числа, оканчивающиеся нулями?
- Сейчас я предлагаю вам выполнить тестовые задания. Выполняя тест, помните пословицу: "Каков мастер, такова и работа".
- Почему так говорят?
1 вариант
1. Первый множитель 400, второй – 30. Чему равно произведение?
а) 120 б) 1200 в) 12000
2. Делимое – 3500, делитель – 50, частное:
а) 7 б) 70 в) 700
3. Значение выражения 320 x 10 : 80 =
а) 44 б) 4 в) 40
4. Вычисли: 2400 x 20 =
а) 44 000 б) 48 000 в) 4800
5. Уменьши число 7200 в 80 раз
а) 900 б) 90 в) 9
6. Увеличьте число 220 в 30 раз
а) 660 б) 6600 в) 66
7. Во сколько раз 300 меньше, чем 6000?
а) в 2000 раз б) в 200 раз в) в 20 раз
8. Чему равна ширина прямоугольника, если его площадь 140 см², а длина 20 см.
а) 2800 б) 70 в) 7
2 вариант
1. Первый множитель 600, второй – 30. Чему равно произведение?
а) 180 б) 1800 в) 18 000
2. Делимое – 4500, делитель – 50, частное:
а) 9 б) 90 в) 900
3. Значение выражения 320 x 10 : 80 =
а) 99 б) 9 в) 90
4. Вычисли: 4200 x 20 =
а) 88 000 б) 84 000 в) 8400
5. Уменьши число 6300 в 70 раз
а) 900 б) 90 в) 9
6. Увеличьте число 220 в 40 раз
а) 880 б) 8800 в) 88
7. Во сколько раз 400 меньше, чем 8000?
а) в 2000 раз б) в 200 раз в) в 20 раз
8. Чему равна ширина прямоугольника, если его площадь 120 см², а длина 60 см.
а) 4800 б) 20 в) 2
- А теперь вернитесь к пословице, с которой мы начали урок.
- Что мы сегодня делали для того, чтобы тренировать ум?
Оцените свою работу на уроке.
- Кто доволен своей работой на уроке, покажите "солнышко".
- Кто недоволен своей работой на уроке, покажите "тучку".