Цель урока: научить алгоритму сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
Задачи:
Оборудование: таблица умножения, таблица состава числа 10, таблица чисел от 1 до 100, счетные палочки россыпью и в пучках по 10, раздаточный материал.
- Рада снова приветствовать тебя в этом классе, Слава. На перемене ты отдохнул, а сейчас нас ждет математика.
Сегодня ты узнаешь что-то новое, и научишься делать то, что раньше не умел. Приготовься к уроку, пожалуйста, что нужно достать? (тетрадь, учебник, дневник, пенал)
- В прошлый раз ты писал контрольную работу. Дома ты должен был потренироваться в тех заданиях, где были допущены ошибки. (проверка индивидуального домашнего задания)
- Очень хорошо. Давай немного посчитаем. Сколько ушей у двух кроликов? А у трех? У четырех? У пяти?
- Сколько колес у двух трехколесных велосипедов? А у трех? У четырех? У пяти? Сколько ушек у двух подушек? А у трех? У четырех? У пяти?
- Сколько пальцев на двух руках? А на трех? На четырех? На пяти? Молодец!
- На плакате домик, в нем пять этажей. Напиши на крыше домика число 10. Поселим в этот домик друзей. На каждом этаже две квартиры, в них живут друзья, такие числа, которые в сумме дают 10.
- В первой квартире живет 1 – напиши. Какое число живет во второй квартире? (9. И так все пары, составляющие в сумме 10)
- Повторим вслух все пары друзей. Очень хорошо, запиши в тетради сегодняшнее число, 16 марта, Классная работа.
- Вчера я была в магазине, и купила ручку за 42 р. и линейку за 15 р. (демонстрация ручки и линейки)
- Сколько денег я потратила? Запиши на доске. Как сложить двузначные числа?
- Нужно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы. Подчеркни десятки одной чертой, а единицы – точкой.
- Складываем 4 и 1, будет 5 десятков. Складываем 2 и 5, будет 7. (ребенок пользуется линейкой или числовым рядом, крупно написанным в пособии, у него нарушения моторики и связи глаз-рука, поэтому при присчитывании требуется отчетливо произносить вслух и указывать на число, которое он называет)
- Итого 5 десятков и 7 единиц, сколько это? 57 рублей. Вот столько я потратила.
- А вот представь, что я захотела другую ручку, красную, чтобы ставить ребятам хорошие отметки. А она стоит 46 рублей. Сколько я бы потратила, если бы купила ее?
- Запишем, 46 + 15 =. Подчеркнем снова десятки чертой, а единицы точкой. 4 десятка и 1 десяток будет 5 десятков. 6 единиц плюс 5 единиц будет 11. Но как нам записать сюда 11?
- Ведь место только для одной цифры, а у нас две?! Не получится! (Громко, эмоционально выражать расстройство. Ребенок теряется, не знает, что делать)
- Давай-ка мы поможем себе счетными палочками, они уже не раз тебя выручали. (Из набора достают связанные пучками по 10 с помощью банковских резинок и отдельные)
- Давай выложим оба наших числа. Первое – 46, берем 4 пучка и еще 6 палочек. (ребенок берет, выкладывает)
- Второе – 15, 1 пучок и 5 отдельных палочек. (ребенок берет, и по указанию учителя выкладывает под первой группой)
- Пучки мы пока подвинем в сторонку, возьмем наши рассыпанные палочки – единицы. Сколько их? (11)
- А мы можем сделать из них новый пучок, в них будет 10 палочек? (Да)
Ребенок берет банковскую резинку, отсчитывает 10 палочек, перевязывает их в пучок, одна палочка остается.
- Молодец. Эту одну палочку мы оставим тут, в разряде единиц. А вот новый пучок мы не можем тут оставить! Это как если в группу яселек привести большого мальчика.
- Разве ему там место?
- Нет! Он должен идти в старшую группу, где такие же большие дети, как он. А где у нас такие же большие? В разряде десятков! (Новый пучок перекладывают в группу к другим пучкам)
- Теперь сосчитаем десятки заново. У нас их было 4 плюс 1, и прибавился еще 1! 5 + 1 = 6. У нас шесть десятков и 1 единица. Ответ – 61.
- А теперь то, что мы с тобой сделали руками с палочками, мы запишем в тетради на языке математики.
- Это самый короткий и прекрасный язык на свете. Большие действия он очень кратко выражает, и понятен всем-всем народам на свете.
- Запишем в столбик, друг под другом, десятки под десятками, единицы под единицами. (ученик записывает пример в столбик)
- Плюс мы напишем сбоку, а черту снизу – она заменяет знак равно. Сначала мы считали отдельные палочки, значит будем считать единицы, 6+5=11.
- 1 мы записываем под единицами, а 1 десяток сюда не поместится, мы его связали в пучок и отправили к "детям постарше" - надпиши 1 сверху над десятками, ему место там, ему нечего делать с единицами, он слишком большой для них!
- Теперь складываем столбик десятков – 4+ 1 +1 = 6, пишем под чертой 6.
- Вот и получилось 61. Мы так долго связывали и раскладывали палочки, а посмотри, как просто и коротко это записывается.
- Давай потренируемся и я еще раз объясню, если что-то не понятно. Сложим 63 и 29.
- Запиши их столбиком друг под другом, десятки под десятками, единицы под единицами.
- Начнем с малышей, они маленькие, они не хотят ждать. (Одновременно с этим на столе выкладывают столбиками соответствующее количество палочек и пучков)
- Возьми палочки. Как удобнее сложить 3 + 9 или 8 + 9? Почему?
- Да, проще к большему прибавить меньшее. Получилось 12. Можем мы связать новый пучок?
- Можем, возьми резинку. (ребенок связывает новый пучок, остаются 2 палочки)
- Палочки оставь тут, а вот что делать с пучком? Он большой, он не такой, как малыши-единицы, ему тут не место!
- Давай-ка ты, как директор детского сада, переведешь его в старшую группу к старшим детям. (ребенок, посмеиваясь, перекладывает новый десяток к уже имеющимся)
- Сколько у нас старших детей – десятков в этой группе?
- 6 + 2 + 1 = 9. Итого получилось 92. Запиши в тетради, что ты сделал с палочками. 6 + 3 получилось 12, 2 единицы мы пишем под единицами, а куда уходит десяток?
- Он ушел к десяткам, надпиши сверху 1. И когда мы сложили десятки, помнишь, сколько получилось? 9. Итого 92.
- Аналогично решают пример 36 + 27, с записью в тетради и раскладываем палочек.
Физкультминутка
Работа с учебником и тетрадью.
- А теперь откроем учебник на стр. 94 № 4. Запиши примеры в столбик, реши их.
46 + 15
27 + 54
34 + 29
53 + 18
75 + 17
26 + 46
19 + 67
58 + 38
Счетные палочки используются при решении каждого примера до тех пор, пока ученик будет нуждаться в опоре на наглядность и действие. Постепенно начинают обходиться без палочек. (через 4-5 примеров)
- А теперь решим задачу. Запиши слова задача посередине строки. (стр. 95 № 11)
- Прочитай ее. (ребенок затрудняется читать, нуждается в помощи)
- В парке было 18 скамеек. В парк привезли на 2 машинах новые скамейки, по 6 скамеек на каждой машине. Сколько скамеек теперь в парке?
- Про что эта задача? (Про парк и скамейки)
- Ты любишь гулять в парке? А когда ты устаешь, тебе хочется посидеть?
- В этом парке решили поставить побольше скамеек, чтобы все, кто устали во время прогулки могли посидеть, отдохнуть. Сколько скамеек в парке уже было? (18)
- Запиши: было – 18 ск. Как привозили новые скамейки? (На машинах)
- Сколько машин привезли скамейки? (2)
- Сколько скамеек было на каждой машине? (По 6)
- Запиши: привезли 2 раза по 6 ск. Что нужно узнать, какой вопрос задачи? (Найди)
- Сколько скамеек теперь в парке? Запиши: стало - ?
- Итак, что же мы знаем. Сколько скамеек было. Что нужно узнать? (Сколько их стало)
- А сколько их привезли, мы знаем? (Нет)
- Но посчитать можем? (Да)
- Во сколько действий будет решаться эта задача? (В два)
- Запиши первое действие 1) Как нам узнать, сколько скамеек привезли? (ребенок перечитывает)
- Каким действием это посчитать? (Умножением)
6 х 2 = 12 (ск.)
- Теперь мы знаем, сколько новых скамеек привезли в парк. Можем теперь узнать, сколько их там стало? (Да)
- Каким действием? (Сложением)
- Запиши: 18 + 12 =
- А вот как решать такие примеры, ты уже знаешь, нужно записать в столбик. (ребенок записывает ниже в столбик и считает с помощью палочек или счетного пособия, а затем записывает ответ)
- Ответил ты на вопрос задачи? Сколько скамеек стало теперь в парке? (30)
- Запиши ответ: 30 скамеек, ответ мы пишем полностью.
- Страница 94 № 9, запиши в дневник.
- Давай посмотрим на это задание. Что ты видишь тут? (Примеры в столбик)
- Если в задаче мы сначала пишем в строчку, а затем решаем в столбик, то примеры можно сразу записывать в столбик.
- Давай еще раз вспомним, как решать такие примеры? (Сначала складываем единицы. Если получилось больше 10, от отделяем десяток, ему тут не место. Под единицами записываем оставшиеся единицы, а десяток подписываем над следующим разрядом, пишешь цифру 1)
- Самое важно, когда будешь складывать десятки, не забудь про этот добавленный, можешь зажать на левой руке один палец – и он будет тебе напоминать.
- Сегодня был большой день. Ты поработал директором детского сада и переводил младших детей в старшие группы. Почему мы так делали? (Потому что десяткам не место с единицами, они слишком большие, это другой разряд, другой возраст, они должны занимать свое место. Поэтому если в примере у нас бывает больше 10, то единицы мы оставляем, а десятки переносим)
- Еще ты сегодня благоустраивал парк, решил задачу, и теперь в парке много скамеек для всех желающих отдохнуть. Помнишь, сколько скамеек стало теперь в чудесном парке?
- Молодец! Ты хорошо потрудился и заработал хорошую отметку. (выставление отметки в тетрадь и дневник ученика)