Основные предметные цели:
Оборудование: раздаточный материал для работы в парах, презентация Power Point, видеоролик о животных.
С добрым утром
Начат день
Первым делом
Гоним лень
На уроке не зевать
А работать и считать.
- Сегодня на уроке математики мы с вами продолжаем изучать умножение и деление, а также будем учиться решать задачи.
- Как девиз урока я выбрала такую фразу. Прочитаем вместе: "У нас все получится!"
Сегодня мы узнаем что-то новое. Вспомните, как мы с вами открываем новые знания. Что мы для этого делаем?
Устный счет
- Итак, начинаем урок с повторения. Вспоминаем то, что знаем.
- Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах есть листочки. Прочитайте, что требуется сделать.
- Найдите значение математических выражений. Отгадав зашифрованное слово, вы узнаете, куда мы с вами отправимся на экскурсию.
- Итак, куда мы с вами отправимся на экскурсию? (в зоопарк)
- Что такое зоопарк? Переверните карточку и прочитайте, значение этого слова. (Зоопарк – это зоологический парк, где в неволе содержат диких животных с целью их показа, изучения, сохранения и размножения)
- Кого мы там можем увидеть? Получите путеводители по зоопарку. (Учитель выдает путеводители)
- Рассмотрите их. В зоопарке нам встретятся разные животные. Возможно, вы узнаете о них что-то новое.
- Все они знают и любят математику. И все они приготовили для нас задания.
- Предположите, что мы сегодня будем делать на уроке. (вспоминать таблицу умножения, решать задачи…)
- Давайте вместе поищем, что нам нужно для открытия новых знаний.
- На гимнастику для ума вас приглашает мудрый филин. Найдите закономерность и вставьте пропущенные числа.
- Сосчитайте от 36 до 42 и обратно. Назовите самое большое число в данном ряду чисел. (ответы учащихся)
- Назовите самое маленькое число в этом ряду.
- На сколько 36 меньше 42? На сколько 42 больше 36?
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (надо из большего вычесть меньшее)
- Как узнали, какое число пропущено в последнем задании? (49 : 7 = 7)
- Продолжаем вместе с мудрым филином тренировать наш ум. Прочитаем задание.
- Первый вариант обведите в кружок числа, которые делятся на 7, а второй – четные числа.
- Какие слова получились? (В результате 1 вариант получает слово "больше", 2 вариант - "меньше")
- Где встречаются вам слова "больше", "меньше"? (в задачах)
- Оцените свою работу.
- А сейчас задачи ребятам о зверятах.
- Работаем в путеводителях. Читаем задачу, бъясняем как решали?
1. Зимняя спячка у ежа длится 3 месяца, а у сурка в 2 раза больше. Сколько месяцев спит сурок?
- Какое действие выбрали? Почему? (Умножение, т.к. есть слова "в 2 раза больше")
- Сколько месяцев в году спит сурок? (6 месяцев или полгода)
2. Енот-полоскун в естественных условиях живет 5 лет, а в зоопарке продолжительность жизни енота увеличилась в 2 раза.
- Какова продолжительность жизни енота в зоопарке? (10 лет)
- Почему в зоопарке енот дольше живет, чем в лесу?
- Объясните значение слова террариум. (Террариум – специальное помещение для содержания некрупных пресмыкающихся и земноводных)
3. В террариуме 36 кобр, а гадюк на 6 меньше. Сколько гадюк в террариуме? (6)
- Какие слова помогли выбрать действие? (на 6 меньше)
4. Служащий зоопарка дал большим обезьянам 32 банана, а маленьким обезьянам в 4 раза меньше. Сколько бананов он дал маленьким обезьянам?
6. В зоопарке для белки заготовили 7 кг кедровых шишек, а еловых шишек на 6 кг больше. Сколько кг еловых шишек заготовили для белок?
- В зоопарке в пруду плавало 12 уток и 4 лебедя. На сколько больше плавало уток, чем лебедей?
- На сколько меньше плавало лебедей, чем уток?
- Какое действие выбрали? Почему выбрали вычитание? Почему в этой задаче вопросы разные, а действие одно?
- Какие слова помогли вам выбрать действие? (На сколько больше? На сколько меньше?)
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Надо из большего числа вычесть меньшее)
- Как называется такой вид задач? (Это задачи на разностное сравнение. Чтобы решить такую задачу, надо из большего числа вычесть меньшее)
- Правильно, это задачи на разностное сравнение, так как мы находим разность между данными.
- Что мы сейчас с вами повторили? (задачи действиями умножение, деление, сложение, вычитание)
- Оцените свою работу.
- А сейчас я вам дам пробное действие.
- Я вам предлагаю попробовать решить следующую задачу самостоятельно. Эта задача есть в ваших путеводителях и у меня на доске. Давайте прочитаем.
В зоопарке в пруду плавало 12 уток и 4 лебедя. Во сколько раз больше плавало уток, чем лебедей? Во сколько раз меньше плавало лебедей, чем уток?
- Поднимите руку те, кто не смогли справиться с этой задачей?
- Какое у тебя решение? (учитель все варианты записывает на доску)
- Кто не справился? Почему?
- А как вы записали ответ?
- Итак, что показало пробное действие для тех, кто решил задачу? (разные ответы, мы не знаем, кто прав)
- Посмотрите еще раз внимательно на две последних задачи.
- Давайте их сравним: чем похожи? чем отличаются?
- Какие новые слова появились в задаче? (Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?)
- Мы подошли к следующему этапу. Как он называется? (Понимаем, чего мы не знаем)
- Чего же мы не знаем? Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Решать такие задачи)
- Тема нашего урока: Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?
- С помощью плана сами ищем способ действий.
- Я вас попрошу сейчас самих поработать в группах и доказать, какое действие нужно выбрать.
В зоопарке в пруду плавало 12 уток и 4 лебедя. Во сколько раз больше плавало уток, чем лебедей?
- Во сколько раз меньше плавало лебедей, чем уток? Какой ответ писать?
- Чтобы поработать в группе нам нужен план. Давайте его прочитаем.
- Итак, вы сейчас поворачиваетесь и работаете в группах по плану. (на доске текст задачи)
- Расскажите, с чего начинали работу над задачей? (подчеркнули главные слова)
- Какие главные слова выделили? (командиры групп рассказывают, как решали задачу, как рассуждали)
- Сколько раз по 4 содержится в числе 12? (3 раза)
- Кого больше уток или лебедей? (уток)
- Во сколько раз больше? (В 3 раза. 12 > 4 в 3 раза )
- Как вы узнали, что в 3 раза больше? (12 : 4 = 3)
- Кого меньше? (Лебедей. 4 < 12 в 3 раза)
- Во сколько раз меньше? (в 3 раза)
- Как узнали, что в 3 раза меньше? (12 : 4 = 3)
- Давайте еще раз внимательно прочитаем задачу и посмотрим, чем же она отличаются от тех, которые мы решали раньше? (В вопросе есть слова "Во сколько раз больше…Во сколько раз меньше…)
- Попробуйте сами сделать вывод: Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?
Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, можно большее число разделить на меньшее
- Сравните эти две таблички. Чем различаются?
- А как называются эти разные виды задач на сравнение? (На разностное сравнение – на кратное сравнение)
- Открыли мы с вами новое знание? (да)
- А теперь давайте научимся применять полученные знания при решении текстовых задач.
- По картинкам придумайте две разные задачи.
- В одной задаче должны быть слова: "На сколько больше? или На сколько меньше?
- В другой "Во сколько раз больше? или Во сколько раз меньше?"
- Какую цель мы ставили в начале урока? (научиться решать задачи нового вида)
- Как называются такие задачи? (на кратное сравнение)
- Достигли мы цели? (да)
- Каким действием будем решать такие задачи? (делением)
- Мы научились решать такие задачи?
- Какой девиз у нас был в начале урока?
- У нас все получилось?
- Молодцы!
- Наше путешествие заканчивается мы хорошо потрудились. Повторили таблицу умножения.
- Где эти знания нам могут пригодиться?
- Мы уходим из зоопарка. Животных там кормить запрещено, но я предлагаю оставить им лакомство у сторожа.
- Он сам их потом покормит.