Конспект урока математики в 3 классе "Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?"

Основные предметные цели:

  • познакомить детей с новыми формулировками для отношений между величинами, традиционно используемых в текстовых задачах;
  • отрабатывать знание таблицы умножения при решении примеров;
  • развивать умение решать текстовые задачи.

Оборудование: раздаточный материал для работы в парах, презентация Power Point, видеоролик о животных.

Ход урока

Организационный момент

С добрым утром
Начат день
Первым делом

Гоним лень
На уроке не зевать
А работать и считать.

- Сегодня на уроке математики мы с вами продолжаем изучать умножение и деление, а также будем учиться решать задачи.
- Как девиз урока я выбрала такую фразу. Прочитаем вместе: "У нас все получится!"

Актуализация знаний

Сегодня мы узнаем что-то новое. Вспомните, как мы с вами открываем новые знания. Что мы для этого делаем?

  • Вспоминаем то, что знаем.
  • Ищем, что нам нужно для открытия новых знаний.
  • Понимаем, чего мы не знаем с помощью пробного действия.
  • Ставим цель и по плану сами ищем способ действий.

Устный счет

- Итак, начинаем урок с повторения. Вспоминаем то, что знаем.
- Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах есть листочки. Прочитайте, что требуется сделать.
- Найдите значение математических выражений. Отгадав зашифрованное слово, вы узнаете, куда мы с вами отправимся на экскурсию.

Отгадай зашифрованное словоОтгадай зашифрованное слово

- Итак, куда мы с вами отправимся на экскурсию? (в зоопарк)
- Что такое зоопарк? Переверните карточку и прочитайте, значение этого слова. (Зоопарк – это зоологический парк, где в неволе содержат диких животных с целью их показа, изучения, сохранения и размножения)

- Кого мы там можем увидеть? Получите путеводители по зоопарку. (Учитель выдает путеводители)
- Рассмотрите их. В зоопарке нам встретятся разные животные. Возможно, вы узнаете о них что-то новое.

- Все они знают и любят математику. И все они приготовили для нас задания.
- Предположите, что мы сегодня будем делать на уроке. (вспоминать таблицу умножения, решать задачи…)

- Давайте вместе поищем, что нам нужно для открытия новых знаний.
- На гимнастику для ума вас приглашает мудрый филин. Найдите закономерность и вставьте пропущенные числа.

Вставьте пропущенные числаВставьте пропущенные числа

- Сосчитайте от 36 до 42 и обратно. Назовите самое большое число в данном ряду чисел. (ответы учащихся)
- Назовите самое маленькое число в этом ряду.
- На сколько 36 меньше 42? На сколько 42 больше 36?

- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (надо из большего вычесть меньшее)
- Как узнали, какое число пропущено в последнем задании? (49 : 7 = 7)

- Продолжаем вместе с мудрым филином тренировать наш ум. Прочитаем задание.
- Первый вариант обведите в кружок числа, которые делятся на 7, а второй – четные числа.

Таблица с числамиТаблица с числами

- Какие слова получились? (В результате 1 вариант получает слово "больше", 2 вариант - "меньше")

- Где встречаются вам слова "больше", "меньше"? (в задачах)
- Оцените свою работу.

- А сейчас задачи ребятам о зверятах.
- Работаем в путеводителях. Читаем задачу, бъясняем как решали?

1. Зимняя спячка у ежа длится 3 месяца, а у сурка в 2 раза больше. Сколько месяцев спит сурок?
- Какое действие выбрали? Почему? (Умножение, т.к. есть слова "в 2 раза больше")
- Сколько месяцев в году спит сурок? (6 месяцев или полгода)

2. Енот-полоскун в естественных условиях живет 5 лет, а в зоопарке продолжительность жизни енота увеличилась в 2 раза.
- Какова продолжительность жизни енота в зоопарке? (10 лет)
- Почему в зоопарке енот дольше живет, чем в лесу?

- Объясните значение слова террариум. (Террариум – специальное помещение для содержания некрупных пресмыкающихся и земноводных)

3. В террариуме 36 кобр, а гадюк на 6 меньше. Сколько гадюк в террариуме? (6)
- Какие слова помогли выбрать действие? (на 6 меньше)

4. Служащий зоопарка дал большим обезьянам 32 банана, а маленьким обезьянам в 4 раза меньше. Сколько бананов он дал маленьким обезьянам?

6. В зоопарке для белки заготовили 7 кг кедровых шишек, а еловых шишек на 6 кг больше. Сколько кг еловых шишек заготовили для белок?

- В зоопарке в пруду плавало 12 уток и 4 лебедя. На сколько больше плавало уток, чем лебедей?
- На сколько меньше плавало лебедей, чем уток?

- Какое действие выбрали? Почему выбрали вычитание? Почему в этой задаче вопросы разные, а действие одно?
- Какие слова помогли вам выбрать действие? (На сколько больше? На сколько меньше?)

- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Надо из большего числа вычесть меньшее)

На сколько больше

- Как называется такой вид задач? (Это задачи на разностное сравнение. Чтобы решить такую задачу, надо из большего числа вычесть меньшее)
- Правильно, это задачи на разностное сравнение, так как мы находим разность между данными.

- Что мы сейчас с вами повторили? (задачи действиями умножение, деление, сложение, вычитание)
- Оцените свою работу.

Пробное действие

- А сейчас я вам дам пробное действие.
- Я вам предлагаю попробовать решить следующую задачу самостоятельно. Эта задача есть в ваших путеводителях и у меня на доске. Давайте прочитаем.

В зоопарке в пруду плавало 12 уток и 4 лебедя. Во сколько раз больше плавало уток, чем лебедей? Во сколько раз меньше плавало лебедей, чем уток?

- Поднимите руку те, кто не смогли справиться с этой задачей?
- Какое у тебя решение? (учитель все варианты записывает на доску)
- Кто не справился? Почему?

- А как вы записали ответ?
- Итак, что показало пробное действие для тех, кто решил задачу? (разные ответы, мы не знаем, кто прав)
- Посмотрите еще раз внимательно на две последних задачи.

- Давайте их сравним: чем похожи? чем отличаются?
- Какие новые слова появились в задаче? (Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?)

Сообщение нового знания

- Мы подошли к следующему этапу. Как он называется? (Понимаем, чего мы не знаем)
- Чего же мы не знаем? Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Решать такие задачи)
- Тема нашего урока: Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?

- С помощью плана сами ищем способ действий.
- Я вас попрошу сейчас самих поработать в группах и доказать, какое действие нужно выбрать.

В зоопарке в пруду плавало 12 уток и 4 лебедя. Во сколько раз больше плавало уток, чем лебедей?
- Во сколько раз меньше плавало лебедей, чем уток? Какой ответ писать?

- Чтобы поработать в группе нам нужен план. Давайте его прочитаем.

  1. Главные слова.
  2. Рисунок (рисунки должно быть видно с доски).
  3. Действие.
  4. Решение.
  5. Вывод.

- Итак, вы сейчас поворачиваетесь и работаете в группах по плану. (на доске текст задачи)
- Расскажите, с чего начинали работу над задачей? (подчеркнули главные слова)
- Какие главные слова выделили? (командиры групп рассказывают, как решали задачу, как рассуждали)

- Сколько раз по 4 содержится в числе 12? (3 раза)
- Кого больше уток или лебедей? (уток)
- Во сколько раз больше? (В 3 раза. 12 > 4 в 3 раза )

- Как вы узнали, что в 3 раза больше? (12 : 4 = 3)
- Кого меньше? (Лебедей. 4 < 12 в 3 раза)
- Во сколько раз меньше? (в 3 раза)

- Как узнали, что в 3 раза меньше? (12 : 4 = 3)
- Давайте еще раз внимательно прочитаем задачу и посмотрим, чем же она отличаются от тех, которые мы решали раньше? (В вопросе есть слова "Во сколько раз больше…Во сколько раз меньше…)

- Попробуйте сами сделать вывод: Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, можно большее число разделить на меньшее

Во сколько раз больше?

- Сравните эти две таблички. Чем различаются?
- А как называются эти разные виды задач на сравнение? (На разностное сравнение – на кратное сравнение)

- Открыли мы с вами новое знание? (да)
- А теперь давайте научимся применять полученные знания при решении текстовых задач.
- По картинкам придумайте две разные задачи.

- В одной задаче должны быть слова: "На сколько больше? или На сколько меньше?
- В другой "Во сколько раз больше? или Во сколько раз меньше?"

Составь задачи по рисункуСоставь задачи по рисунку

- Какую цель мы ставили в начале урока? (научиться решать задачи нового вида)
- Как называются такие задачи? (на кратное сравнение)
- Достигли мы цели? (да)

- Каким действием будем решать такие задачи? (делением)
- Мы научились решать такие задачи?

- Какой девиз у нас был в начале урока?
- У нас все получилось?
- Молодцы!

Подведения итогов

- Наше путешествие заканчивается мы хорошо потрудились. Повторили таблицу умножения.
- Где эти знания нам могут пригодиться?

Рефлексия

- Мы уходим из зоопарка. Животных там кормить запрещено, но я предлагаю оставить им лакомство у сторожа.
- Он сам их потом покормит.

  • Если вы со всеми заданиями справлялись легко, то возьмите со стола яблочко и опустите в корзинку.
  • Если возникали трудности, и вам нужно повторить еще таблицу, то положите в корзиночку грушу.
Размер:
108.79 Kb
Скачали:
15