Цель: первичное усвоение знаний при изучении темы "Решение задач на увеличение числа в несколько раз"
Задачи урока:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности. |
Приветствует обучающихся. Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал. |
|
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений
|
Замените следующие выражения умножением: 34+34+34= 8 х 7 – 8= 9 х 3 + 9= |
34х3=102 8х7-8=48 9х3+9=36 |
Выявление мест и причин затруднения.
|
Отгадайте ребус:
Сегодня мы будем решать задачи, а какие узнаем, посмотрев на слайд. Что изображено? Сколько кругов? Сколько треугольников? Сколько теперь треугольников? Что можно сказать о количестве кругов и треугольников? Сколько теперь треугольников? Что можно сказать о количестве кругов и треугольников? Сколько раз по 2 мы взяли треугольников. Можно ли сказать, что треугольников в три раза больше, чем кругов. Что можем сказать о кругах? Каким действием можно найти число треугольников? Что у нас произошло с числом 2? Значит, какая тема урока? Какую цель перед собой поставим? |
- Задача. - Геометрические фигуры. - Два. - Четыре. - Кругов на два меньше, чем треугольников. Треугольников на два больше, чем кругов. - Шесть. - Кругов на четыре меньше, чем треугольников. Треугольников на четыре больше, чем кругов.
- По три. - Да. - Их в три раза меньше, чем треугольников. - Нужно по два взять три раза: 2+2+2=6 2 х 3=6 - Увеличилось. - Решение задач с увеличением числа в несколько раз. - Познакомиться с задачами на увеличение числа в несколько раз. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Какие задачи можем перед собой поставить? Это и будет планом наших действий на урок. |
- Научимся находить задачи с увеличением числа в несколько раз. - Научимся решать задачи с увеличением числа в несколько раз. |
Реализация построенного проекта |
Решим устно задачу: На столе 3 зелёных яблока, а красных 3 раза по столько же. Сколько красных яблок? Что значит «3 раза по столько»? Каких яблок получилось больше? С помощью какого действия мы узнали во сколько раз красных яблок больше, чем зеленых? |
- 3 раза по столько – это значит 3 зелёных яблока нужно взять 3 раза. 3 ∙ 3 = 9 (яб.) – красных - Красных. - Умножения. |
Первичное закрепление |
Прочитайте запись рядом с красной чертой на с. 36. Каким действием находят число, которое в несколько раз больше данного? Выполним задачу под номером один. Прочитайте задание. Сколько зелёных мячей купили? Нарисуйте их. Сколько красных мячей купили? Что значит "в 3 раза больше"? Под зелёными мячами нарисуйте красные. Запишите решение задачи. Записываем ответ. Выполним задачу под номером 2. Сколько тетрадей продали? Сколько стоит одна тетрадь? Что нужно найти? Нам известна цена и количество? Что нам нужно найти? Каким действием мы найдём стоимость? Составим и решим две задачи, обратные данной. Что такое обратные задачи? Обратная задача 1: В магазине купили несколько тетрадей по цене 3р. за каждую. За все тетради выручили 27р. Сколько тетрадей купили? Обратная задача 2: В магазине продали 9 тетрадей. Всего отдали 27 рублей. Сколько стоит одна тетрадь? Записываем ответ. Выполним упражнение под номером 3. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? Посмотрим первое уравнение. 78+Х= 40 Мы сможем его решить? Почему? Как его можно исправить, так, чтобы мы смогли решить данное уравнение? Выполним проверку. Можем ли мы решить второе уравнение? Выполним проверку. Можем ли решить третье уравнение? Почему? Как его можно исправить, так, чтобы мы смогли решить данное уравнение? Выполним проверку. |
-Читают. -Умножением. -Пять. -В 3 раза больше. -По пять взяли три раза. 5 х 3 = 15 (м.) -Купили 15 красных мячей. -Девять штук. -Три рубля. -Сколько заплатили всего. -Да. -Стоимость. -Цену умножим на количество: 3 х 9 = 27 (р.) Ответ: за 9 тетрадей выручили 27 рублей. В обратной задаче одно из условий становится известным, а другое становится неизвестным. -Известна цена за каждую тетрадь – 9 р. и стоимость – 27 р. Нужно найти количество. Для это стоимость разделим на цену и получим количество тетрадей. 27 : 9 = 3 (шт.) -Известно количество, проданных тетрадей – 9 штук и общая стоимость покупки – 27 рублей. Нужно найти цену одной тетради. Для того, чтобы найти стоимость одной тетради нужно общую стоимость разделить на количество: 27 : 9 = 3 (р.) – цена за одну тетр. Найти такие уравнения, которые мы не сможем решить. Нет, не сможем, потому что сумма меньше первого слагаемого. Нужно изменить значение суммы на большое число. 40+Х=78 Первое слагаемое нам известно второе надо найти. Чтобы найти второе слагаемое надо из суммы вычесть первое слагаемое. Переносим неизвестное значение в левую сторону и вычисляем: Х=78-40 Х=38. 40+38=78 78=78 -Да. Х – 23= 60 Х=60+23 Х=83 83 – 23= 60 60=60 Нет, потому что разность не может быть больше уменьшаемого. В данном уравнении поменяем знаки. 50 + Х = 64 Х = 64 – 50 Х = 14 50+14 = 64 64=64 |
Самостоятельная работа |
Самостоятельно выполним в тетради задание под номером 5. Первый вариант вычисляет первую строку. Второй вариант вычисляет вторую строку. Организует взаимопроверку по слайду. |
Выполняют. Проверяют.
|
Включение в систему знаний |
Выполним задание под красной чертой внизу страницы. Что нам нужно сделать? Что нам известно? Каким действием найдём длину второго отрезка? Переведем получившееся число в сантиметры. Сколько в одном сантиметре миллиметров? С каким видом задач познакомились сегодня на уроке? Что значит в ...раз больше? Как же увеличить 4 в 8 раз? Для чего необходимо уметь решать задачи? Где это может пригодиться? |
Начертить два отрезка. Известно, что длина первого отрезка 8 мм, а длина второго в 4 раза больше. Умножением. Нужно по 8 мм взять 4 раза: 8 х 4 = 32 (мм) 3 см 2 мм. 10 мм. -Знакомились с решением задач на увеличения числа в несколько раз. -Означает, что нужно применить правила умножения. Надо 4 умножить на 8. Предлагают свои варианты. |
Рефлексия |
Если на уроке вам всё было понятно, и вы хорошо разобрались с темой, поднимите большой палец вверх. Если у вас остались вопросы, то большой палец направьте в бок. Если тема оказалась для вас сложной, опустите большой палец вниз. |
Оценивают свою деятельность на уроке. |