УМК: "Школа России".
Цель урока: способствовать развитию умений учащихся 3 класса решать уравнения с неизвестным вычитаемым.
Задачи:
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, карточки на доску.
Учитель: Добрый день, ребята! Меня зовут Олеся Андреевна и сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь.
- Предлагаю вам поделиться с вашим соседом по парте хорошим настроением и подарить ему улыбку. Улыбнитесь друг другу.
- Сегодня нас ждет важная и интересная работа.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра "День-ночь"
Учитель: Когда я говорю "Ночь", вы кладете головы на парты и закрываете глаза, в это время я называю какое-либо действие, вы в уме считаете, как только наступает "День" даете мне ответ.
Задание 2
- Посмотрите на слайд, перед вами предложения, в которых пропущены некоторые слова.
- Попробуйте восстановить предложения.
- Молодцы, отлично справились с заданием!
Задание 3
Учитель: Посмотрите на доску, перед вами два столбика с карточками, вам необходимо соединить карточки первого столбика с карточками со второго столбика.
На доске:
51-31=20
31 вычитаемое
20 уменьшаемое
51 разность
- Кто желает выйти к доске, соединить первую строку? (Ученик выходит к доске)
- Вторую? Третью?
- Посмотрите на доску, верно у нас получилось?
51-31=20
31 вычитаемое
20 разность
51 вычитаемое
Промежуточная рефлексия
- Давайте вспомним, что мы с вами повторили. (Правила, сложение и вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- Верно!
Учитель: Ребята, между двумя учениками, которых зовут Саша и Ваня, возник спор. Посмотрите на доску.
На доске:
Саша
45-х=40
x=45-40
x=5
Ваня
45-х=40
x=45+40
x=85
- Саша считает, что правильно решать так. (карточка 1)
- Ваня считает, что правильно решать так. (карточка 2)
- Как вы думаете, кто из ребят прав? (Предлагают разные варианты)
Побуждение к осознанию противоречия
- Ребята, посмотрите, пример я вам дала 1, а ответов у нас получилось несколько
- Почему такое случилось? Мы еще не знаем, как решать такие уравнения
Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме диалога, цели и построению плана достижения цели
- Какую же мы тогда поставим цель на урок? Узнать, как решить такое уравнение
- Верно!
Промежуточная рефлексия
- Итак, с какой проблемой мы с вами столкнулись? Не знаем, кто из ребят прав
- Как мы будем решать возникшую проблему?
- Давайте проверим сначала решение у Саши.
- Если у Саши получилось 5, то куда мы подставим это число для проверки? (Вместо х)
- Верно, подставляем, что получится? (45-5=40)
- 45-5 сколько получится? (40)
- 40 равняется ли 40? (Да)
- Верное ли получилось равенство? (Да)
- Значит, Саша решил верно.
- Проверяем решение Вани. Как мы это сделаем? (Вместо х подставим 85)
- Подставляем: 45-80=40.
- 45-80 сколько получится? (Не получается решить)
- Что мы можем сказать о решении Вани? (он решил неверно)
- А как вы думаете, Саша опирался на какое-либо правило или взял это решение из головы? (Опирался на правило)
- Какое же это правило?
Если из уменьшаемого (учитель показывает на 45) вычесть разность (учитель показывает на 40), получится вычитаемое (учитель показывает на 5).
- Верно, молодцы!
Промежуточная рефлексия
- Удалось ли нам выяснить, кто из ребят решил верно? (Да)
- Кто оказался прав? (Саша)
- Почему не Ваня? (Потому что он прибавлял к уменьшаемому разность)
- Ребята, давайте отдохнем, встаньте из-за парт. (Выполняют упражнения)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Учитель: Давайте проверим, верно ли мы с вами сделали вывод. Откройте свои учебники на странице 9 и прочитайте правило.
Ученик читает: Если из уменьшаемого вычесть разность, получится …
Закончи вывод: Зная это, можно решать уравнения, в которых неизвестными является вычитаемое.
- Кто еще желает повторить без помощи учебника?
Промежуточная рефлексия
- Ребята, с помощью этого правила, какие уравнения мы с вами сможем решить? Уравнения, в которых неизвестным является вычитаемое
- Поднимите руку, кто это усвоил Поднимают руки
Задание 1.
Учитель: Теперь давайте закрепим то, что вы усвоили. Прочитайте задание 2 на стр. 9 и объясните решение уравнения и проверку:
74-x=8
x=74-8
x=66
Проверка:
74-66=8
8=8
- Кто желает объяснить решение?
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно вспомнить правило: если из уменьшаемого вычесть разность, получится вычитаемое, поэтому из 74 вычтем 8, получится 66
- Верно, кто желает объяснить, как выполняется проверка?
Чтобы проверить, подставим 66 вместо х, получится 74-66=8. Из 74 вычесть 66, получится 8. 8=8, значит, решение верно.
- Хорошо!
Задание 2.
- Теперь найдите № 3 и прочитаете задание.
Реши уравнение с объяснением:
36-x=20
82-d=5
x-64=9
Один ученик будет выполнять у доски, остальные в тетради.
- Откройте свои тетради, отступите от прошлой записи 4 клетки вниз, запишите посередине число, классная работа, № 3.
- Кто желает выйти к доске?
- Решаем первое уравнение
36-x = 20
x=36-20
x=16
Проверка:
36-16=20
20=20
- Кто решит у доски второе уравнение?
82-d=5
d=82-5
d=77
Проверка:
82-77=5
5=5
- Третье?
Промежуточная рефлексия
- Ребята, поднимите руку, у кого получилось все верно?
Учитель: Теперь вы попробуете выполнить задание самостоятельно.
- Найдите на странице 9, снизу, под чертой.
- Прочитайте задание Реши уравнение 72 - x = 10.
- Отступите у себя в тетради вниз две клетки, выполняйте задание, не забудьте сделать проверку.
- На выполнение даю вам 3 минуты. (учащиеся решают уравнение)
- Посмотрите на доску, сравните свои ответы.
Промежуточная рефлексия
- Поднимите руку, у кого нет ошибок.
- Поднимите руку, кто допустил ошибки.
‒ Что мы можем сказать тем, кто допустил ошибки? (Нужно повторить правило, выучить его и тренироваться решать уравнения)
Урок математики в 3 классе на тему "Решение уравнений с неизвестным вычитаемым" публикуется в сокращении. Скачать полную версию работы вы можете по ссылке ниже.