Программа обучения: УМК "Школа России".
Цели урока:
Оборудование: учебник по математике, презентация, раздаточный материал.
Учитель: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ли на месте? Все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо под рукой!
Все готовы к уроку? Встаньте правильно. Я желаю вам хорошего настроения. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Актуализация знаний и умений, составляющих способ усвоения нового материала
Учитель: Сейчас мы будем считать устно. Для этого я буду зачитывать вам задания. Для выполнения задания нужно приготовить карточки с числами.
- Давать ответы нужно быстро, показываем самостоятельно, ни у кого не подглядываем.
Содержание:
7+5= 30+6=
37-30= 15-8=
16-5= 25+12=
13-8= 20+15=
Учитель: Какое слово у вас получилось? (Открытие)
- Да, сегодня на уроке мы не только закрепим то, что уже знаем, но и сделаем для себя важное математическое открытие, которое нам пригодится в дальнейшем изучении математики. Пусть вам сопутствует успех в работе!
- А сейчас выполним упражнения устно:
Учитель: Какие законы математики вы применяли?
- А теперь решим задачи.
1. Дед Игнат сказал сосед
- Мне уж сотня лет к обеду!
- Ты прибавил 30 лет!
Возразил ему сосед.
Прошу, ребята сосчитать,
Сколько прожил дед Игнат. (70)
2. Под дубом двое малышей
Собрали 40 желудей.
Один собрал 15 лишь.
А сколько штук другой малыш? (25)
Учитель: А сейчас вам предоставляется возможность применить полученные знания и выполнить самостоятельную работу.
12 · 5 16 · 5
11 · 6 12 · 7
24 · 3 25 · 3
Проверка:
- Назовите выражения с "круглыми" ответами?
- Назовите выражения, в которых количество десятков и единиц одинаковое?
- Какой ответ в последнем выражении?
- Какое правило вы использовали при решении выражений?
- Как умножить сумму на число? Какие способы вычислений вы знаете?
Учитель: Сейчас мы сформулируем тему и цели нашего урока. Для этого я вам предлагаю вам посмотреть на доску. А теперь попробуйте прочитать и решить это выражение: (8+6):2.
- Как, по вашему мнению, можно найти значение этого выражения? (учащиеся предлагают разные варианты)
Дети: нужно к 8 + 6 = 14 и 14 разделить на два будет 7
Учитель: хорошо. А еще как можно?
Дети: Нельзя.
Учитель: Почему?
Дети: Первое действие же делаем в скобках, а лишь потом делим на 2.
Учитель: А, вот и можно! Подумайте! Я разрешаю сейчас не применять это правило.
Дети: Я сначала 8 разделю на 2 получится 4, а попом 6 разделю на 2 получится 3, а 4 + 3 = 7.
Учитель: Умница! Молодец! - Сравните ответы, полученные в обоих случаях.
- Можно ли между решениями поставить знак равно?
- Многие из вас проявили смекалку и применили полученные знания к решению выражения нового вида. Это материал сегодняшнего урока. Что такое в нашем примере 8+6?
Дети: Сумма.
Учитель: Хорошо. Что мы делаем с суммой?
Дети: делим на число 2.
Учитель: С каким свойством мы сегодня познакомились?
Дети: деление суммы на число?
Учитель: Правильно! Итак, тема урока… (тему формулируют учащиеся)
- Наша задача сегодня на уроке – научиться выполнять деление суммы на число разными способами.
- Как разделить сумму на число? (выводы делают учащиеся)
- Убедимся в правильности нашего вывода. Открываем учебник на стр 13.
Учитель: Сейчас мы с вами разберемся, что значит выполнить деление суммы на число. Сегодня в страну математика с нами отправится Лунтик. Посмотрите на задания, которые он выполнит вместе с вами.
Объяснение по учебнику. (стр. 13)
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
Учитель: Используя новое правило, найдем значения выражений упражнения. Стр. 13 № 1, № 2 стр. 14. с устным объяснением.
- Любую ли сумму можно делить на число, используя это свойство?
Дети: Необходимо, чтобы оба слагаемых делились на это число.
Учитель: Молодцы! А теперь, решим задачу стр. 13 № 2. Прочитайте задачу. О какой величине говорится в задаче? (о длине)
- Как удобнее записывать задачу кратко? (с помощью таблицы)
- Сколько в ней будет столбцов? Сколько строчек?
- Что такое 15 м?
Дети: Расход ткани первой закройщицы.
Учитель: Что такое 12 м?
Дети: Расход ткани второй закройщицы.
Учитель: Что такое 3 м?
Дети: Расход ткани на одно платье.
Учитель: Как назовем второй столбец?
Дети: Количество платьев.
Учитель: Какими способами можно узнать, сколько платьев скроили?
Дети: Можно вычислить, сколько всего ткани было у обеих закройщиц (15+12), и результат разделить на 3. А можно вычислить, сколько платьев скроила каждая закройщица, и полученный результат сложить.
Учитель: Запишите решение. (Ученик у доски)
- Кто знает, как решить задачу другим способом?
- Какое свойство использовали?
- Как разделить сумму на число?
- Запишите решение задачи двумя способами.
- Вот вы и сделали важное математическое открытие. Вы молодцы, вы хорошо поработали, давайте отдохнем.
Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)
Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет (раскачиваются)
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают (раскачиваются)
Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)
Учитель: Сейчас мы посмотрим, как вы умеете выполнять задание с комментированием и устно. Ребята выполняем задание на странице 13, найдите № 3, № 4. Работать будем вместе и в паре.
Cамостоятельная работа
Учитель: Нас ждет интересное задание – работа с тестами. Навык работы с тестами вам потребуется при сдаче выпускных экзаменов в школе. Ребята выполняем задание по карточке. (тест)
Содержание:
Как представить число 56 в виде произведения двух множителей?
а) 7·8 б) 7·6 в) 7·7
Найди число, которое делится на 8:
а) 21 б) 48 в) 36
Какое число надо вставить в "окошко", чтобы равенство стало верным: 72 : = 9?
а) 7 б) 9 в) 8
Какое выражение равно 8?
а) 32:4 б) 42:6 в) 36:4
Найди пару чисел, произведение которых равно 54:
а) 8 и 7 б) 7 и 4 в) 9 и 6
На сколько надо разделить 63, чтобы получить 7?
а) на 8 б) на 9 в) на 7
Сравните: 36:4 и 81:9
а)> б) < в) =
Учитель: Итак, подведем итог нашего сегодняшнего урока. Давайте побеседуем.
- Какое новое открытие вы сегодня сделали?
- Покажите, используя веер цифр, под каким номером находится верная запись.
(8 + 6) : 2 = 8 + 6 : 2
(8 + 6) : 2 = 8 : 2 + 6 : 2
(8 + 6) : 2 = 8 : 2 + 6
Благодарю вас за активную работу. Сегодня на уроке вам не раз приходили на помощь сообразительность, смекалка, знания, успех. Удачи вам! Помните, что учиться всегда пригодится.
Домашнее задание
Стр. 13 № 3, № 5.
Спасибо за урок!