Тип урока: открытие нового знания.
Цель: Сформировать представление об алгоритме письменного приема умножения трехзначных чисел на однозначное число, в учебной деятельности, на основе имеющихся у учащихся знаний.
Задачи:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
||||||||||||
Организационный момент. Мотивация
Актуализация знаний
Совместное открытие знаний
Первичное закрепление
Тренинг
Итог урока. Рефлексия деятельности |
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты тихо сели. На меня все посмотрели. - Руки на месте? На месте. - Ноги? На месте. - Локти? У края. - Спинка? Прямая.
- Начинаем урок математики. - Ребята, как вы понимаете слово успех? (Высказывания детей) В толковом словаре Ожегова дано значение слова успех Успех: - хорошие результаты в работе, учебе - Известная поэтесса Марина Цветаева сказала так: «Успех – это успеть». - Чтобы достичь успеха на уроке, то есть добиться хороших результатов, мы должны с вами многое успеть сделать. - И в конце урока мы посмотрим, кто же из вас добился успеха, т.е. хороших результатов. - За успешное выполнение заданий наградой для вас будет виртуальное путешествие. А куда? Пока секрет, который нам предстоит в дальнейшем раскрыть.
- Какое сегодня число? (12) - Запишем число, классная работа. - Что вы можете рассказать про число 12? (Оно двузначное, чётное, в нём 1дес.2ед., его можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 10+2.) - Увеличьте число 12 на 11, уменьшите на 11, увеличьте в 2 раза, уменьшите в 4 раза, найдите 1/2 часть.
- Запишите цифрами число 12 - В следующую клеточку запишите порядковый номер текущего дня (3) - Какое получилось число? (123) - Что вы можете рассказать про число 123? (Трёхзначное, нечётное, в нём 1 сот 2дес 3 ед) - Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. - А теперь предстоит раскрыть секрет, куда мы совершим путешествие. Карточка № 1 у каждого учащегося. К (56:56+399):200 =2 А 9·50+480:6=530 С 4·80+270:3=410 М 600:6·4=400 В 30·8:6=40 О 170: (51:3):1=10
- И мы с вами отправляемся в путешествие в столицу нашей Родины Москву. - Оцените свою деятельность. Путешествие по Москве. Красная площадь, Кремль, часы на Спасской башне (куранты). Назовите время. На территории Кремля находится уникальный памятник русского искусства- Царь-колокол. Его высота 6м 14см.
- Продолжаем работу: Игра «Калькулятор» - Вы все калькуляторы 12х6=72 14х2=28 12х3=36 15х8=120 21х3=63 17х5=85 34х5=170 -Проверим - Оцените свою работу - Какой вид выражений мы решали? (умножение двузначного числа на однозначное)
- Какое свойство умножения мы используем при решении данных примеров? (Распределительное свойство умножения) - Как звучит это свойство? (а+в) х с (при умножении суммы чисел на число можно……) - Многие из вас действительно уже считают, как калькуляторы, не задумываясь над способом вычислений. Но я предлагаю вам вспомнить, как мы рассуждали, когда только учились решать подобные выражения. - Давайте решим последнее выражение, расписав его подробно. Ученик у доски: 34х5= (30+4)х5=30х5+4х5=170 - А можем ли мы, используя свойство умножения суммы на число умножить трёхзначное число на однозначное? (предположения детей) - Найдите значение выражения 132 х 3 Ученик у доски: 132 х 3 = (100+30+2) х 3= 100 х 3 + 30 х 3 + 2 х 3 =396 - Мы доказали, что можно используя свойство умножения суммы на число, умножить трёхзначное число на однозначное, но, что вы можете сказать об оформлении решения? (Запись неудобная, громоздкая) - Может кто-то предложить другую форму записи? (Предположения детей) - Конечно, мы с вами уже умеем выполнять столбиком сложение, вычитание. Теперь очередь умножения. - Так чему же мы с вами сегодня должны научиться? (умножать трёхзначное число на однозначное используя форму записи – столбиком) - Сформулируйте тему урока. Тема. Умножение трёхзначных чисел в столбик. - Сегодня мы должны познакомиться с алгоритмом письменного приёма умножения трёхзначных чисел на однозначное число. - А что такое алгоритм? (Порядок выполнения какого-либо действия) - Познакомимся с алгоритмом умножения трёхзначного числа на однозначное в учебнике. Чтение алгоритма в учебнике Работа по учебнику.
Задание № 3. Фронтальная работа.
1) 1 пр. – на доске учитель, ученик читает алгоритм Остальные примеры объясняют дети на доске.
2) Работа в парах: 213 х 3 122 х 2 121 х 4 214х2
- Оцените свою работу. - Скажите пожалуйста, а вы смогли бы решить эти примеры, устно не записывая их столбиком, а зачем мы тогда научились решать примеры данного вида, используя запись столбиком? (Предположения детей) - Эти знания пригодятся, когда мы будем решать более сложные примеры.
Физминутка
Представьте, что вы снеговики, пришла весна и вы стали таять. Таяли, таяли и растаяли совсем, а на этом месте вырос подснежник и потянулся к солнцу.
Путешествие по Москве. Места отдыха москвичей и гостей. Большой театр, парк им. Горького, парк Дружбы.
- В парках очень много деревьев. Почему? - Деревья украшают парк, очищают воздух.
1) Решение задач (устно). а) Возраст дуба 280 лет, а возраст берёзы в 4 раза меньше. Сколько лет берёзе? б) Берёза в сутки поглощает из почвы 40 л влаги, а дуб в 2 раза больше. Сколько литров влаги поглощает дуб? в) В роще на берегу озера росло 120 лип, это третья часть всех деревьев, растущих на берегу озера? Сколько всего деревьев на берегу озера?
2) - Деревья – это ещё и жильё для птиц. Задача №4.
Путешествие по Москве. Москва-река. Длина реки в черте города 90 000 м. Крымский мост, его длина 68м80дм.
3) - Единицы измерения каких величин использовались при просмотре слайдов? (длина, время). - Какие ещё величины вы знаете? (масса, площадь, объём). Задача № 7 - Поднимите руку, кто понял содержание задачи. - Какие формулы нам нужно вспомнить, чтобы решить эту задачу? (Запись формул) - Поднимите руку, кто может решить эту задачу. 1) 30 х 10 х 2 = 600 2) 30 х 10 = 300
Путешествие по Москве В Москве много стадионов. Где занимаются спортсмены и простые москвичи, проводятся соревнования. Вот и мы с вами сейчас устроим соревнования:
342 + 568 – 122 х 4 = 422
Итог урока. Рефлексия деятельности. - Чему мы сегодня научились? - Где мы применяли умножение в столбик? Оцените свою работу в целом за урок.
- Мы сегодня хорошо поработали, многое успели сделать, многие добились успеха. Если добьётесь успеха в школе, вы добьётесь успеха в жизни.
Спасибо за старание. Ведь главное желание А навыки и знания С годами к вам придут. |