Урок математики 3 класс: Умножение трехзначных чисел в столбик

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Сформировать представление об алгоритме письменного приема умножения трехзначных чисел на однозначное число, в учебной деятельности, на основе имеющихся у учащихся знаний.

Задачи:

  • Решать текстовые задачи ранее изученных видов и выражения на новом числовом концентре.
  • Развивать интеллектуальные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать интерес к предмету, расширять знания учащихся о Москве.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя 

Организационный момент.

Мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместное открытие знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока. Рефлексия деятельности

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели.

На меня все посмотрели.

- Руки на месте?   На месте.

- Ноги?              На месте.

- Локти?             У края.

- Спинка?           Прямая.

 

- Начинаем урок математики.

- Ребята, как вы понимаете слово успех? (Высказывания детей)

В толковом словаре Ожегова дано значение слова успех

Успех:

 - хорошие результаты в работе, учебе 

 -  Известная поэтесса Марина Цветаева сказала так: «Успех – это успеть».

- Чтобы достичь успеха на уроке, то есть добиться хороших результатов, мы должны с вами многое успеть сделать.

- И в конце урока мы посмотрим, кто же  из вас добился успеха, т.е. хороших результатов.

- За успешное выполнение заданий наградой для вас будет виртуальное путешествие. А куда? Пока секрет, который нам предстоит в дальнейшем раскрыть. 

 

- Какое сегодня число? (12)

- Запишем число, классная работа.

- Что вы можете рассказать про число 12?

(Оно двузначное, чётное, в нём 1дес.2ед., его можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 10+2.)

- Увеличьте число 12 на 11, уменьшите на 11, увеличьте в 2 раза, уменьшите в 4 раза, найдите 1/2 часть.

 

- Запишите цифрами число 12

- В следующую клеточку запишите порядковый номер текущего дня (3)

- Какое получилось число?  (123)

- Что вы можете рассказать про число 123?

(Трёхзначное, нечётное, в нём 1 сот 2дес 3 ед)

- Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.

- А теперь предстоит раскрыть секрет, куда мы совершим путешествие.

Карточка № 1  у каждого учащегося.

К  (56:56+399):200 =2

А  9·50+480:6=530

С  4·80+270:3=410

М  600:6·4=400

В  30·8:6=40

О  170: (51:3):1=10

400

10

410

2

40

530

 

 

 

 

 

 

 

- И мы с вами отправляемся в путешествие в столицу нашей Родины Москву.

- Оцените свою деятельность.

Путешествие по Москве.

Красная площадь, Кремль, часы на Спасской башне (куранты).

Назовите время.

На территории Кремля находится уникальный памятник русского искусства-

Царь-колокол. Его высота 6м 14см. 

 

- Продолжаем работу:

Игра «Калькулятор»

- Вы все калькуляторы

12х6=72

14х2=28

12х3=36

15х8=120

21х3=63

17х5=85

34х5=170

 -Проверим

- Оцените свою работу

- Какой вид выражений мы решали?

(умножение двузначного числа на однозначное)

 

- Какое свойство умножения мы используем при решении данных примеров?

(Распределительное свойство умножения)

- Как звучит это свойство?

  (а+в) х с   (при умножении суммы чисел на число можно……)

- Многие из вас действительно уже считают,  как калькуляторы,  не задумываясь над способом вычислений. Но я предлагаю вам  вспомнить, как мы рассуждали, когда только учились решать подобные выражения.

- Давайте решим последнее выражение, расписав его подробно.

Ученик у доски: 34х5= (30+4)х5=30х5+4х5=170

- А можем ли мы, используя свойство умножения суммы на число умножить трёхзначное число на однозначное?

(предположения детей)

- Найдите значение выражения 132 х 3

Ученик у доски: 132 х 3 = (100+30+2) х 3= 100 х 3 + 30 х 3 + 2 х 3 =396

- Мы доказали, что можно используя свойство умножения суммы на число, умножить трёхзначное число на однозначное, но, что вы можете сказать об оформлении решения?

(Запись неудобная, громоздкая)

- Может кто-то предложить другую форму записи?

(Предположения детей)

- Конечно, мы с вами уже умеем выполнять столбиком сложение, вычитание. Теперь очередь умножения.

- Так чему же мы с вами сегодня должны научиться?  (умножать трёхзначное число на однозначное используя форму записи – столбиком)

- Сформулируйте тему урока.

Тема. Умножение трёхзначных чисел в столбик.

- Сегодня мы должны познакомиться с алгоритмом письменного приёма умножения трёхзначных чисел на однозначное число.

- А что такое алгоритм?

(Порядок выполнения какого-либо действия)

- Познакомимся с алгоритмом умножения трёхзначного числа на однозначное в учебнике.

Чтение алгоритма в учебнике

Работа по учебнику.

 

Задание № 3. Фронтальная работа.

 

1) 1 пр. – на доске учитель, ученик читает алгоритм

Остальные примеры объясняют дети на доске.

 

2) Работа в парах:

213 х 3         122 х 2     121 х 4    214х2

 

- Оцените свою работу.

- Скажите пожалуйста, а вы смогли бы решить эти примеры, устно не записывая их столбиком, а зачем мы тогда научились решать примеры данного вида, используя запись столбиком?

(Предположения детей)

- Эти знания пригодятся, когда мы будем решать более сложные примеры.

 

Физминутка

 

Представьте, что вы снеговики, пришла весна и вы стали таять. Таяли, таяли и растаяли совсем, а на этом месте вырос подснежник и потянулся к солнцу. 

 

Путешествие по Москве.

Места отдыха москвичей и гостей.

Большой театр, парк им. Горького, парк Дружбы.

 

- В парках очень много деревьев. Почему?

- Деревья украшают парк, очищают воздух.

 

1) Решение задач (устно).

а) Возраст дуба 280 лет, а возраст берёзы в 4 раза меньше. Сколько лет берёзе?

б) Берёза в сутки поглощает из почвы 40 л влаги, а дуб в 2 раза больше. Сколько литров влаги поглощает дуб?

в) В роще на берегу озера росло 120 лип, это третья часть всех деревьев, растущих на берегу озера? Сколько всего деревьев  на берегу озера?

 

2)

- Деревья – это ещё и жильё для птиц.

Задача  №4.

 

Путешествие по Москве.

Москва-река. Длина реки в черте города 90 000 м.

Крымский мост, его длина 68м80дм.

 

3)

- Единицы измерения каких величин   использовались при просмотре слайдов? (длина, время).

- Какие ещё величины вы знаете? (масса, площадь, объём).

Задача № 7

- Поднимите руку, кто понял содержание задачи.

- Какие формулы нам нужно вспомнить, чтобы решить эту задачу?

(Запись формул)

- Поднимите руку, кто может решить эту задачу.

1) 30 х 10 х 2 = 600

2) 30 х 10 = 300 

 

Путешествие по Москве

В Москве много стадионов. Где занимаются спортсмены и простые москвичи, проводятся соревнования.

Вот и мы с вами сейчас устроим соревнования:

 

342 + 568 – 122 х 4 = 422

 

Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Чему мы сегодня научились?

- Где мы применяли умножение в столбик?

Оцените свою работу в целом за урок.

 

- Мы сегодня хорошо поработали, многое успели сделать, многие добились успеха.

Если добьётесь успеха в школе, вы добьётесь успеха в жизни.

 

Спасибо за старание.

Ведь главное желание

А навыки и знания

С годами к вам придут.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!