Цель урока: формировать понятие прямая, закрепить знания основных свойств прямой, умения построения пересекающихся и непересекающихся прямых.
Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник "Математика", 3 класс, ч.2 (авт. Рудницкая В.Н. и др.)
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами.
- При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Метод "Здороваемся глазами")
- Сегодня мы работаем в группах. Какие правила работы в группах вы знаете? (ответы учащихся)
- Для того чтобы настроиться на лад предмета математики, выполним несколько простых заданий. Каждое задание вы будите оценивать.
- У каждого из вас на парте лежит "Карта работы на уроке". В нее вы будите выставлять количество баллов. Приступим.
Устный счет.
Назови результаты умножения:
40x9 7x20 80x6 2x100
50x5 90x6 30x9 100x6
Решим задачу
Школьники смастерили кормушку с прямоугольным основанием, длина которого составляет 12 см, а ширина 10 см. Найдите Р основания кормушки.
- Периметр какой фигуры нужно найти?
- Как найти периметр?
- Для чего нужны кормушки? (В это время года птицам не хватает корма. Помощь пернатым весьма доступное и благородное дело)
- Из каких фигур состоит прямоугольник?
- Назовите номера отрезков. Какие еще фигуры вы видите?
- Сравните их, чем они похожи, чем отличаются.
- Какая фигура лишняя? Почему?
- А какие бывают прямые? (пересекающиеся и непересекающиеся)
- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.
- В огромном мире математики есть очень интересная страна.
- В ней живут те самые фигуры о которых мы сейчас говорили. Это – геометрия.
- Ее населяют не числа, а различные фигуры и линии. Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в эту страну.
- А кто знает, что обозначает слово геометрия? Обратимся к словарю.
- А как вы думаете, зачем люди путешествуют? (Чтобы узнать что-то новое и интересное).
- Каждое путешествие имеет свою цель. Как вы думаете, с какой целью мы будем путешествовать?
Игра "Ромашка"
- Что такое прямая? Что мы уже знаем о ней? (Она состоит из точек, не имеет начала и конца, может служить осью симметрии какой-либо геометрической фигуры)
– Откуда же появилась бесконечность прямой? Благодаря чему? (Тому, что прямую образуют лучи, которые не имеют конца)
– Как правильно показать прямую?
- Начинаем движение указкой издали (можно слева направо или справа налево); ведем указкой по изображению прямой и далее продвигаем ее чуть дальше. (показываю)
- Сколько прямых линий можно провести через одну точку? (через 2 точки?)
Обозначение прямой
– У меня на доске, а у вас в тетрадях изображено несколько прямых.
- Как нам отличить одну прямую от другой? (Предположения детей)
- Обозначим каждую прямую на рисунке буквами латинского алфавита.
Принадлежность данных точек данной прямой
– Часто в геометрии нам приходится выяснять вопрос, лежит ли данная точка на данной прямой. Рассмотрите рисунок на доске.
– Назовите точки: не лежащие на данной прямой; лежащие на данной прямой.
– Докажите, обоснуйте свое мнение. С помощью какого инструмента мы можем доказать, что точки A и M лежат на прямой XY? (С помощью линейки)
– Покажите, как это делать?
- Прямые линии окружают нас повсюду. Посмотрите вокруг: какие изделия или предметы, состоящие из пересекающихся и непересекающихся прямых вы видите в вашем классе?
Задание 1 (группа)
– Прочитайте вопрос, рассмотрите рисунок. Ответьте. Докажите свое мнение.
- Какие из отмеченных точек лежат на прямой и какие на этой прямой не лежат?
– Послушайте, как на этот вопрос ответил ученик 3 класса одной из московских школ: Точки Е и С не лежат на прямой.
- Вот если мы продолжим прямую, то они будут лежать на этой прямой". Согласны ли вы с этим ответом?
- Какие замечания у вас есть? Что, по вашему мнению, не знает этот ученик? (Ответы детей, обсуждение)
Вывод: бессмысленно "продолжать" прямую в ту или иную сторону, т.к. прямая сама по себе бесконечна.
Задание 2 (фронтально)
– Определите сначала на глаз, в каком из заданий прямые при пересечении образуют прямой угол. Проверьте себя при помощи угольника.
– Если при пересечении двух прямых мы обнаружили один прямой угол, то какими в этом случае будут три оставшихся угла? (Предположения)
– Давайте проверим наши предположения. С помощью какого инструмента это можно сделать? (Угольника)
– Какой мы можем сделать вывод? Если при пересечении двух прямых образуется один прямой угол, то и остальные три угла будут прямыми.
– Ребята, в этом случае принято говорить, что "прямые пересекаются под прямым углом".
Задание 3 (самостоятельная работа по выбору)
1. Постройте в тетради две прямые, которые:
а) не пересекаются;
б) пересекаются под прямым углом.
2. Постройте на альбомном листе две прямые:
а) не пересекаются;
б) пересекающиеся под прямым углом. Каким чертежным инструментом надо воспользоваться? (Угольником)
- Какие примеры пересекающихся прямых под прямым углом в жизни вы бы могли привести?
Конструирование (группа)
- Постройте свой перекресток. Знания о каких прямых вам необходимы? Что обязательно будет на вашем перекрестке?
Задание 4
- На каких рисунках прямые пересекаются, а на каких не пересекаются?
- Объясните, почему вы так считаете. (Идет обсуждение возможных вариантов. Особого внимания требует последний случай расположения прямых, когда образуются четыре луча – для понимания этого у учащихся должно уже сформироваться представление о бесконечности прямой)
- Как вы думаете, на каких уроках можно применить полученные знания?
- А где в жизни вы встречались с непересекающимися прямыми?
- При строительстве зданий строго учитывается понятие непересекающися прямых. (параллельности)
- Самый наглядный пример - железнодорожное полотно. Еще примером непересекающихся прямых могут служить эскалатор, электрические провода.
- А как вы думаете что бы произошло если бы прямые пересеклись? (крушение поезда, замыкание)
- Людям каких профессий нужны знания о пересекающихся и непересекающихся прямых? (ответы учащихся)
- Очень широко используются прямые линии в живописи.
Творческое задание
- А сейчас вы побудите настоящими художниками и напишите картину с помощью прямых линий.
- А теперь я прошу вас составить синквейн. Кто знает что это такое?
Упражнение "Комплименты"
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.
- А сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Дополни предложение". (Дети вытягивают лист с началом предложения и дополняют его)
- Теперь я попрошу вас подсчитать общий результат работы. Оцените свою работу.
- Я вижу, что сегодня на уроке вы достигли больших успехов. Это хороший результат урока.
- Посмотрите, как я оценила вашу работу на уроке: вы – молодцы!
- Урок окончен.