Конспект урока математики 3 класс "Виды треугольников"

Цель: формирование общего понятия о треугольнике, видах треугольников.

Планируемые результаты: познакомятся с понятиями тупоугольный, остроугольный и прямоугольный треугольник, равносторонние, равнобедренные, разносторонние треугольники.

Ход урока

Организационный момент

- Сегодня у нас будет необычный урок – мы полетим в космос, на планету треугольников! Проверьте свое рабочее место – для урока понадобятся: учебник, письменные принадлежности, линейка и тетрадь.
- Готовы? Тогда в путь.
- Посмотрите, кто нас встречает! Это житель этой планеты – Зеля.

Актуализация знаний

Зеля: У нас на планете очень ценится умение красиво писать цифры. Давай потренируемся!
- Вспомни написание этих цифр 3, 6, 9.
- Запишите в тетради возможные варианты чередования этих цифр. Проверьте: 369, 396, 639, 693, 963, 936. Что общего у этих чисел? (Они кратны 3. (3:3=1, 6:3=2, 9:3=3)

В задании используются карточки из личного кабинета на Учи.ру.

Зеля: На нашей планете и грибы очень необычные! Из каких фигур они состоят? Сколько таких фигур в строении каждого грибочка?
- Вы верно заметили – они состоят из треугольника и прямоугольника.
- Какая часть гриба является треугольником? (шляпка)

- Конечно шляпка.
- Как вы узнали, что это треугольник?

Проверьте себя. (имеет 3 угла, 3 стороны и 3 вершины)

Зеля: Вырастите у себя в тетради такие грибочки, но прежде внимательно прочитай «Правила посадки»! (Синий гриб не растет последним на грядке и после желтого. Желтый гриб растет только после красного. Зеленый гриб растет последним)
Проверьте. Ответ: С К Ж З

Самоопределение к деятельности

Зеля: К сожалению, у нас на планете мало растительности. Вы поможете нам посадить космодеревья?
- Для этого начертите в тетради прямоугольник, высота которого 8 см, а ширина 5 см. Это участок планеты, на котором вы будете сажать космодерево. Но есть одна очень важная особенность – так как это Треугольная планета, то и деревья на ней растут необычные – они состоят только из треугольников. Нарисуйте такое дерево из треугольников у себя в тетради.

Зеля: Вот какие космодеревья получились у меня!
- Надеюсь, что у вас тоже получится космодерево!
Задание будет проверено позднее.

Введение понятия

Тему урока вам подскажет геометрический кроссворд.

Геометрический кроссвордГеометрический кроссворд

  1. Прямоугольник, у которого стороны имеют одинаковую длину.
  2. Меньшая сторона прямоугольника.
  3. Большая сторона прямоугольника.
  4. Действие обратное сложению.
  5. Часть прямой соединяющей две точки.
  6. Сумма длин сторон фигуры.
  7. Мера длины в 100 раз большая сантиметра.
  8. Вопросительное слово, которым часто начинается вопрос в задаче.
  9. Назови одним словом: плюс, минус, равно, больше, меньше, умножить, разделить.
  10. Инструмент, для измерения длин отрезков.
  11. Фигура, у которой нет углов.
  12. Запись из одной или нескольких цифр.
  13. Однозначное число.

Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите ее. («Виды треугольников»)
Запишите в тетрадь тему урока. Назовите признаки треугольников.

Работа по теме урока

Жители треугольной страны знают все-все о треугольниках! Этими знаниями они готовы поделиться с вами. Но ведь и вам знакома эта фигура!
Зеля: Каковы же основные свойства треугольника?
- Конечно же, вы это знаете! У треугольника... (три угла, три вершины и три стороны)

- У треугольников, так же как и у людей, есть имена. Прочитайте имя этого треугольника
- Верно! Это тебе тоже знакомо: АВС.

Зеля: Посмотрите на эти фигуры. Что их объединяет? А чем они отличаются?
- Да, вы правы – это треугольники. Они отличаются… (углами)
- Давайте это проверим. Какой инструмент нам понадобится?

- Совершенно верно - Угольник.
- Сделайте вывод о названиях треугольников: тупоугольный, остроугольный и прямоугольный.
- Откройте учебник, прочитайте материал по теме.

Физкультминутка

Выполнение упражнения для глаз.

Закрепление материала

Зеля: На рисунке треугольники. Попробуйте распределить их на группы.
- На какие группы разделили треугольники?
- Проверьте: равносторонние (1, 4) и разносторонние (2, 3, 5)

- Если у вас так, то верно! А может, вы разделили на 3 группы?
- Из группы разносторонних треугольников можно еще выделить группу – равнобедренные треугольники. Вы уже догадались, какие это будут треугольники?
- Совершенно верно. (3 и 2)
- Думаю, вы замечательно справились: у них равны две стороны, т.е. равные бедра.

Посмотрите мультфильм (с 4.25-6.57 мин.), который поможет сделать вывод о видах треугольников

Вывод о видах треугольников

  • Равносторонние треугольники – треугольники, у которых стороны равны.
  • Равнобедренные – треугольники с двумя равными сторонами.
  • Разносторонние – треугольники с разными сторонами.

- Начертите в тетради треугольники по длинам сторон (3 треугольника).
- Замечательно! Посмотрите мультфильм (с 1.07-1.36 мин.) и напиши в тетради: где еще можно встретить треугольники в окружающем мире.
- Послушайте веселую песенку. Хорошего настроения!

Сделаем космическую зарядку

Ответьте на вопросы

Какие геометрические фигуры напоминают тебе домики? (Треугольники)
Посмотрите на первый треугольник АВС. О нем известно: АВ=ВС=СВ. Что это значит? Как называется такой треугольник? (Равносторонний)
Посмотрите на второй треугольник КМО. Известно, что КМ=МО. Как назовем такой треугольник? (Равнобедренный)

Самостоятельно найдите периметры этих треугольников, записав решение в тетради.
Периметр – это (сумма всех сторон).
Проверьте себя: (Р1 = 4 * 3 = 12 см., Р2 = 8 *2 + 4 = 20 см.)

Надеюсь вам все понятно по новой теме.
Выполни задания: допиши:
Треугольники различаются по углам. (Прямоугольные, остроугольные, тупоугольные)
Треугольники различаются по сторонам. (Равносторонние, равнобедренные, разносторонние).

Верно ли, что:

  • остроугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы острые?
  • прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы прямые?
  • тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы тупые?
  • тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого есть тупой угол?
  • прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого есть прямой угол?
  • треугольник, у которого есть острый угол – остроугольный?

Если неверно, исправьте, запишите верное равенство в тетрадь. Если замечательно справились, значит, усвоили новый материал!

Подведение итогов урока

- Подведем итог урока.
- О каких видах треугольников по сторонам вы узнали?
- Что знаете о равносторонних, разносторонних, равнобедренных треугольниках?

Проверьте:

  • Равносторонние треугольники – это треугольники, у которых стороны равны.
  • Равнобедренные – треугольники с двумя равными сторонами.
  • Разносторонние – треугольники с разными сторонами.

Зеля: Ваше пребывание на нашей планете подходит к концу и нам пора расставаться… Но о нашей планете вы не раз еще вспомните! Спасибо, что прилетели к нам в гости!

- Подведем итоги путешествия.
- На какую планету вы летали?
- Что нового на ней узнали?

- Что особенно запомнилось?
Зеля: На вашей планете тоже есть Волшебное Треугольное место…

Домашнее задание

Что ты про это знаешь? Нарисуй это Волшебное Треугольное место.
Выполнить «Задания из карточек» в личном кабинете учителя на Учи.ру.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!