Цель: формирование общего понятия о треугольнике, видах треугольников.
Планируемые результаты: познакомятся с понятиями тупоугольный, остроугольный и прямоугольный треугольник, равносторонние, равнобедренные, разносторонние треугольники.
- Сегодня у нас будет необычный урок – мы полетим в космос, на планету треугольников! Проверьте свое рабочее место – для урока понадобятся: учебник, письменные принадлежности, линейка и тетрадь.
- Готовы? Тогда в путь.
- Посмотрите, кто нас встречает! Это житель этой планеты – Зеля.
Зеля: У нас на планете очень ценится умение красиво писать цифры. Давай потренируемся!
- Вспомни написание этих цифр 3, 6, 9.
- Запишите в тетради возможные варианты чередования этих цифр. Проверьте: 369, 396, 639, 693, 963, 936. Что общего у этих чисел? (Они кратны 3. (3:3=1, 6:3=2, 9:3=3)
В задании используются карточки из личного кабинета на Учи.ру.
Зеля: На нашей планете и грибы очень необычные! Из каких фигур они состоят? Сколько таких фигур в строении каждого грибочка?
- Вы верно заметили – они состоят из треугольника и прямоугольника.
- Какая часть гриба является треугольником? (шляпка)
- Конечно шляпка.
- Как вы узнали, что это треугольник?
Проверьте себя. (имеет 3 угла, 3 стороны и 3 вершины)
Зеля: Вырастите у себя в тетради такие грибочки, но прежде внимательно прочитай «Правила посадки»! (Синий гриб не растет последним на грядке и после желтого. Желтый гриб растет только после красного. Зеленый гриб растет последним)
Проверьте. Ответ: С К Ж З
Зеля: К сожалению, у нас на планете мало растительности. Вы поможете нам посадить космодеревья?
- Для этого начертите в тетради прямоугольник, высота которого 8 см, а ширина 5 см. Это участок планеты, на котором вы будете сажать космодерево. Но есть одна очень важная особенность – так как это Треугольная планета, то и деревья на ней растут необычные – они состоят только из треугольников. Нарисуйте такое дерево из треугольников у себя в тетради.
Зеля: Вот какие космодеревья получились у меня!
- Надеюсь, что у вас тоже получится космодерево!
Задание будет проверено позднее.
Тему урока вам подскажет геометрический кроссворд.
Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите ее. («Виды треугольников»)
Запишите в тетрадь тему урока. Назовите признаки треугольников.
Жители треугольной страны знают все-все о треугольниках! Этими знаниями они готовы поделиться с вами. Но ведь и вам знакома эта фигура!
Зеля: Каковы же основные свойства треугольника?
- Конечно же, вы это знаете! У треугольника... (три угла, три вершины и три стороны)
- У треугольников, так же как и у людей, есть имена. Прочитайте имя этого треугольника
- Верно! Это тебе тоже знакомо: АВС.
Зеля: Посмотрите на эти фигуры. Что их объединяет? А чем они отличаются?
- Да, вы правы – это треугольники. Они отличаются… (углами)
- Давайте это проверим. Какой инструмент нам понадобится?
- Совершенно верно - Угольник.
- Сделайте вывод о названиях треугольников: тупоугольный, остроугольный и прямоугольный.
- Откройте учебник, прочитайте материал по теме.
Физкультминутка
Выполнение упражнения для глаз.
Зеля: На рисунке треугольники. Попробуйте распределить их на группы.
- На какие группы разделили треугольники?
- Проверьте: равносторонние (1, 4) и разносторонние (2, 3, 5)
- Если у вас так, то верно! А может, вы разделили на 3 группы?
- Из группы разносторонних треугольников можно еще выделить группу – равнобедренные треугольники. Вы уже догадались, какие это будут треугольники?
- Совершенно верно. (3 и 2)
- Думаю, вы замечательно справились: у них равны две стороны, т.е. равные бедра.
Посмотрите мультфильм (с 4.25-6.57 мин.), который поможет сделать вывод о видах треугольников
- Начертите в тетради треугольники по длинам сторон (3 треугольника).
- Замечательно! Посмотрите мультфильм (с 1.07-1.36 мин.) и напиши в тетради: где еще можно встретить треугольники в окружающем мире.
- Послушайте веселую песенку. Хорошего настроения!
Сделаем космическую зарядку
Ответьте на вопросы
Какие геометрические фигуры напоминают тебе домики? (Треугольники)
Посмотрите на первый треугольник АВС. О нем известно: АВ=ВС=СВ. Что это значит? Как называется такой треугольник? (Равносторонний)
Посмотрите на второй треугольник КМО. Известно, что КМ=МО. Как назовем такой треугольник? (Равнобедренный)
Самостоятельно найдите периметры этих треугольников, записав решение в тетради.
Периметр – это (сумма всех сторон).
Проверьте себя: (Р1 = 4 * 3 = 12 см., Р2 = 8 *2 + 4 = 20 см.)
Надеюсь вам все понятно по новой теме.
Выполни задания: допиши:
Треугольники различаются по углам. (Прямоугольные, остроугольные, тупоугольные)
Треугольники различаются по сторонам. (Равносторонние, равнобедренные, разносторонние).
Верно ли, что:
Если неверно, исправьте, запишите верное равенство в тетрадь. Если замечательно справились, значит, усвоили новый материал!
- Подведем итог урока.
- О каких видах треугольников по сторонам вы узнали?
- Что знаете о равносторонних, разносторонних, равнобедренных треугольниках?
Проверьте:
Зеля: Ваше пребывание на нашей планете подходит к концу и нам пора расставаться… Но о нашей планете вы не раз еще вспомните! Спасибо, что прилетели к нам в гости!
- Подведем итоги путешествия.
- На какую планету вы летали?
- Что нового на ней узнали?
- Что особенно запомнилось?
Зеля: На вашей планете тоже есть Волшебное Треугольное место…
Домашнее задание
Что ты про это знаешь? Нарисуй это Волшебное Треугольное место.
Выполнить «Задания из карточек» в личном кабинете учителя на Учи.ру.