Цель урока: дать общее представление о доле числа, познакомить с понятием "доли", их записью и чтением.
Задачи:
Материальное обеспечение: фрукты, круги, квадраты, картинки животных, методический набор "Доли", бумажные звездочки, учебник "Математика" М.И. Моро.
Мотивация к восприятию активной учебно-познавательной деятельности.
1. Чистописание (написание чисел 12, 21). Дайте характеристику каждому числу.
2. Устный счет
- Ребята, что мы сегодня будем изучать, если главное слово у нас "мандарин".
- Вот у меня мандарин. Когда мы начинаем его есть, то мы его делим на что? Мандарин состоит из долек, чеснок, он тоже состоит из долей. Какие овощи и фрукты тоже состоят из долек? Сформулируйте тему урока. Исходя из темы урока, что мы сегодня должны узнать?(Ответы детей)
Задание 1.
- У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (круг, квадрат)
- Сложите их пополам. Разверните. Сколько равных частей получили? (2)
- Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части. Как они называются? (Половинки)
Задание 2.
- Теперь я возьму апельсин, разрежу его пополам. Сколько равных частей я получила? (2 равные части)
- Можно сказать, что половина апельсина – это одна вторая доля апельсина. А записывают это так: 1/2. Сколько частей взяли? (1)
- На сколько частей разделили? (2)
- Мы получили 1/2.
- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья и т.д.
- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли. В математике число, которое записано над чертой, называют числитель, а число, которое записано под чертой – знаменатель.
- Что показывает числитель?
- А знаменатель?
- Мы яблоко разделили на две равные доли и получили долю яблока. Доля – это часть целого.
Задание 3.
- Теперь возьмите фигуру, которую вы согнули пополам. Сложите еще пополам. Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4)
- Я возьму и каждую долю яблока разрежу пополам. Сколько равных частей получили? (4)
- А записывают это так: в числителе записываем 1, а в знаменателе – 4. Посмотрите на числитель и знаменатель. Сравните, что больше?
- Ребята, сделайте вывод. (Чем больше частей, тем доля меньше)
Самостоятельная работа. (1 в. – средний уровень, 2 в. – повышенный уровень)
Физкультминутка
(Применение здоровьесберегающей технологии с элементами игры)
Игра "Посчитай-ка"
Посчитай-ка дружно класс сколько девочек у нас,
Теперь присели столько раз сколько девочек у нас.
Посчитаем мы сейчас сколько мальчиков у нас.
И наклонимся сейчас, ровно столько раз…
- На доске картинки животных. Нужно разделить пирог так, чтобы каждому гостю досталось 1/6, и на тарелке осталось 2/6. (Применение технологии проблемного обучения)
Работа по учебнику
Применение технологии личностно-ориентированного обучения
- Запишите в тетради доли прямоугольника, начиная с наименьшей, т. е. с самой маленькой. ("Математика" М.И. Моро стр. 80 № 2)
Работа по учебнику "Математика" М.И. Моро стр. 80 № 3
Фронтальный опрос
- Какая тема урока была?
- Что такое доля?
- Мы учились делить на доли и записывать доли. Как называется число, которое пишем над чертой?
- Что показывает числитель?
- Как называется число, которое под чертой?
- Что показывает знаменатель?
Домашнее задание: с. 80 № 4, 5 по учебнику "Математика" М.И. Моро.
Рефлексия
На партах лежат круги. Выберите зеленый круг, если хорошо поняли тему урока, желтый - не очень хорошо, красным - надо разобраться.