Конспект урока на тему "Свойство противоположных сторон прямоугольника" отлично подойдет не только к уроку математики во 2 классе, но и к внеурочному занятию.
Цель урока для учителя: создать условия для знакомства учащихся 2 класса со свойством противоположных сторон прямоугольника.
Цель для обучающихся: узнать свойство противоположных сторон прямоугольника.
Сегодня, друзья мы отправимся в путь
Хорошее настроение взять с собой не позабудь!
Ждут нас встречи и друзья,
Четырехугольников семья.
- Дети, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится!
- Вы постарайтесь производить все расчеты точно, работать быстро и, самое главное, дружно!
Проверяют свою готовность к уроку (учебники, тетради).
- Сегодня мы продолжим открывать тайны математики и отправимся в удивительную страну Геометрия и встретимся с жителями, которые в ней живут.
– По координатам букв прочитайте слово. (слайд)
- А кто знает, что означает это слово геометрия.
- Давайте посмотрим в словаре Ожегова.
- А какие геометрические фигуры мы знаем? (Треугольник, квадрат, прямоугольник, круг ромб, овал)
- Какие свойства этих геометрических фигур вы знаете? (ответы учащихся)
- Назовите предметы или части предметов, которые имеют такую геометрическую форму.
- Для чего нам нужно знать свойства геометрических фигур? (Чтобы сделать мебель или другие предметы мы должны знать свойства)
- Обратите внимание, из каких геометрических фигур состоят машины на слайде? (круг и прямоугольник)
- Посмотрите внимательно на пол и крышу грузовика. Они лежат друг напротив друга и называются противоположными. Назовите цвета, обозначающие противоположные стороны. (ответы детей)
- Сколько пар противоположных сторон имеет прямоугольник? (две)
- Как вы думаете, противоположные стороны у прямоугольника – кузова должны быть равны? (да)
- Прочитаем правило в учебнике.
Противоположные стороны прямоугольника равны. Все углы прямоугольника прямые
- Найдем их и покажем синим и красным цветом противоположные стороны.
- А как проверить наше наблюдение, что противоположные стороны прямоугольника равны? (Использовать прямоугольник, модель прямого угла)
Проектирование и фиксация нового знания
- Проанализируйте нашу работу и сделайте вывод. (Стороны, находящиеся друг напротив друга – одинаковые)
- Сравните с выводом учебника на стр. 32
- Проверим, так ли это на самом деле. У вас на столе конверты. 1 конверт на парту. Работу вы будете выполнять в паре. Внутри каждого из них 2 прямоугольника. Они похожи на нашего короля.
- Вам необходимо согнуть каждый из прямоугольников пополам по образцу на доске и измерить противоположные стороны с помощью линейки.
- Подтвердили ли мы ту информацию, которую узнали из правила? (да)
Вспомним, что прямоугольник – четырехугольник, у которого все углы прямые. Какое же свойство он имеет? (его противоположные стороны равны)
- Отлично. Откроем тетрадки, отступим от последней работы 4 клетки вниз.
- Пишем на 5 клетке, отступая 10 клеток вправо. Число.
- Пропускаем 1 клетку вниз, на следующей отступаем 4 клетки вправо пишем Классная работа.
- Начертим прямоугольник со сторонами 5 и 2 см. Это кузов машины. А чтобы нарисовать кабину, нам нужно узнать, чему равны ее стороны. Самую длинную сторону кузова мы должны уменьшить на 3 см, а короткую – на 1 см.
- Выполним вычисления в уме самостоятельно, а потом нарисуем кузов нужного размера. После этого обсудим и проверим.
- Какие стороны у кабины получились? (2 см и 1 см)
- Запишем ниже, как мы это вычислили (5 – 3 = 2 см, 2 – 1 = 1 см)
- Обратим внимание на кузов и на кабину. Какие это фигуры? (Прямоугольники)
- Глядя на них, какое свойство нам удалось доказать? (Противоположные стороны прямоугольника равны)
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носки, затем на пятки.
Лень отбросить и опять.
Сесть за парту, взять тетрадку,
И работу продолжать.
- Начертить прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.
- Почему даны только 2 измерения, ведь у прямоугольника 4 стороны? (противоположные стороны равны)
Работа с заданиями № 1,2 в учебнике на стр. 32.
– А теперь представим, что мы строители, нам надо сделать раму для окна. Она имеет прямоугольную форму.
Изготовление прямоугольной рамки, понадобится клей, ножницы, полоски бумаги. (У доски 3 ученика)
- У вас на партах 4 полоски бумаги разной длины. Как это сделать удобнее, быстрее?
- Какие два правила вы соблюдали при построении прямоугольной рамки? (Все углы должны быть прямые и противоположные стороны равны)
- Проверьте себя и свою работу.
Решение примеров № 4, стр. 28. Для "слабых" № 58, для "сильных" № 59 страница 34 в тетради на печатной основе.
- Ребята, что нового узнали о свойствах прямоугольника? (ответы учащихся)
- Где можно использовать новые знания?
- Кто доволен работой на уроке?
- Над чем стоит поработать?
- Потренируйтесь дома.
- Составляем дерево успеха.
- За урок оценки получают… Молодцы!
- Остальные ребята не огорчайтесь. Я думаю, что на следующем уроке ваш труд будет оценен.
- Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете, и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым. И пусть вашим девизом станут слова:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет.
Урок окончен. Спасибо за работу.