УМК: "Школа России"
Задачи урока:
Оборудование:
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: сложение чисел, компоненты при умножении, конкретный смысл действия умножения, переместительное свойство умножения, умножение на 0, 1.
Весело звенит звонок!
Он зовет нас на урок!
- Ребята! Начинаем урок математики. Проверьте, пожалуйста, все ли необходимые принадлежности у вас на партах!
- Какую цель мы поставим сейчас перед собой, решая устно? (быстро отвечать на вопросы и повторить изученные способы вычислений)
Прибавляйте к 2 по 2, пока не получится 20.
Вычитайте из 20 по 2, пока не получится 0.
"Если знаешь умножение, на вопрос ответишь - смело!"
Сколько ушей у двух мышей? (4)
Сколько ножек у двух кошек? (8)
А ты согласен, что у пяти петухов 12 ног? (нет, 10)
Сколько насекомых в воздухе кружат? Сколько насекомых в ухо мне жужжат? 2 жука и 2 пчелы, мухи 2, 2 осы и 2 комара. Называть ответ пора. Сколько насекомых кружат и жужжат? (10)
Игра Тренажер "Попади в мишень" (на экране)
- Ребята, а какую цель вы ставили перед собой перед устным счетом?
- Достигли вы поставленной цели? Если "да", то улыбнитесь. Молодцы!
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?
- Да, сегодня мы продолжаем изучение темы "Табличное умножение числа 2 и умножение на число 2".
- Какую же учебную задачу поставим перед собой?
- Сегодня продолжим составление таблицы умножения числа 2, будем применять ее при решении примеров, задач.. Впереди нас ждут интересные задания. Вы готовы? Тогда приступим.
- А что мы уже знаем о действии умножения?
Действием умножения можно заменить сумму одинаковых слагаемых. Первый множитель показывает на то, какое слагаемое мы берем, второй множитель показывает на то, сколько раз мы его повторяем. Название компонентов действия умножения: первый множитель, второй множитель, произведение. Умножение на 0 и 1. Переместительное свойство умножения.
- Хорошо! Вы сказали, что умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Посмотрите, на доске записаны выражения.
- Давайте найдем значение первого выражения, заменяя умножение сложением.
2 ∙ 2 = 2 + 2 =4
2 ∙ 3 = 2 + 2 + 2=6
- Найдем значение второго выражения. Записываете только выражение и результат.
- Что обозначает первое число в выражении? Что второе?
- Скажите, есть здесь какая-нибудь закономерность?
- Что обозначает первый множитель, что второй?
- А, может быть, кто-нибудь догадался, что вы сейчас будете делать? (составлять таблицу умножения)
- Составляем и записываем. (выходят к доске по очереди и записывают)
- Вы составили таблицу умножения числа 2.
- Вы эти выражения читали так: 2 умножить на 3 получится 6. А вот таблицу умножения можно читать так: дважды два – четыре и т.д.
- Давайте ее прочитаем хором!
- А теперь задание для самых внимательных и сообразительных.
- Пользуясь таблицей умножения числа 2, не вычисляя составьте и запишите рядом таблицу умножения числа на 2. Сможете вы это сделать? Почему? (переставим множители местами)
- Выполните это задание самостоятельно. Кто запишет таблицу, тот поднимает руку.
- Проверьте с доски (слайд на экране), правильно ли вы записали таблицу.
- Кто сделал - ошибки исправьте.
- Поднимите руку, кто сделал ошибки?
- Кто все правильно написал? Молодцы!
- Вот мы составили таблицы умножения.
- А кто вспомнит, какую цель мы ставили перед этой работой? (составить таблицу)
- Достигли вы цели, молодцы!
Физминутка
- Где же нам может пригодиться знание таблицы умножения? (Приводят примеры)
- Эту таблицу надо запомнить!
№ 1 с. 81 (1-й столбик на доске, второй самостоятельно)
Самопроверка.
- Ошибки есть?
- Какую оценку себе поставили? Молодцы!
Работа в группах
Каждая группа получает свое задание. Перед вами несколько задач вам надо будет выбрать и найти ту задачу, которая:
Задание № 8 с. 81
- О ком говорится в задаче. Что делал фермер?
- Скольким покупателя фермер продал молоко?
- По сколько литров молока фермер продавал каждому покупателю?
- Что спрашивается в задаче? Это простая или составная задача?
- Какие слова вы возьмете для записи задачи?
- Каким действием вы будете решать задачу?
- Запишите и решите самостоятельно задачу. (Коллективная проверка)
Работа в парах
- Ребята, вы очень хорошо сегодня поработали, атеперь давйте поиграем.
- У вас на столе лежат карточки с примерами из таблицы умножения на 2.
- Я буду называть число, а вы советуетесь в паре и показываете карточку с примером, ответом которого является названное мною число.
- Имейте ввиду, что игра не на скорость, а на правильность.
- Какая пара ошибется, выходит из игры.
- Чему был посвящен урок?
- Для чего нужна таблица умножения?
- Выбери и продолжи любое предложение.
- Ребята, я вижувы поняли,что знание таблицы умножения пригодится вам в жизни. Везде, где придется что-нибудь считать: в магазине, на почте, а аптеке и др. – таблица умножения просто необходима.
- Но вы же с собой не будем носить листочек с таблицей умножения, поэтому что вам нужно сделать? (выучить ее наизусть)
Домашнее задание
С. 81 № 3 (составить задачи обратные данной), 4 (решить уравнения).