Цель: знать переместительный закон умножения и способы его применения.
Задачи:
Оснащение урока:
для учителя: учебник, технологическая карта, презентация.
для обучающихся: учебник, тетрадь, пенал, карточки, дидактический материал.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Мотивация к учебной деятельности |
Приветствует обучающихся. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Васильевна, начнем урок. Мотивирует обучающихся к учебной деятельности. - Посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. - Как вы понимаете смысл данной пословицы? - А где лучше хранить богатство? - Кто был в банке? Что вы там делали? - Сегодня я хочу пригласить вас в «Банк знаний». Ваша задача – вложить в Банк как можно больше своих знаний и заработать капитал. Я буду руководителем этого банка. А вы будете являться сотрудниками банка. - Проверим вашу готовность к рабочему дню. У вас на столах должны лежать пеналы, тетради, учебники, карточки. - Ребята, ваши тетради будут являться бизнес блокнотами, откройте и запишите число «Классная работа». |
Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок при помощи обсуждения пословицы. - «Учение – лучшее богатство»
- Нет лучше богатства, чем знания.
- В банке - С родителями оплачивали коммунальные услуги и т.д. Воспринимают установку учителя. |
|
Актуализация опорных знаний |
Организует работу над повторением пройденного материала. - Перед началом рабочего дня нам необходимо к нему подготовиться, для этого выполним задание на экране: - Перед вами выражения. Я вам буду читать задачу, а вы будете соотносить данные выражения в соответствии с ее решением: 6-3 6*3 3+6 - Саша заплатил за чай 3р., а за булочку 6р. Сколько всего денег заплатил Саша? - Саша купил 3 булочки по 6 рублей. Сколько всего денег заплатил Саша? - Саша заплатил 3р. за чай и 6 р. за булочку. На сколько булочка дороже чая? - А теперь найдем значение выражений: 6+30= 28+40= 30+6= 40+28= 36-30= 68-40= - Найдите в каждом столбике лишнее выражение. Почему? - Какой математический закон вы здесь наблюдаете? |
Слушают учителя. Обращают внимание на экран.
Рассматривают выражения. 3+6=9 6*3=18 -6-3=3
Обращают внимание на экран, воспринимают установку учителя. 6+30= 36 28+40= 68 30+6= 36 40+28= 68 36-30= 6 68-40= 28 36-30=6 и 68-40=28, потому что из суммы вычли одно из слагаемых, это взаимосвязь между компонентами и результатом действия сложения. - Переместительный закон сложения. (От перестановки слагаемых значение суммы не меняется) |
|
3. Организация познавательной деятельности |
Подводит к теме урока. - Сейчас всех сотрудников я приглашаю на планерку, на которой мы должны узнать тему урока. Сейчас мы с вами решим задачу, послушайте её условие: У Маши было 3 яблока, а у Кати в 2 раза больше. Сколько яблок у Кати? - О чем говорится в задаче? - Что в ней известно? - Что нужно найти? - Как мы найдем количество яблок у Кати? - А как еще можно записать решение этой задачи? - То есть мы заменили произведение 3*2 суммой чисел 3+3. Давайте запишем это числовое выражение. - А теперь давайте поменяем условие нашей задачи, используя те же данные. Как она будет звучать? - Как мы найдем количество яблок у Кати? - А как еще можно записать решение этой задачи? - То есть мы заменили произведение 2*3 суммой чисел 2+2+2. Давайте запишем это числовое выражение. - Мы справились с задачами, теперь сравните между собой оба решения. Что вы заметили? - Вспомните переместительный закон сложения:
- Как вы думаете, существует ли такой закон для действия умножения? - Рассмотрите еще раз пары равенств, сформулируйте этот закон. - Верно. Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Какую цель поставим перед собой на уроке? |
- О яблоках. - У Маши 3 яблока, а у Кати в 2 раза больше. - Сколько яблок у Кати. - Мы по 3 яблока возьмем 2 раза: 3*2 - К 3 прибавить 3 - 3*2=3+3=6 - У Маши было 2 яблока, а у Кати в 3 раза больше. Сколько яблок у Кати? - Мы по 2 яблока возьмем 3 раза: 2*3. - К 2 прибавить 2 и прибавить 2 - 2*3= 2+2+2=6 - Мы поменяли местами множители, но значение произведений не изменилось. Вспоминают переместительный закон. Ответы детей. - Если в произведении поменять местами множители, значение произведения не изменится. - Переместительно свойство умножения. - Узнать о переместительном свойстве умножения, научиться его применять. |
|
Открытие нового знания |
Организует работу над правилом. - Откройте учебник на странице 56, посмотрите на самые первое предложение и прочитайте его. - Теперь давай посмотрим на круги красного и синего цвета в прямоугольнике под номером 1. - Сколько в строке кругов? - Сколько таких строк? - Как мы найдем общее количество кругов с помощью сложения ? - Теперь, посмотрите, сколько в столбике кругов? - Сколько таких столбиков? - Как мы найдем общее количество кругов с помощью сложения? - Давайте теперь заменим действия сложения умножением. - Теперь давай посмотрим на прямоугольник под номером 3. - Сколько в строке кругов? - Сколько таких строк? - Как мы найдем общее количество кругов с помощью сложения ? - Теперь, посмотрите, сколько в столбике кругов? - Сколько таких столбиков? - Как мы найдем общее количество кругов с помощью сложения? - Давайте теперь заменим действия сложения умножением. Прочитайте правило в красной рамке. - Верно ли вы самостоятельно сформулировали закон? - Вот так можно представить этот закон:
- Обратите внимание на задание под номером один. Внимательно послушайте, что нужно делать. Прочитайте задание еще раз про себя. - Выполним это задание по цепочке у доски, а остальные в тетрадях. - Какой можно сделать вывод? - Теперь посмотрите на задание под номером 2, это задача, внимательно послушайте ее условие. - Теперь прочитайте про себя. - Прочитайте всему классу? - О чем говорится в задаче? - Что в ней известно? - Что нужно найти? - Теперь решим у доски - Сделаем схематический рисунок. - Схема готова. Что спрашивается в задачи? - Как мы найдем количество кустов смородины? |
Читают предложение. Рассматривают изображение в учебнике. 2 круга. 3 строки. - Возьмем по 2 три раза: 2+2+2=6 3 круга. 2 столбиков. - Мы к 3 прибавим 3: 3+3=6 2+2+2=2*3=6 3+3=3*2=6 6 2 -возьмем по 6 два раза: 6+6=12 2 6 - Мы по два возьмем 6 раз: 2+2+2+2+2+2=12 6+6= 6*2=12 2+2+2+2+2+2=2*6=12
Слушают учителя. Читают задание самостоятельно. 4*5= 20 7*4=28 9*3=27 5*4= 20 4*7= 28 3*9=27 - Если в произведении поменять местами множители, значение произведения не изменится. Слушают условие задачи. Читают задачу про себя. Читают всему классу. - О кустах смородины. - Известно, что в школьном саду 3 ряда в котором по 5 кустов смородины. - Сколько всего кустов смородины в школьном саду. Делают схематический рисунок. ? кустов - Сколько всего кустов смородины. - Мы по 5 кустов смородины возьмем 3 раза: 5*3=15 (к) |
|
Первичное закрепление |
Организует работу над задачей. - Перед сотрудниками банка стоят важные и ответственные задачи, поэтому мы должны уметь их решать. - Я предлагаю решить вам задачу под номером 3 в учебнике. Послушайте её условие. Прочитайте условие про себя. - Что известно? - Что нужно найти? - Что такое периметр? - Как найти периметр квадрата? - Какова длина стороны квадрата? - Что мы должны сделать, чтобы найти периметр? - Теперь давай заменим сложение умножением. - Длина сторон квадрата может быть разной. Обозначим ее латинской буквой Какие математические формулы получим? - Теперь обратите внимание на задание под номером 5. Мы будем решать данные выражения по цепочке. |
Слушают учителя. Слушают условие. Читают задачу про себя. - Сторона квадрата 25 мм. - Периметр квадрата. - Это сумма длин всех сторон. - Сложить длины всех сторон. - 25 мм. - Сложить длины всех сторон: 25+25+25+25= 100 (мм) 25*4 = 100(мм) Р= а+а+а+а, Р=а*4 Решают выражения по цепочке у доски: 65-13=52;65+13=78; 58+19=77;35+15=50. |
|
Физкультминутка |
Организует физминутку: Потрудились – отдохнем, встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот. Раз – наклон и прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, всем улыбки подарили. |
Выполняют физкультминутку |
|
Самостоятельная работа |
Организует работу по карточкам, уточняет задание. - А теперь я вам предлагаю заняться «Мозговым штурмом». Перед вами лежат карточки, внимательно прочтите задание и выполните его. Кому непонятно задание, поднимите руку, я подойду и объясню вам. Организует взаимопроверку по эталону. - Обменяйтесь карточками с соседом по парте и осуществите взаимопроверку. |
Слушают учителя. Знакомятся с содержанием карточки, выполняют задание в карточке.
Выполняют взаимопроверку.
|
|
Повторение и включение в систему знаний |
Организует работу над задание номер 4. - Теперь выполним последнее задание под номером 4. Послушайте внимательно задание. Прочитайте его про себя. - Что нужно делать? - Как мы это узнаем? - Поработаем у доски по цепочке. |
Слушают учителя. - Узнать, на сколько 54 больше чем 8, 19, 36, 42. - Из 54 вычтем 8, 19, 36, 42 и узнаем на сколько 54 больше 8, 19, 36, 42: Вычисляют значение выражений: 54-8= 46, 54-19=45, 54-36=18, 54-42=12. |
|
Рефлексия |
Подводит итог урока. Подводит итог. - А теперь время подвести итоги. Вы отлично работали! - Ребята, скажите, какова была тема урока? - Какую цель вы ставили перед собой? - А как вы достигали её? - А скажите, как нам пригодятся полученные на уроке математики знания? - Итак, чем пополнился ваш «Банк знаний»? - А теперь, как руководитель банка, я хочу узнать у сотрудников, насколько полезным был наш урок для вас. Я предлагаю вам наполнить наш банк знаний денежными единицами. Оцените свою деятельность. Если вы получили недостаточно знаний, на уроке были не очень активны, положите в копилку 30 рублей. Если вы были на урока активны, но допускали ошибки, то положите 40 рублей. А если вы были активны на уроке, не допускали ошибки, вам все было понятно, то положите 50 рублей в нашу копилку. - Я рада, что урок был для вас полезен, что вы пополнили свой банк знаний. |
- Переместительное свойство умножения. - Узнать о переместительном свойстве умножения, научиться его применять. Выполняя задания по теме урока. Отвечают на вопросы учителя. - Узнали о переместительном свойстве умножения. Оценивают свою деятельность. |