Технологическая карта урока математики 2 класс «Переместительное свойство умножения»

Цель: знать переместительный закон умножения и способы его применения.

Задачи:

  • освоение знаний о переместительном свойстве умножения;
  • овладение умениями применять переместительное свойство умножения в практических действиях;
  • развитие вычислительных навыков, логического мышления, умения делать выводы.

Оснащение урока:

для учителя: учебник, технологическая карта, презентация.

для обучающихся: учебник, тетрадь, пенал, карточки, дидактический материал.

Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Васильевна, начнем урок.

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности.

- Посмотрите на экран. Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- А где лучше хранить богатство?

- Кто был в банке? Что вы там делали? 

- Сегодня я хочу пригласить вас в «Банк знаний». Ваша задача – вложить в Банк как можно больше своих знаний и заработать капитал. Я буду руководителем этого банка. А вы будете являться сотрудниками банка.

- Проверим вашу готовность к рабочему дню. У вас на столах должны лежать пеналы, тетради, учебники, карточки.

- Ребята, ваши тетради будут являться бизнес блокнотами, откройте и запишите число «Классная работа».

Приветствуют учителя.

 

 

Настраиваются на урок при помощи обсуждения пословицы.

- «Учение – лучшее богатство»

 

- Нет лучше богатства, чем знания.

 

- В банке

- С родителями оплачивали коммунальные услуги и т.д.

Воспринимают установку учителя.

Актуализация опорных знаний

Организует работу над повторением пройденного материала.

- Перед началом рабочего дня нам необходимо к нему подготовиться, для этого выполним задание на экране:

- Перед вами выражения. Я вам буду читать задачу, а вы будете соотносить данные выражения  в соответствии с ее решением:

6-3       6*3       3+6

- Саша заплатил за чай 3р., а за булочку 6р. Сколько всего денег заплатил Саша?

- Саша купил 3 булочки по 6 рублей. Сколько всего денег заплатил Саша?

- Саша заплатил 3р. за чай и 6 р. за булочку. На сколько булочка дороже чая?

- А теперь найдем значение выражений: 

6+30=                28+40=

30+6=                40+28=

36-30=               68-40=

- Найдите  в каждом столбике лишнее выражение. Почему? 

- Какой математический закон вы здесь наблюдаете?

 

Слушают учителя. Обращают внимание на экран.

 

Рассматривают выражения. 

3+6=9 

6*3=18 

-6-3=3

 

Обращают внимание на экран, воспринимают установку учителя.

6+30=  36             28+40= 68

30+6=  36             40+28= 68

36-30=  6              68-40= 28

36-30=6 и 68-40=28,  потому что из суммы вычли одно из слагаемых, это взаимосвязь между компонентами  и результатом действия сложения.

- Переместительный закон сложения.

(От перестановки слагаемых значение суммы не меняется)

3. Организация познавательной деятельности

Подводит к теме урока.

- Сейчас всех сотрудников я приглашаю на планерку, на которой мы должны узнать тему урока.

Сейчас мы с вами решим задачу, послушайте её условие: У Маши было 3 яблока, а у Кати в 2 раза больше. Сколько яблок у Кати?

- О чем говорится в задаче?

- Что в ней известно? 

- Что нужно найти?

- Как мы найдем количество яблок у Кати?

- А как еще можно записать решение этой задачи?

- То есть мы заменили произведение 3*2 суммой чисел 3+3. Давайте запишем это числовое выражение.

- А теперь давайте поменяем условие нашей задачи, используя те же данные. Как она будет звучать?

- Как мы найдем количество яблок у Кати?

- А как еще можно записать решение этой задачи?

- То есть мы заменили произведение 2*3 суммой чисел 2+2+2. Давайте запишем это числовое выражение.

- Мы справились с задачами, теперь сравните между собой оба решения. Что вы заметили?

- Вспомните переместительный закон сложения:

a + b = b + a

- Как вы думаете, существует ли такой закон для действия умножения?

- Рассмотрите еще раз пары равенств, сформулируйте этот закон. 

- Верно. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

- О яблоках.

- У Маши 3 яблока, а у Кати в 2 раза больше.

- Сколько яблок у Кати.

- Мы по 3 яблока возьмем 2 раза: 3*2

- К 3 прибавить 3 

- 3*2=3+3=6 

- У Маши было 2 яблока, а у Кати в 3 раза больше. Сколько яблок у Кати? 

- Мы по 2 яблока возьмем 3 раза: 2*3.

- К 2 прибавить 2 и прибавить 2 

- 2*3= 2+2+2=6 

- Мы поменяли местами множители, но значение произведений не изменилось. 

Вспоминают переместительный закон. 

Ответы детей. 

- Если в произведении поменять местами множители, значение произведения не изменится.

- Переместительно свойство умножения. 

- Узнать о переместительном свойстве умножения, научиться его применять.

Открытие нового знания

Организует работу над правилом.

- Откройте учебник на странице 56, посмотрите на самые первое предложение и прочитайте его.

-  Теперь давай посмотрим на круги красного и синего цвета в прямоугольнике под номером 1.

- Сколько в строке кругов?

- Сколько таких строк?

- Как мы найдем общее количество кругов с помощью сложения ?

- Теперь, посмотрите, сколько в столбике кругов?

- Сколько таких столбиков?

- Как мы найдем общее количество кругов с помощью сложения?

- Давайте теперь заменим действия сложения умножением.

- Теперь давай посмотрим на прямоугольник под номером 3.

- Сколько в строке кругов?

- Сколько таких строк?

- Как мы найдем общее количество кругов с помощью сложения ?

- Теперь, посмотрите, сколько в столбике кругов?

- Сколько таких столбиков?

- Как мы найдем общее количество кругов с помощью сложения?

- Давайте теперь заменим действия сложения умножением. 

Прочитайте правило в красной рамке.

- Верно ли вы самостоятельно сформулировали закон?

- Вот так можно представить этот закон: 

a * b = b * a

- Обратите внимание на задание под номером один. Внимательно послушайте, что нужно делать. Прочитайте задание еще раз про себя.

- Выполним это задание по цепочке у доски, а остальные в тетрадях.

- Какой можно сделать вывод? 

- Теперь посмотрите на задание под номером 2, это задача, внимательно послушайте ее условие.

- Теперь прочитайте про себя.

- Прочитайте  всему классу?

- О чем говорится в задаче?

- Что в ней известно?

- Что нужно найти? 

- Теперь решим у доски

- Сделаем схематический рисунок. 

- Схема готова. Что спрашивается в задачи?

- Как мы найдем количество кустов смородины?

 

Читают предложение. 

Рассматривают изображение в учебнике. 

2 круга.

3 строки.

- Возьмем по 2 три раза: 2+2+2=6 

3 круга. 

2 столбиков.

- Мы к 3 прибавим 3: 3+3=6 

2+2+2=2*3=6

3+3=3*2=6 

6

2

-возьмем по 6 два раза: 6+6=12

6

- Мы по два возьмем 6 раз: 2+2+2+2+2+2=12

6+6= 6*2=12

2+2+2+2+2+2=2*6=12

 

Слушают учителя. Читают задание самостоятельно. 

4*5= 20       7*4=28       9*3=27

5*4= 20       4*7= 28       3*9=27

- Если в произведении поменять местами множители, значение произведения не изменится.

Слушают условие задачи. 

Читают задачу про себя.

Читают всему классу.

- О кустах смородины.

- Известно, что в школьном саду 3 ряда в котором по 5 кустов смородины.

- Сколько всего кустов смородины в школьном саду. 

Делают схематический рисунок.

? кустов 

- Сколько всего кустов смородины. 

- Мы по 5 кустов смородины возьмем 3 раза: 5*3=15 (к)

Первичное закрепление

Организует работу над задачей.

- Перед сотрудниками банка стоят важные и ответственные задачи, поэтому мы должны уметь их решать.

- Я предлагаю решить вам задачу под номером 3 в учебнике. Послушайте её условие. Прочитайте условие про себя.

- Что известно?

- Что нужно найти?

- Что такое периметр?

- Как найти периметр квадрата?

- Какова длина стороны квадрата?

- Что мы должны сделать, чтобы найти периметр? 

- Теперь давай заменим сложение умножением.

- Длина сторон квадрата может быть разной. Обозначим ее латинской буквой Какие математические формулы получим?

- Теперь обратите внимание на задание под номером 5. Мы будем решать данные выражения по цепочке.

Слушают учителя. 

Слушают условие. Читают задачу про себя. 

- Сторона квадрата 25 мм.

- Периметр квадрата.

- Это сумма длин всех сторон.

- Сложить длины всех сторон.

- 25 мм.

- Сложить длины всех сторон: 25+25+25+25= 100 (мм)

25*4 = 100(мм)

Р= а+а+а+а, Р=а*4 

Решают выражения по цепочке у доски: 65-13=52;65+13=78; 58+19=77;35+15=50.

Физкультминутка

Организует физминутку:

Потрудились – отдохнем, встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот.

Раз – наклон и прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

Выполняют физкультминутку

Самостоятельная работа

Организует работу по карточкам, уточняет задание.

- А теперь я вам предлагаю заняться «Мозговым штурмом». Перед вами лежат карточки, внимательно прочтите задание и выполните его. Кому непонятно задание, поднимите руку, я подойду и объясню вам.

Организует взаимопроверку по эталону.

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте и осуществите взаимопроверку.

Слушают учителя. Знакомятся с содержанием карточки, выполняют задание в карточке. 

 

Выполняют взаимопроверку. 

 

 

 

Повторение и включение в систему знаний

Организует работу над задание номер 4.

- Теперь выполним последнее задание под номером 4. Послушайте внимательно задание. Прочитайте его про себя.

- Что нужно делать? 

- Как мы это узнаем? 

- Поработаем у доски по цепочке.

 

Слушают учителя. 

- Узнать, на сколько 54 больше чем 8, 19, 36, 42.

- Из 54 вычтем 8, 19, 36, 42 и узнаем на сколько 54 больше 8, 19, 36, 42:

Вычисляют значение выражений:

54-8= 46, 54-19=45, 54-36=18, 54-42=12.

Рефлексия

Подводит итог урока.

Подводит итог.

- А теперь время подвести итоги. Вы отлично работали!

- Ребята, скажите, какова была тема урока?

- Какую цель вы ставили перед собой? 

-  А как вы достигали её?

- А скажите, как нам пригодятся полученные на уроке математики знания?

- Итак, чем пополнился ваш «Банк знаний»?

- А теперь, как руководитель банка, я хочу узнать у сотрудников, насколько полезным был наш урок для вас. Я предлагаю вам наполнить наш банк знаний денежными единицами. Оцените свою деятельность. Если вы получили недостаточно знаний, на уроке были не очень активны, положите в копилку 30 рублей. Если вы были на урока активны, но допускали ошибки, то положите 40 рублей. А если вы были активны на уроке, не допускали ошибки, вам все было понятно, то положите 50 рублей в нашу копилку.

- Я рада, что урок был для вас полезен, что вы пополнили свой банк знаний.

- Переместительное свойство умножения.

- Узнать о переместительном свойстве умножения, научиться его применять.

Выполняя задания по теме урока.

Отвечают на вопросы учителя. 

- Узнали о переместительном свойстве умножения.

Оценивают свою деятельность.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!