Конспект урока математики во 2 классе "Обратные задачи"

УМК: Школа России.

Цель урока:

  • формирование и развитие ценностного отношения учащихся 2 класса к совместной учебной деятельности по определению и практическому применению понятия «обратные задачи»;
  • установление связи между прямой и обратной задачей.

Задачи:

  • обучать учащихся обратным задачам;
  • показать связь данных и искомого чисел в таких задачах.
  • развивать речь, мыслительные способности, внимание, наблюдательность.

Планируемые результаты:

  • уметь узнавать и составлять обратные задачи;
  • решать текстовые задачи в 1 действия;
  • составлять выражение по условию задачи.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Добрый день, ребята, присаживайтесь!

Откроем свои тетради, запишем сегодняшнюю дату. 2 октября. Классная работа.

- Девиз урока: Главное – внимание!

- Как вы понимаете девиз урока?

- Ну, что -  вперед за знаниями!

Приветствие учителя.

Чтобы понять новое или сделать научное открытие - надо быть внимательным!

Самоопределение к деятельности 

- А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число.

- Что вы знаете о задаче?  Назовите основные части задачи.

- Как вы думаете, зачем мы выполняли эти задания?
(Закрепить на доске карточку со словом «задачи»)

- Сегодня вы узнаете новое о задачах. Вам самостоятельно предстоит сделать открытие.

- Давайте распланируем нашу работу: что - сначала, а что потом.

План

1. Исследовать новое.

2. Сделать открытие.

3. Закрепить.

- Что сегодня мы с вами будем делать на уроке?

- Задачи не простые, а обратные. (прикрепить табличку «Обратные»)

- А обратные задачи, это какие? Попробуете сформулировать проблемный вопрос, который  необходимо разрешить на уроке? Вот сегодня мы будем исследователями! исследователями, данную проблему.

 

Задача.

 

Условие, вопрос, решение, ответ. 

Повторили связь компонентов при сложении, вспомнили части задачи. 

 

Решать задачи. 

 

Узнать о том, что такое  обратные задачи и проверить наши предположения.

Открытие нового знания

Сейчас мы поработаем в роли исследователей.

Прочитайте задачу.

- О чем задача?

- Что известно?

- Какой вопрос?

- Можно ли решить задачу сразу?

- Прочитайте следующую задачу. 

- О чем задача?

- Что известно?

- Какой вопрос?

- Можно ли решить задачу сразу?

- Хорошо, есть еще один вариант задачи:

- Прочитайте:

- Задача о чем?

- Что известно? 

- Какой вопрос?

- Можно ли решить задачу сразу?

- И так, что вы заметили? 

-Такие варианты задач как 2 и 3 называют: обратными задачами.

- Поднимите руки те, кому не понятно, что такое обратные задачи.

Вера купила блокнот за 6 рублей и карандаш за 4 рубля. Сколько всего  стоили блокнот и карандаш вместе?

- О покупке.

- Блокнот – 6 р, карандаш – 4р.

- Сколько стоит покупка?

1) 6+4=10 (р)

- На 10 рублей Вера купила блокнот и карандаш. Блокнот стоит 6 рублей. Сколько стоит карандаш?

- О покупке.

- Было 10 руб., 6 руб. блокнот.

- Сколько стоит карандаш.

1) 10-6=4 (р) 

На 10 руб, Вера купила блокнот и карандаш, карандаш стоит 4 руб. Сколько стоит блокнот.

- О покупке.

- было 10 руб., карандаш - 4 руб.

- Сколько стоит блокнот?

1) 10-4=6 (р)

В здании 2 и 3 известно то, о чем спрашивали в 1. А нужно узнать то, что известно в 1. 

Физминутка

Видео. Гимнастики для глаз (видео)

 

Работа по теме урока

- Прочитайте задачу. 

- Прежде, чем мы составим обратные задачи, давайте решим эту.

- О чем задача?

- Что известно?

- Какой вопрос?

- Можно ли решить задачу одним действием?

- Составьте две задачи обратной этой и давайте их решим. 

- Первый вариант решает задачу № 1. Второй вариант решает задачу № 2.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте, верно ли решил задачу ваш сосед. 

Если время остается больше, чем 7 минут, то:

Выполним упражнение № 4.

Вычислите называя компоненты.

- Володя поймал 4 окуня и 3 леща. Сколько всего поймал рыб Володя? 

- О рыбах.

- 4 окуня и 3 леща.

- Сколько всего рыб?

1) 3+4=7 (р)

Ответ: 7 рыб.

- Володя поймал 7 рыб. Окуней было 4 штуки. Сколько Володя поймал лещей?

- Володя поймал 7 рыб. Лещей поймал 3 штуки. Сколько поймал окуней? 

Ответы: 1) 6 2) 7 3) 8 4) 14 5) 15 6) 16 7) 70 8) 50, 9) 30.

Первичное закрепление знаний

Прочитай задачу.

Попробуй составить задачу обратной данной. Запиши условие и реши свою задачу.

Задача для самостоятельной работы:

На экскурсии в осеннем лесу Дима собрал 7 листочков, а Катя - 6 листочков.   

Сколько всего листочков собрали дети? 

Рефлексия

Сегодня мы были настоящими исследователями. Вернемся к нашему плану работы.

1. Исследовать новое.

2. Сделать открытие.

3. Закрепить.

- Мы сегодня исследовали новое? Что?

- Мы сделали новое открытие для себя?

- Закрепили упражнениями?

Поднимите руку те, кому была понятна тема сегодняшнего урока.

Спасибо за урок!

Ответы обучающихся.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!