УМК: "Школа России".
Цели: познакомить с названиями компонентов, результата умножения и соответствующего выражения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: знание понятий при действии умножения: "множитель", "произведение"; умение читать примеры с использованием новых терминов.
(Приветствие)
Пусть сегодня для нас всех
На урок придет успех.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелаем всем удачи и успешности в придачу!
Все увидим! Все узнаем! Все получится у нас!
(Проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя урока)
– Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Представьте, что мы плывем по морю, наш корабль называется "Победа". А вы все - члены команды. Путешествие будет необычное. Вы знаете, что на каждом корабле есть капитан. Нашим капитаном будет обезьянка Чича.
- Как вы думаете, что мы будем делать в нашем необычном путешествии? (Считать, решать, писать, рассуждать, думать, делать выводы, добывать новые знания)
- Мы с вами подплыли к первому острову "Веселый счет". Всем морякам необходимо знать математику, чтобы выполнять различные вычисления во время движения корабля. На этом острове растут самые вкусные бананы. Давайте угостим ими нашу Чичу. Для этого нам необходимо выполнить несколько заданий и бананы окажутся у нас.
(На пальме висят бананы, а на них записаны примеры: на первом – 36 + 12 = 48, на втором - 54 - 32 = 22, на третьем - 2 * 4 = 8)
- Чтобы получить первый банан, вам нужно вспомнить, как называются числа при сложении. (Дети называют - "первое слагаемое, второе слагаемое, сумма") Прочитайте этот пример разными способами. (Дети читают)
- Молодцы! Вы справились с заданием и получаете первый банан.
- Чтобы получить второй банан, вам нужно вспомнить названия компонентов при вычитании и прочитать этот пример разными способами. (дети выполняют)
- Молодцы! Вы заработали второй банан для нашей Чичи.
- У нас остался еще один банан. Посмотрите на него и скажите, как называются числа в этом равенстве.
- Что вы заметили? (Не знаем, как называются числа при умножении)
- Что же нам делать? (Узнать, как называются числа при умножении)
- Значит, какая главная цель нашего путешествия? (Познакомиться с названиями компонентов действия умножения)
- Вот поэтому мы и не можем получить третий банан. Он еще не созрел. Нам надо выполнить одно задание, после которого мы сможем получить этот банан. А принес нам это задание друг Чичи - попугай Кеша.
(Записано несколько примеров: 2+2+2+2 = ; 18+7= ; 10+10=)
- Найдите значения данных выражений. (Дети считают, называют ответы, ответы появляются возле каждого примера)
- Вы решили все правильно. Что вы заметили в некоторых примерах? (Одинаковые слагаемые)
- Можно ли по-другому найти их значения? (Можно заменить сумму одинаковых слагаемых умножением). (Дети называют новые выражения, а под каждым числом – названия компонентов действия умножения)
- Вы заметили слова под числами? Как вы думаете, что это за слова? (Это названия компонентов действия умножения)
- Давайте проверим по учебнику ваши предположения. (с. 54)
- Итак, мы узнали с вами, как называются числа при умножении. А для чего нам это было нужно? (Чтобы получить банан для Чичи)
- Вы молодцы! Справились с заданием Кеши и банан в наших руках. Чича очень рада, что вы угостили ее такими вкусными бананами.
- Цель нашего путешествия достигнута. Мы познакомились с названиями компонентов действия умножения. Пора отправляться в обратный путь.
- Вот перед нами остров отдыха. Его жители предлагают нам хорошенько отдохнуть, ведь у нас долгий путь впереди.
- Вот перед нами новый остров. У жителей этого острова проблема с водой. Она у них днем исчезает, а ночью появляется. И вот им необходимо посчитать, сколько воды им необходимо запасти ночью на 1 день.
Задача: На острове есть 6 бочек. В каждую бочку входит 2 литра воды. Сколько литров воды войдет в эти бочки? (Дети решают эту задачу в тетрадях и на доске)
- Итак, сколько воды необходимо запасти жителям острова на 1 день?
- Молодцы! Вы помогли жителям. Теперь они смогут набирать нужное количество воды и проблем у них днем не будет.
- Поплыли дальше. Над морем всегда летает много чаек. Вот они подлетают и к нашему кораблю. Но у этих чаек - беда. Кто-то связал их лапки, и поэтому они летают парами. А это очень тяжело. Давайте им поможем. Вы видите, что у каждой чайки есть табличка с выражением. Нам необходимо сравнить эти выражения, поставить правильный знак, и тогда их лапки освободятся от веревок. Поможем чайкам?
Чайки с табличками примеров:
1 пара - 8+8+8 8*2
2 пара - 4 *5 4+4+4+4
3 пара - 1*3 1+1+1
(Дети решают в тетрадях и на доске. Знаки появляются на слайде, веревки распутываются и чайки разлетаются в разные стороны)
- Молодцы! Вы справились с этим заданием. Помогли чайкам. Они будут сопровождать нас в нашем путешествии.
- Что-то на небе стали появляться тучи. Нам нужно их разогнать. Но эти тучи необычные. Они с примерами. Нам нужно правильно называть ответы, и тогда тучи рассеются. (работа в парах)
1 туча - 4*3=12 Эта туча предлагает вам назвать компоненты умножения, с которыми вы сегодня познакомились. (Дети называют, туча исчезает)
2 туча - 49-18 Эта туча предлагает решить пример на вычитание. (Дети называют правильный ответ, туча исчезает)
3 туча - 83+15 Эта туча предлагает вам решить пример на сложение. (Дети называют правильный ответ, туча исчезает)
4 туча - 9*2 Эта туча предлагает вам заменить пример на умножение примером на сложение. (Дети называют, туча исчезает)
- Ну вот мы и разогнали тучи. Появилось яркое солнышко. И наше путешествие подошло к концу. Мы с вами подплыли к родным краям.
- Какая была главная цель нашего путешествия?
- Мы достигли ее?
- Что интересного вы запомнили?
- Вам понравилось наше путешествие?
- Покажите значками: "солнышко" - мне все понравилось и удалось, "солнышко из-за тучки" - мне не все понравилось, "тучка" - мне не понравилось и у меня ничего не получалось.
- Напоследок наш капитан обезьянка Чича хочет вам дать 2 задания, чтобы вы еще лучше запомнили наше путешествие. Вам необходимо выполнить их дома. (с. 54 № 1,5)