УМК "Школа 2100". Учебник Т. Е. Демидовой, С. А. Козловой, А. П. Тонких. 2 класс
Цель: дать определение понятия "окружность" "круг", адекватно использовать их в речи, находят предметы, имеющие форму окружности, пользуются циркулем для вычерчивания окружностей.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, корзинка с предметами, имеющими форму круга и окружности (или их изображения), синие и красные тарелки, циркули.
Организация учебной деятельности: ученики работают в командах (по 4 человека в каждой), поэтому важно, как расположены парты. Второклассники должны видеть друг друга, не мешая при этом другим группам. Если в какой-либо группе 3 человека, то иногда учитель становится ее четвертым участником; если в группе осталось 2 человека, то они работают в паре.
Ход урока
Создание позитивного эмоционального настроя на командную работу.
- Сегодня на уроке математики мы будем работать в командах. Учитель предлагает команде № 1 помахать рукой, № 2 – похлопать в ладоши, № 3 – потопать, № 4 – погладить себя по голове, № 5 – сказать хором "Добрый день".
- Посмотрите на учеников, которые сидят рядом с вами. Это "партнеры по плечу". Улыбнитесь им и прикоснитесь к их плечу. Посмотрите на одноклассников, которые сидят напротив вас. Это "партнеры по лицу". Улыбнитесь им. Помашите партнеру по лицу и улыбнитесь ему.
Актуализация знаний и умений
- Предлагаю вам сегодня отправиться в страну Геометрию. Какие знания пригодятся в таком путешествии? Вспомним названия геометрических фигур. Возьмите карточку с изображением геометрической фигуры и прочитайте на обратной стороне ее название. По моему сигналу вы встаете и находите себе пару.
Парная работа проходит следующим образом: первый ученик показывает второму фигуру, которая изображена у него на карточке. Второй ученик называет ее. Первый ученик хвалит второго при правильном ответе или обучает при неправильном. Затем ученики меняются ролями.
- Поднимите руку, кто выполнил задание правильно. Поднимите две руки те, кому попался круг. В жизни часто встречаются предметы, которые имеют форму круга. Например, часы. Какие еще предметы имеют форму круга? Поработайте в командах: каждый участник команды называет предмет, имеющий форму круга. Если кто-то затрудняется, то члены команды помогают ему. Начинает участник под № 4 (учитель предлагает разным участникам команд перечислить названные предметы).
- Кто в вашей команде был самым активным? Похвалите его.
Организация самостоятельной формулировки проблемы и постановки цели
- "Партнеры по плечу", возьмите конверт и достаньте лежащий в нем предмет (Ученики достают из конверта железную консервную крышку).
- Что это? Какую форму имеет консервная крышка? Достаньте из крышки резинку. Какую форму имеет резинка от крышки? Положите крышку и резинку на парту. Сравните их. В чем различие? Кто хочет познакомиться с новой фигурой? Расскажите своему "партнеру по плечу", что именно вы хотите узнать о новой геометрической фигуре.
Учащиеся формулируют цель своей деятельности и озвучивают ее "партнеру по плечу".
- Что вам сказал "партнер по плечу"?
Поиск информации по проблеме
- Возможно, вы догадайтесь, что это за фигура, если прочитаете стихотворение, которое я вам подготовила. Возьмите белый листок, который лежит у вас на парте, и прочитайте текст. Попробуйте ответить на вопрос "Какую форму имеет резинка от крышки?" (Учащиеся читают стихотворение)
Встретилась Окружность с Кругом,
Спорить стали вот о чем:
Кто главнее всех в округе,
Кто сначала, кто потом?
Круг сказал, что он главнее:
"Я большой и, посмотри, -
Весь заполнен в середине,
Есть по краю и внутри".
Тут воскликнула Окружность:
"Жить не сможешь без меня.
Я ведь линия сплошная
И граница я твоя".
Долго спорили фигуры
Кто из них кого главней,
И соседей опросили
И знакомых, и друзей,
Но закончить этот спор
Не смогли и до сих пор .
- О какой важной особенности окружности вы узнали из стихотворения? Действительно:
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность,
Она идет по краю круга
И называется (окружность).
- Найдите новых партнеров для дальнейшей работы (Учащиеся находят партнеров по желанию).
- Возьмите на пару одну корзину с предметами. Распределите предметы на две группы: имеющие форму круга, положите в синюю тарелку, а имеющие форму окружности - красную (После выполнения задания проводится фронтальная работа по проверке).
Физкультминутка
Применение полученных знаний
- Откроем учебник с. 37 № 3. Назовите точки, которые лежат на окружности. Внутри окружности? Вне окружности? Как вы думаете, какие точки ближе к центру, а какие дальше от него?
- Начертите в тетради такую же окружность. Сравните ее с образцом. Как вы оцениваете свою окружность? С помощью каких предметов можно провести окружность на бумаге? Какой чертежный инструмент используют для этого?
- Послушайте загадку:
Мой предмет – циркач лихой,
Чертит круг одной ногой.
Может он согнуть колено,
Если выйдет на арену,
А другой проткнуть бумагу,
Уцепился и ни шагу! (Валентин Берестов)
- Циркуль - это чертежный инструмент. Слово циркуль происходит от латинского циркулюс - круг, окружность. История не сохранила имя изобретателя циркуля. Самый старый железный циркуль нашли во Франции. Он пролежал в земле более 2000 лет. С каким словом созвучно слово циркуль? (Со словом цирк) В цирке круглая арена, что удобно для просмотра выступления. Возьмите циркули. Найдите его ножки, иглу, грифель.
Как правильно пользоваться циркулем? (Ученики вместе с учителем составляют алгоритм использования циркуля).
Алгоритм использования циркуля
Второклассники изображают окружность с помощью циркуля.
Контроль и оценка результатов
- Оцените окружность "партнера по лицу". Если она вам нравится, то похвалите его. Начертите окружность большего размера. Что для этого нужно сделать? Оцените свои окружности. Окружность, которая получилась лучше, превратите в улыбающийся смайлик.
Рефлексия
- Расскажите своему "партнеру по плечу", где в жизни вам может пригодиться то, что вы сегодня узнали и чему научились. Мы с вами сегодня сделали много интересных дел. Мне бы хотелось узнать какие у вас остались впечатления. Я буду читать утверждение. Если вы согласны с ним, то вы встаньте, нет – останьтесь на местах.