Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел 11-20 (закрепление).
Цель урока:
Оборудование: Презентация «В стране невыученных уроков», карточки-перевёртыши (примеры-буквы), маршрутные листы детям.
Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Мы побываем с вами в стране невыученных уроков, которую создала Лия Гераскина. Она написала книгу, которая так и называется «В стране невыученных уроков».
А кто-нибудь из вас читал эту книгу? Я думаю, что после этого урока вы захотите ее прочитать и дружно побежите в библиотеку.
Путешествовать мы будем с героем этой книги – мальчиком, который попал в неприятную ситуацию и ему нужна наша помощь. Мы поможем ему считать в пределах 10 и 20, решать задачи, вспомним разрядные слагаемые и геометрические фигуры, то есть, то чему научились в течение учебного года на уроках математики.
А как зовут героя, вы узнаете, если разгадаете ребус.
Как вы догадались?
А фамилию Вити вы узнаете, если устно решите примеры, записанные на карточках-перевертышах. С обратной стороны карточек написаны буквы. Если правильно назовете ответ и перевернете карточки, то прочитаете фамилию мальчика.
1+8 4+5 9-3 7+3 8-4 10+10 11-1 10+7 12-2 10+4 |
П е р е с т у к и н |
Итак, в путешествие мы отправляемся с Витей Перестукиным. В школе Витя учился плохо. Учебники решили отправить его в страну невыученных уроков, где его поджидали трудности и опасности. Поможем ему, ребята?
Итак, в путь! Свои наблюдения вы будете записывать в маршрутные листы, которые лежат у вас на партах.
Представьте себе, что мы идем по лесной тропинке, которая привела нас к замку. На воротах замка висит большой замок. По обеим сторонам замка стоят 2 странных стражника – один согнулся так, как будто разглядывает свои колени, а другой прямой, как палка.
Кто это, ребята? (Вопросительный и восклицательный знаки)
Они не хотят пускать нас в замок. Надо открыть замок. Чтобы его открыть, надо выполнить задания, которые предлагают ? и !
Задание: Представьте в виде суммы разрядных слагаемых
Какие 2 разряда мы знаем? (десятки и единицы). Представьте в виде десятков и единиц.
12= 15= 11= 14= 18= 19=
Найдите в маршрутных листах задание № 1. Запишите в маршрутные листы. Проверка.
Задание: Зачеркните «лишнее» число
11, 12, 14, 10, 15,7.
Почему? (7 – однозначное)
Сделайте запись в маршрутных листах.
Молодцы. И с этим заданием вы справились. Замок открыли, однако очень устали. Надо отдохнуть и набраться сил для дальнейшего пути.
Входим в зал и видим старика с белыми волосами и белой бородой. Этот старик хотел наказать Витю Перестукина за невежество. Но сжалился и решил спросить у Вити: Кто самый лучший прыгун, живущий в Австралии? Но Витя как всегда не знал.
Он предложил трех животных, около которых записаны числа. Давайте прочитаем названия животных.
Чтобы узнать, кто же из них самый лучший, мы должны решить цепочку примеров, в конце мы получим ответ, который нам и поможет догадаться. Решите в маршрутных листах задание 3.
Кто самый лучший прыгун, живущий в Австралии?
Горный козел – 17
Кенгуру – 19
Тушканчик – 15
+3 +6 -10 +4 +9
Правильно, это кенгуру. В книге кенгуру летала, т.к. Витя на уроке назвал ее птицей. Витину ошибку мы исправили. Но мы то знаем что кенгуру – зверь. Почему? (Зверь – шерсть)
А теперь немного послушайте об этом животном.
Рассказ о кенгуру
В Австралии обитает очень много кенгуру. Когда европейцы впервые высадились на этот континент (Австралию), первое, что они увидели, были кенгуру.
Один из европейцев указал на них и спросил: «Что это за животное?» Абориген (местный житель) ответил: «Кенгуру». Европейцы решили, что это название животного. Позже они узнали, что «кенгуру» значит «не понимаю». Название кенгуру так и осталось.
Передними лапками кенгуру прекрасно выкапывает корни и клубни, которыми питаются. Отталкиваясь мощными задними лапами, они мчатся гигантскими прыжками – 12 метров в длину и до трех в высоту! Именно поэтому кенгуру – самый лучший прыгун на всей планете. Так прыгать, кроме него, никто не умеет. Так что мы только можем позавидовать ей.
Но старик никак не хочет прощать Витю и предлагает следующее задание.
Выразить дм в см:
1 дм 2 см = 1 дм 3 см =
1 дм 6 см = 1 дм =
1 дм 9 см = 2 дм =
Запишите в маршрутные листы задание 4.
Старичок остался доволен. Он простил Витю за невежество. А мы с вами отдохнем.
Выбравшись из замка, мы подходим к какому-то чудному городу. Дома состоят из геометрических фигур. Каких?
Два человечка продают газированную воду. Чем они необычны? (они состоят из геометрических фигур)
А Вите ужасно захотелось пить. А газированная вода продается не за деньги, а за знания. Давайте ему поможем.
Человечки предложили решить задачу (Задание 5) Прочитаем ее. А затем ее решение вы запишите в маршрутный лист.
Задача
У Вити в домашней библиотечке 10 книг о сказках, а о животных на 9 книг больше. Сколько книг о животных было у Вити?
О чем говорится в задаче? Сколько было книг о сказках? Сколько книг о животных? Если сказано, что на 9 книг больше, значит, каким действием будем решать?
Проверим решение. Помогли Вите утолить жажду.
На прощание человечки задали вопрос: чему учат сказки? (добру, уважению,…)
В таблице записаны числа, а внизу буквы.В пустой табличке числа надо расположить в порядке возрастания и прочитать слово.
1 |
15 |
11 |
7 |
5 |
д |
у |
р |
б |
о |
Запишите эти числа в порядке возрастания в маршрутные листы. Какое слово получилось?
Вот и закончилось наше путешествие в страну невыученных уроков. Мы помогли Вите справиться с заданиями. Он вас благодарит за помощь. Но что произошло с ним дальше, каким он стал, смог ли выбраться из «Страны невыученных уроков», простили ли его учебники, вы узнаете прочитав книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»