Конспект урока: Число 0. Цифра 0. 1 класс

по программе «Школа 2100»

Цели: 1) Ввести число ноль как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке;

2) Научить писать цифру  0.

Оборудование: Учебник часть 2; у учащихся карточки с цифрами 0 – 10; таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Я желаю тебе добра.

- Ты желаешь мне добра.

А если тебе будет трудно,

- Я обязательно помогу!

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Математика. Вместе с нами в путешествие отправятся наши друзья - Петя, Вова, Лена, Катя и Незнайка.

- Стоп!  - А где же наш Незнайка?

- Почему его нет?  Его уже и вчера не было.

(Вот на столе какая – то записка).

- Ребята, большое вам всем спасибо за всё! Теперь я уже всё знаю, мне пора на Луну,  ждёт ракета. До свидания!  Ваш друг Незнайка.

- Ну, что ж  жаль, что Незнайки нет. Продолжим наше путешествие без него.

- А начнём мы его с устного счёта. Приготовьте карточки.

Игра «Молчанка». Я буду задавать вопросы, а вы будете мне на них отвечать с помощью карточек.

II. Актуализация знаний.

Счёт по числовому отрезку (прямой и обратный).

Игра  «Отвечай - не зевай».

а) – Какое число предшествует числу 9?4?

б) – Какое число будет следующим для числа 7? 4?    

в) – Какое число стоит между 6 и  8,  3 и 5?

г) – Какое число стоит левее 8, правее 6.

д) – Назовите «соседей» числа 4, 7.

е) - Что значит предыдущее число?

(Это число, которое стоит перед этим числом.)

ж) -  На сколько предыдущее число меньше последующего? (На 1.)

Проверим смекалку:

а) Из-за холмика торчит шесть ушек.

Там спрятались зайчики от волка.

Сколько зайчиков? Почему?

б) Что лишнее: цветок, бабочка, жук. Почему?

(Цветок-растение, бабочка и жук - насекомые)

в)  Сколько дней в неделе?

г)  Кто первым тянул репку?

д) Кого Колобок встретил последним ?

- Ребята кто-то просит помощи. Да это же наш, Незнайка.

- Ребята, выручайте!  Мне нужна помощь. Я никак не могу сосчитать капельки, которые падают из тучки на землю.

- Ну, что показывай свою тучку.

(На доску вывешивается тучка, дети решают с объяснением)

У:  - Какая необычная тучка у Незнайки. Можно её назвать «Весёлая тучка».

-  Сейчас ребята постараются тебе помочь и дать ответ на твой вопрос.

- Чему равна последняя  капелька у тучки? (Дети решают, а затем дают ответ на вопрос.)

- Вот и закончился дождик. Ветерок подул, и тучка поплыла дальше по небу.

Н: -  Спасибо ребята, что помогли.

Итог: 

У:  - Не расстраивайся, Незнайка, оставайся с нами,  и ты сможешь очень многому ещё научиться.

- Оставайся с нами Незнайка, тебе ещё рано лететь на Луну.

- Ведь сегодня на уроке математике ребята познакомятся с новым числом, научатся его правильно писать, решать с ним числовые и буквенные выражения, вспомнят геометрические фигуры…

III. «Открытие» нового знания и формулирование.

1) Чему равно значение выражения? Сколько…осталось? (Нисколько).

- Как нам записать значение выражения? (Предположение детей).

2) Ребята отгадайте загадку- стихотворение:

                        Барсучиха-бабушка

                        Испекла оладушков.

                        Угостила двух внучат-

                        Двух драчливых барсучат.

                        А внучата не наелись,

                        С рёвом блюдцами стучат.

                        Ну-ка, сколько барсучат

                        Ждут добавки и молчат?  (Нисколько)

-  Ребята ответьте на вопрос этого стихотворения так, как  мы  отвечаем на уроках математики -  обозначить число воспитанных барсучат точками.

-  Сколько точек должно быть на числовой модели числа, карточки.

(Нисколько.  Карточка  должна быть пустой.)

3)  Учебник  с. 20. № 1.

-  Обозначаем число снежных шаров у снеговика точками, записываем числом. Приходим к выводу, что последняя числовая карточка пустая (Пусто).

- Сколько точек? (Нисколько).

4) Учебник с. 20.  № 2.

Рисунок на полях с изображением Пети, ключевые слова: пусто, нисколько.

- Читаем задание учебника.  «Помоги Пете ответить на вопросы».

Сколько дедушек учится в твоём классе? (Нисколько.)

Сколько говорящих собак ты знаешь? (Нисколько.)

Сколько тебе знакомых кошек умеют вышивать? (Нисколько.)

- Что общего между заданиями, которые мы с вами выполнили?

(Ответом на все заданные вопросы будет одно и тоже число:- нисколько, пусто.

- Кто-то ответит, что это число ноль)

5)  Учебник с. 20.       Текс со знаком - ?

6)   Учебник с. 20.       Текс со знаком - !   стих – Губина Е.

- На какую букву она похожа? (На букву «О».)

- Из скольких элементов состоит? (Из одного большого овала.)

IV. Первичное закрепление.

1)  Учебник с. 20.   № 3.

На доске: числовой отрезок….

- Как вы думаете, где займёт место 0 в числовом ряду?

(Перед числом 1, потому что 0 меньше 1.)

Рассматриваем числовой отрезок в задании учебника и приходим к выводу, что начало цифрового отрезка надо обозначить цифрой 0.

2) Учебник с. 20.  № 4. (Р/т  № 1 с. 46)

- Из скольких элементов состоит? (Из одного большого овала.)

Показ на доске: – Овал начинаем писать от середины верхней стороны клетки, линию ведём вниз, закругляем, касаясь нижней стороны клетки, ведём вверх и снова закругляем.

Показ на доске: - Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней строки клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.

Дети выполняют сначала письмо в воздухе, затем в тетради.

3) Учебник  с. 21.  № 5

- Рассматриваем рисунки составляем по ним рассказ и самостоятельно делаем выводы.

а) Например: рассматривая рисунок Кати, дети описывают выполнение действия и подтверждают его предметными действиями.

В коробке было 3 ёлочных игрушки.  Над стрелкой  стоит число 3 и знак «-». Значит из коробки надо взять три игрушки. Берём. У нас в коробке пусто. Ничего нет. Это число ноль  записываем результат действий на доске и в (р/т № 2 стр.46) и комментируем:  от трёх отнять (вычесть) три, получим ноль.(3 – 3 = 0)

б) Например: рассматривая рисунок Лены, дети описывают выполнение действия и подтверждают его предметными действиями.

В коробке у Лены было 2 игрушки. Над стрелочкой стоит число 0 и знак «+». Значит в коробку ничего не положили. Значит в коробке так и останется 2 игрушки. Комментарии: к 2 прибавить 0 , получим 2. (2 + 0 = 2)

в) Например: рассматривая рисунок Пети, дети описывают выполнение действия и подтверждают его предметными действиями.

В коробке у Пети было 0 игрушек. Над стрелочкой стоит число 3 и знак «+». Значит в коробке стало 3 елочных игрушки. Это число 3 записываем на доске и в (р/т № 2 с 46) и комментируем: к 0 прибавить  3 три, получим 3 (0 + 3 = 3)от двух отнять 0, получим 2

г) Например: рассматривая рисунок Вовы, дети описывают выполнение действия и подтверждают его предметными действиями.

В коробке у Вовы было 2 ёлочных игрушки.  Над стрелкой стоит число 0 и знак «-«. (2- 0 =2)  Значит в коробке будет 2 игрушки. Это число ноль  записываем результат действий на доске и в (р/т № 2 стр.46) и комментируем:  от двух отнять (вычесть) ноль, получим два.(2 –0 =2)

- Мы рассмотрели свойства 0 на частных примерах.

- Теперь нам надо сделать вывод о том, что эти свойства распространяются на все известные множества нам чисел.

1) Учебник с. 21. № 6.

Выполняется следующим образом: задания, аналогичные заданиям из № 5, придумываются самими учениками и выполняются а доске и на парте детьми с  моделями предметов или геометрическими фигурками  (5 – 6 заданий.)

2) Текст под знаком - ?

3) Текст под знаком – !

V. Закрепление.

Учебник с. 21. № 7.(р/т № 3. С. 47) Первый столбик.

VI. Самостоятельная работа

Учебник с. 21. № 7.(р/т № 3. С. 47) Второй столбик.

VII. Тренировочные упражнения и задания на повторения.

Р/т № 4. С. 47.

- Давайте вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем?

VIII. Итог урока.

Вывод: Число 0 мы называем, когда нет ни одного предмета.

Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- У какого числа был праздник? Что вы узнали?

- Спасибо за урок!

Рефлексия.

Возьмите кружочки и переверните обратной стороной. Что вы видите? (Мордочки.0

- Нарисуйте ротики, если вам понравилось наше путешествие, то улыбающийся ротик, если не понравилось путешествие, то прямой ротик.

 

Скачать