по программе «Школа 2100»
Цели: 1) Ввести число ноль как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке;
2) Научить писать цифру 0.
Оборудование: Учебник часть 2; у учащихся карточки с цифрами 0 – 10; таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Я желаю тебе добра.
- Ты желаешь мне добра.
А если тебе будет трудно,
- Я обязательно помогу!
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Математика. Вместе с нами в путешествие отправятся наши друзья - Петя, Вова, Лена, Катя и Незнайка.
- Стоп! - А где же наш Незнайка?
- Почему его нет? Его уже и вчера не было.
(Вот на столе какая – то записка).
- Ребята, большое вам всем спасибо за всё! Теперь я уже всё знаю, мне пора на Луну, ждёт ракета. До свидания! Ваш друг Незнайка.
- Ну, что ж жаль, что Незнайки нет. Продолжим наше путешествие без него.
- А начнём мы его с устного счёта. Приготовьте карточки.
Игра «Молчанка». Я буду задавать вопросы, а вы будете мне на них отвечать с помощью карточек.
II. Актуализация знаний.
Счёт по числовому отрезку (прямой и обратный).
Игра «Отвечай - не зевай».
а) – Какое число предшествует числу 9?4?
б) – Какое число будет следующим для числа 7? 4?
в) – Какое число стоит между 6 и 8, 3 и 5?
г) – Какое число стоит левее 8, правее 6.
д) – Назовите «соседей» числа 4, 7.
е) - Что значит предыдущее число?
(Это число, которое стоит перед этим числом.)
ж) - На сколько предыдущее число меньше последующего? (На 1.)
Проверим смекалку:
а) Из-за холмика торчит шесть ушек.
Там спрятались зайчики от волка.
Сколько зайчиков? Почему?
б) Что лишнее: цветок, бабочка, жук. Почему?
(Цветок-растение, бабочка и жук - насекомые)
в) Сколько дней в неделе?
г) Кто первым тянул репку?
д) Кого Колобок встретил последним ?
- Ребята кто-то просит помощи. Да это же наш, Незнайка.
- Ребята, выручайте! Мне нужна помощь. Я никак не могу сосчитать капельки, которые падают из тучки на землю.
- Ну, что показывай свою тучку.
(На доску вывешивается тучка, дети решают с объяснением)
У: - Какая необычная тучка у Незнайки. Можно её назвать «Весёлая тучка».
- Сейчас ребята постараются тебе помочь и дать ответ на твой вопрос.
- Чему равна последняя капелька у тучки? (Дети решают, а затем дают ответ на вопрос.)
- Вот и закончился дождик. Ветерок подул, и тучка поплыла дальше по небу.
Н: - Спасибо ребята, что помогли.
Итог:
У: - Не расстраивайся, Незнайка, оставайся с нами, и ты сможешь очень многому ещё научиться.
- Оставайся с нами Незнайка, тебе ещё рано лететь на Луну.
- Ведь сегодня на уроке математике ребята познакомятся с новым числом, научатся его правильно писать, решать с ним числовые и буквенные выражения, вспомнят геометрические фигуры…
III. «Открытие» нового знания и формулирование.
1) Чему равно значение выражения? Сколько…осталось? (Нисколько).
- Как нам записать значение выражения? (Предположение детей).
2) Ребята отгадайте загадку- стихотворение:
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат-
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат? (Нисколько)
- Ребята ответьте на вопрос этого стихотворения так, как мы отвечаем на уроках математики - обозначить число воспитанных барсучат точками.
- Сколько точек должно быть на числовой модели числа, карточки.
(Нисколько. Карточка должна быть пустой.)
3) Учебник с. 20. № 1.
- Обозначаем число снежных шаров у снеговика точками, записываем числом. Приходим к выводу, что последняя числовая карточка пустая (Пусто).
- Сколько точек? (Нисколько).
4) Учебник с. 20. № 2.
Рисунок на полях с изображением Пети, ключевые слова: пусто, нисколько.
- Читаем задание учебника. «Помоги Пете ответить на вопросы».
Сколько дедушек учится в твоём классе? (Нисколько.)
Сколько говорящих собак ты знаешь? (Нисколько.)
Сколько тебе знакомых кошек умеют вышивать? (Нисколько.)
- Что общего между заданиями, которые мы с вами выполнили?
(Ответом на все заданные вопросы будет одно и тоже число:- нисколько, пусто.
- Кто-то ответит, что это число ноль)
5) Учебник с. 20. Текс со знаком - ?
6) Учебник с. 20. Текс со знаком - ! стих – Губина Е.
- На какую букву она похожа? (На букву «О».)
- Из скольких элементов состоит? (Из одного большого овала.)
IV. Первичное закрепление.
1) Учебник с. 20. № 3.
На доске: числовой отрезок….
- Как вы думаете, где займёт место 0 в числовом ряду?
(Перед числом 1, потому что 0 меньше 1.)
Рассматриваем числовой отрезок в задании учебника и приходим к выводу, что начало цифрового отрезка надо обозначить цифрой 0.
2) Учебник с. 20. № 4. (Р/т № 1 с. 46)
- Из скольких элементов состоит? (Из одного большого овала.)
Показ на доске: – Овал начинаем писать от середины верхней стороны клетки, линию ведём вниз, закругляем, касаясь нижней стороны клетки, ведём вверх и снова закругляем.
Показ на доске: - Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней строки клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.
Дети выполняют сначала письмо в воздухе, затем в тетради.
3) Учебник с. 21. № 5
- Рассматриваем рисунки составляем по ним рассказ и самостоятельно делаем выводы.
а) Например: рассматривая рисунок Кати, дети описывают выполнение действия и подтверждают его предметными действиями.
В коробке было 3 ёлочных игрушки. Над стрелкой стоит число 3 и знак «-». Значит из коробки надо взять три игрушки. Берём. У нас в коробке пусто. Ничего нет. Это число ноль записываем результат действий на доске и в (р/т № 2 стр.46) и комментируем: от трёх отнять (вычесть) три, получим ноль.(3 – 3 = 0)
б) Например: рассматривая рисунок Лены, дети описывают выполнение действия и подтверждают его предметными действиями.
В коробке у Лены было 2 игрушки. Над стрелочкой стоит число 0 и знак «+». Значит в коробку ничего не положили. Значит в коробке так и останется 2 игрушки. Комментарии: к 2 прибавить 0 , получим 2. (2 + 0 = 2)
в) Например: рассматривая рисунок Пети, дети описывают выполнение действия и подтверждают его предметными действиями.
В коробке у Пети было 0 игрушек. Над стрелочкой стоит число 3 и знак «+». Значит в коробке стало 3 елочных игрушки. Это число 3 записываем на доске и в (р/т № 2 с 46) и комментируем: к 0 прибавить 3 три, получим 3 (0 + 3 = 3)от двух отнять 0, получим 2
г) Например: рассматривая рисунок Вовы, дети описывают выполнение действия и подтверждают его предметными действиями.
В коробке у Вовы было 2 ёлочных игрушки. Над стрелкой стоит число 0 и знак «-«. (2- 0 =2) Значит в коробке будет 2 игрушки. Это число ноль записываем результат действий на доске и в (р/т № 2 стр.46) и комментируем: от двух отнять (вычесть) ноль, получим два.(2 –0 =2)
- Мы рассмотрели свойства 0 на частных примерах.
- Теперь нам надо сделать вывод о том, что эти свойства распространяются на все известные множества нам чисел.
1) Учебник с. 21. № 6.
Выполняется следующим образом: задания, аналогичные заданиям из № 5, придумываются самими учениками и выполняются а доске и на парте детьми с моделями предметов или геометрическими фигурками (5 – 6 заданий.)
2) Текст под знаком - ?
3) Текст под знаком – !
V. Закрепление.
Учебник с. 21. № 7.(р/т № 3. С. 47) Первый столбик.
VI. Самостоятельная работа
Учебник с. 21. № 7.(р/т № 3. С. 47) Второй столбик.
VII. Тренировочные упражнения и задания на повторения.
Р/т № 4. С. 47.
- Давайте вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем?
VIII. Итог урока.
Вывод: Число 0 мы называем, когда нет ни одного предмета.
Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- У какого числа был праздник? Что вы узнали?
- Спасибо за урок!
Рефлексия.
Возьмите кружочки и переверните обратной стороной. Что вы видите? (Мордочки.0
- Нарисуйте ротики, если вам понравилось наше путешествие, то улыбающийся ротик, если не понравилось путешествие, то прямой ротик.
Скачать