Цель урока: создать условия для закрепления вычислительных приемов сложения и вычитания вида ± 1, 2 по теме "Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание".
Планируемые результаты:
УМК: "Школа России", учебник "Математика 1 класс" (авт. Моро М.И., Волкова С.И. и др.)
Оборудование: рабочая тетрадь ч. 1, индивидуальный набор карточек с числами от 0 до 10, плакат "Звездное небо", 8 планет, карточки с разно-уровневыми заданиями для учащихся, звездочки для рефлексии, интерактивная доска, проектор.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелаем всем удачи,
И успешности в придачу!
- Все ли готовы к уроку?
- Посмотрите все ли необходимое лежит на столах?
- Что мы возьмем с собой на урок математики?
- Хорошо, нашими помощниками на уроке станут смекалка, внимание, находчивость.
- Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие.
- Куда? На этот вопрос вы ответите сами. Составьте слово из букв, которые разбросаны на доске: М О С О С К (Космос)
- Ребята, что вы знаете о космосе? (Первым полетел в космос Юрий Гагарин)
- Что вы видите на доске?
- Как вы думаете, нужны ли космонавту знания по математике?
- Сегодня мы отправимся в космическое путешествие. Наша задача – посетить все планеты.
- В любое путешествие берут багаж. Как вы думаете, какой багаж мы возьмем с вами?
- Нам пригодятся те знания, которые мы получили на предыдущих уроках. Проверим у всех эти знания есть. (Называют планеты Солнечной системы)
Устный счет. Работа с натуральным рядом чисел
- На доске в произвольном порядке развешаны карточки с цифрами. Расставьте планеты согласно их порядковым номерам: 0 1 2 3 4 5 6 8 9 10.
- Это наша панель управления ракетой. Сейчас проверим как вы умеете с ней работать.
- Сосчитайте от 1 до 10. (прямой счет, хором)
- 2 ряд – сосчитайте от 10 до 1. (обратный счет)
- 3 ряд – сосчитайте от 1 до 10 через один хлопок. (1 - хлопок, 2 – хлопок и т.д.)
- Назовите соседей числа 3 (2, 4)
- Какое число стоит за числом 5? (6)
- Назовите число, стоящее перед числом 9? (8)
- Какое число стоит между числами 4 и 6? (5)
Игра "Молчанка"
- Я задумала число. Если к этому числу прибавить 1, то получится 7. Какое число я задумала? (6)
- Я задумала число, если из него вычесть 2, то получится 0. Какое число я задумала? Покажите. (2)
- Я задумала число, если к этому числу прибавить 2, то получится 5. Какое число я задумала? (3)
- Увеличьте это (3) число на 2. (5)
- Багаж знаний мы с вами уложили, большинство из них эти знания пригодятся. Можно отправляться в полет, но на чем?
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая … (ракета)
- Все готовы? Начинаем отсчет. (Отсчет в обратном порядке. Хором 5, 4, 3, 2, 1... Пуск!)
- Закрываем глаза. Невесомость…
- Что видите? (Планеты солнечной системы)
Решение логической задачи
- В космосе невесомость. Будьте осторожны! Мы отправимся на планету, Меркурий. Жители этой планеты приготовили нам испытание.
Логическая задача (на плакате)
- Найдите закономерность и составьте недостающий космический корабль.
- Что меняется? (форма космического корабля, форма и цвет крыльев, количество иллюминаторов)
- Космического корабля какой формы не хватает в 3-й строке? (Прямоугольной. берут прямоугольник и собирают на наборном полотне на доске)
- Какие будут крылья по форме и по цвету? (Прямоугольные, белые)
- Сколько будет иллюминаторов? (1)
- Молодцы, с заданием справились! Жители планеты Меркурий благодарят нас.
- А нам пора отправляться на следующую планету.
- В космосе невесомость. Все мышцы расслаблены. Нужно обязательно делать зарядку. Жители планеты Марс приглашают нас на зарядку.
Раз-два, стоит ракета. (поднять руки вверх)
Три–четыре, скоро взлет. (развести руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца. (показать круг руками)
Космонавтам нужен год. (руки положить на щеки и покачать головой)
Но дорогой нам не страшно. (руки в стороны, наклоны корпусом вправо, влево)
Каждый ведь из нас атлет. (сгибать руки в локтях)
Пролетая над землею (развести руки в стороны)
Ей передадим привет! (поднять руки вверх и помахать)
- Попрощаемся с красной планетой и отправимся на Венеру.
- Жители планеты Венеры обращаются к нам за помощью. У них прошел метеоритный дождь им необходимо сравнить: на каких территориях метеоритов упало больше, меньше, а на каких одинаковое количество.
- Все данные они передали нам. Возьмите листочки и выполните задание. (Взаимопроверка)
- Жители Венеры очень рады, что вы помогли им выполнить сложную работы. Желают нам удачи. Продолжаем наше путешествие.
- Итак, мы прибыли на планету Юпитер. Что-то на этой планете нас никто не встречает. Может быть она не пригодна для жизни?
- Очень красивое звездное небо. Предлагаю им полюбоваться и решить задачу.
1. Миша – 5 звезд. Никита - ? на 2 звезды больше.
- Поставьте вопрос. Решите задачу устно. (Сколько звезд увидел Никита?)
- Каким арифметическим действием будем решать задачу? (сложением)
- Почему? (Никита увидел звезд больше на...)
- Что это значит? (Он увидел звезд столько же сколько и Миша 5, да еще 2)
- Выложите решение задачи с помощью карточек. Задачу мы решили. Ответили на вопрос. (Решение 5 + 2 = 7 (зв.) Ответ: Никита увидел 7 звезд)
- Измените задачу так, чтобы она решалась действием вычитания.
2. Миша - 5 звезд. Никита - ? на 2 звезды меньше.
- Поставьте вопрос. Решите задачу устно. (Сколько звезд увидел Никита?)
- Что известно в задаче?
- Каким арифметическим действием будем решать задачу? (вычитанием)
- Почему? (Он увидел звезд столько же сколько и Миша 5, но без 2)
- Выложите решение задачи с помощью карточек. (Решение 5 - 2 = 3 (зв.) Ответ: Никита увидел 3 звезды)
- Задачу мы решили. Ответили на вопрос.
- На пустой безжизненной планете скучно, отправляемся дальше путешествовать по просторам космоса.
(Работа в тетрадях с печатной основой)
- Вот мы и достигли планеты под названием Юпитер. Но жители этой планеты не очень–то дружелюбны.
- Они не хотят нас отпускать. Теперь чтобы покинуть эту планету нам нужно выполнить задания в тетрадях. Это наше новое испытание.
- Что нам поможет? Откройте тетради на стр. 40.
Первое задание
Прошу детей сформулировать алгоритм выполнения задания.
- Вам даны примеры и рядом ответы они заключены в кружочки разных цветов.
Если дети затрудняются с формулировкой задания, формулирую сама. Совместно разрабатываем алгоритм выполнения задания.
Алгоритм выполнения:
Второе задание
- Какая запись подходит к первому рисунку? Объясните, что она значит.
- Какая запись подходит ко второму рисунку? Что она означает?
Алгоритм: соединить линией запись с подходящим рисунком
Третье задание
- С помощью карандаша проведите линию, соединяющую цифру и соответствующее количество яблок в корзине т.е. установите соответствие.
- Итак, работу выполнили. Давайте проверим. (На интерактивной доске представлено решение. Дети сравнивают свои решения, организуют самопроверку)
- Закройте тетрадь. Вы все справились с заданиями, и жителям Юпитера ничего не остается, как отпустить нас.
- Нам вновь помогли прочные знания и взаимовыручка.
- Случилась беда, некоторые космонавты вышли в открытий космос, а вернуться обратно в ракету не могут.
- Предлагаю им помочь, но для этого надо правильно решить пример на летающей тарелке. (Математический тренажер "Спаси космонавтов!")
- Всех космонавтов взяли в ракету. Можно отправляться на планету третью по счету от солнца.
- Что это за планета? Наша планета очень красивая и пока единственная, на которой есть жизнь. Надо беречь ее – это наш общий дом!
В космос классом всем летали.
На планетах побывали.
Испытанья все прошли.
Путь домой, к Земле нашли.
- С планеты Нептун вам прислали подарки. За то, что вы достойно справились со всеми испытаниями.
- Это звездочки. Возьмите ручку и нарисуйте звездочке такое же настроение, какое у вас сейчас.
Нарисуйте улыбку, если у вас радостное и веселое настроение, вам понравилось путешествие и задания вам показались легкими.
Нарисуйте спокойное выражение (прямой ротик), если у вас спокойное и ровное настроение. Некоторые задания вызвали у вас тревогу и неуверенность.
Нарисуйте грустное, печальное настроение звездочке (губки вниз) если вам не понравилось космическое путешествие, а вам было трудно выполнять задания, вы беспокоились, нервничали.
- Ребята, какой была тема урока? (Повторяли числа от 1 до 10)
- Какие цели вы ставили? (Считали примеры)
- Удалось ли достичь этих целей?
- Возникали у вас затруднения?
- Вы смогли их преодолеть?
- Как приятно видеть улыбающихся звездочек и улыбающихся девчонок и мальчишек.
- Мне было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо вам за урок!