УМК: "Школа Россия"
Цель: создание условий для ознакомления с приемами сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида 󠇠󠇠 + 3.
Задачи:
Оборудование: учебник математики Моро М.И., 1 класс (1 часть), математический веер, презентация, ПК, интерактивная доска.
- Здравствуйте, ребята. Если день начать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
- Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми.
- Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Все готово, все в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Будем слушать, рассуждать,
Громко, четко отвечать.
- Проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, тетрадь, линейка, карандаш, цветные карандаши, ручка.
- Сейчас вас ждет математическая разминка.
- Вы готовы? Будьте внимательны и у вас все получится.
Алгебраическое задание
- К нам на урок пришел какой-то зверь. Что бы узнать кто это, предлагаю отгадать загадку.
У бедняжки нет берлоги,
От врагов спасают ноги.
Он привык к зиме белеть.
Догадались? Он… (заяц)
- Верно! Это заяц. Посмотрите, как много у меня на доске зайцев.
- С ними случилась беда. Они увидели волка и в страхе побежали по домам, но заблудились. Помогите им найти домики.
- Ваша задача: с соседом по парте устно решить пример. И после чего поместить зайца в тот дом, на котором написан ответ вашего примера.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Что мы повторили, помогая зайцам? (повторили состав чисел 2 и 3; как дополнить 8 и 9 до 10, сложение 10 с однозначными числами)
- Эти знания нам пригодятся при знакомстве с новым материалом.
- Завершаем работу. Давайте проверим, что у вас получилось. Коля, выйди пожалуйста к доске и запиши свои ответы.
Логическое задание
- Устно решим задачу: Катя и Маша одного роста. Катя и Андрей тоже одного роста.
- Кто выше: Андрей или Маша? (Они одного роста)
- Молодцы. Я довольна, как вы справились.
- Посмотрите на примеры, которые записаны на доске.
- Устно решите данные примеры.
7 + 25 + 2 =
8 + 1 =
9 + 1 =
8 + 39 + 3 =
- На какие группы можно разделить примеры? (в первом столбике примеры, в которых ответ 10, а во втором столбике надо прибавлять по частям)
- Выражения внизу вызвали затруднения, так как такие мы еще не решали.
- Как вы думаете какова тема нашего урока? (будем учиться прибавлять число 3 с переходом через десяток)
- Точная формулировка темы: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида 󠇠󠇠+ 3"
- Какую цель мы поставим перед собой? (познакомиться с приемами сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида 󠇠󠇠 + 3)
- А теперь давайте сформулируем задачи урока с помощью опорных слов, которые вы видите на слайде:
- Ребята, мы определили с вами задачи урока, это и будет нашим планом работы. Давайте начнем.
- Давайте вспомним, состав числа 3. С помощью каких чисел мы можем получить число 3? (состав числа 3: 2 и 1; 1 и 2; 1, 1 и 1)
- Как можно к числу прибавить 3? (сначала прибавить 1, а потом 2. Или сначала прибавить 2, а потом 1)
- Как из числа вычесть 3? (сначала вычесть 1, а потом 2. Или сначала вычесть 2, а потом 1)
- Вернемся к примерам, которые мы не смогли решить.
- Посмотрите внимательно на слайд. Сколько изображено в столбике красных жуков? (8 красных жуков)
- Посмотрите, к жукам прилетели еще 3. Как к 6 жучкам прибавить 3 жучка? (сначала прибавить 2 жука, а потом еще 1)
- Вместе решим пример. (один учащийся демонстрирует решение на наборном полотне с использованием кругов)
- Как к 8 прибавили 3? (По частям)
- На какие части разложили число 3? (на 2 и 1)
- Сколько прибавили сначала? (2)
- Сколько получилось? (10)
- Сколько прибавили потом? (1)
- Сколько получили? (11)
- Запомните следующий алгоритм!
- Рассмотрим следующий рисунок. Сколько изображено в столбике синих бабочек? (9 бабочек)
- Посмотрите, к ним прилетели еще 3. Как к 9бабочкам прибавить 3 бабочки? (сначала прибавить 1 бабочку, а потом еще 2)
- Вместе решим пример. (один учащийся демонстрирует решение на наборном полотне с использованием кругов)
- Объясните, как к числу 9 прибавить 2. (по частям)
- На какие части разложили число 3? (на 1 и 2)
- Сколько прибавили сначала? (1)
- Сколько получилось? (10)
- Сколько прибавили потом? (2)
- Сколько получили? (12)
- Ребята данные выражения нужно запомнить и записать в тетрадь.
8 + 3 = 11
8 + 2 + 1 = 11
9 + 3 = 12
9 + 1 + 2 = 12
- Прочитайте примеры по порядку, называя ответы.
- Теперь прочитайте вразбивку.
- Закройте глаза. Я буду называть пример, а вы – ответ.
- Закройте ответы. Я прочитаю примеры вразбивку, а вы назовите ответ.
- Поработайте в парах. Задайте друг другу примеры по порядку и вразбивку
- Оцените друг друга:молодец, ты ответил правильно;хорошо, но еще немного ошибаешься;тебе нужна помощь учителя.
- Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить работу. Встаньте из-за стола и выполните физкультминутку. (по презентации) вместе с Ю-лайкой!
- Решим задачу: "У Марины было 8 конвертов. Она купила еще 3 конверта. Сколько конвертов стало у Марины?"
- Прочитайте задачу про себя. Маша, прочитай задание вслух.
- Давайте вспомним, из каких составных частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
- Прочтите условие задачи. (у Марины было 8 конвертов, она купила еще 3 конверта)
- О чем говориться в задаче? (о конвертах)
- Сколько конвертов было у Марины? (8 конвертов)
- Сколько конвертов купили? (купили 3 конверта)
- Какой вопрос задачи? (Сколько конвертов стало у Марины?)
- Отступите 2 клетки вниз, 1 клетку вправо, там стоит точка на уголке клетки. Это начало схемы. Зная условие и вопрос, запишите схему к задаче. Один ученик работает у доски.
- Давайте составим и запишем опорную схему задачи. Проверим составление схемы.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (да)
- Каким действием? (сложением)
- Получаем план решения. С помощью сложения мы узнаем, сколько конвертов стало у Марины.
- Запишите решение задачи в тетради: 8 + 3 = 11.
Ответ: всего 11 конвертов.
- Завершаем работу. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
- Поднимите руку, если вы допустили две и более ошибок и т.д.
- Молодцы ребята. Посмотрите на слайд. Выполняем следующее задание, первый столбик самостоятельно, письменно. Второй столбик устно.
8 – 5 – 2 = 10
8 + 2 + 1 = 11
9 + 1 + 2 = 12
9 – 7 + 10 = 13
6 + 0 – 5 = 1
8 + 2 – 4 = 6
7 – 5 + 3 = 5
- Следующее задание выполните в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием, возьмите их. Прочитайте задание. Всем понятно, что нужно делать?
- Приступайте к выполнению. (Задание можно представить, как заполни пропуски: 4 + … = 6)
- Завершаем работу. Проверим, что у вас получилось.
- Следующее задание выполните самостоятельно. У вас на столах лежат карточки с раскраской, возьмите их. Прочитайте задание. Всем понятно, что нужно делать?
- Приступайте к выполнению.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Достигли ли мы поставленной цели? (ответы детей)
- Все ли пункты плана выполнили?
- Перед вами лежат смайлики, но у них не хватает улыбок. Дорисуйте ротик своему смайлику, в соответствии со слайдом на доске, оцените свою работу на уроке. Покажите свои смайлики.
- Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.