План-конспект открытого урока математики 1 класс "Сложение и вычитание чисел первого десятка"

УМК: "Школа России".

Цель урока:

  • повторить таблицу сложения и вычитания в пределах первого десятка;
  • проверить знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10, использовать их в решении задач;
  • воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: учебник М.И. Моро. "Математика" 1 класс (2 часть), линейка, карточки для работы в парах, сигнальный светофор, презентация, конверт с заданиями, плакат.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.
- Настроение каково? (Во!)
- Все такого мнения? (Все без исключения!)

- Может вы уже устали? (Мы с собой таких не брали!)
- Может, ляжем, отдохнем? (Лучше мы урок начнем!)

Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели!

- Покажите правильной посадкой, что вы готовы к работе.
- У вас на партах лежат яблочки (карточки). Поднимите яблочко, которое характеризует ваше настроение в начале урока. (На доске)
- Я смотрю, что у вас у всех прекрасное настроение, это значит, что наш урок пройдет замечательно.

Актуализация знаний

Устный счет

- Начинаем наш урок с разминки для ума. Считаем от 1 до 10. (1 ряд)
- Обратный счет от 10 до 1. (2 ряд)
- Числа от 1 до 10 через один, начиная с единицы. (3 ряд)

- А сейчас готовим пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.

Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз. Открываем тетради, записываем цифры.
- Посмотрите на свои циферки, какая из них получилась самая красивая? (ответы детей)
- Закрашьте ее красным карандашом.

Игра "Молчанка"

С помощью сигнальных карточек.
- Ребята, а сколько букв в слове "Мама"? (4)
- Покажите мне число 4.

- Какое число следует за числом 4? (5)
- Какое число предшествует числу 4? (3)
- Из числа 9 вычли число 5. Какое число получилось? (4)

- Число 10 уменьшили на 6. (4)
- Первое слагаемое - 4, второе слагаемое - 5. Найдите значение суммы. (9)
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 4. Чему равно разность? (4)

Игра "Карусель" или " Цветок"

Учитель: Поставьте на карусели числа так, чтобы их сумма была равна числу в центре. (называет 1 слагаемое, дети с помощью карточек показывают 2 слагаемое)
- Молодцы! С заданием вы справились.

"Отдыхалочка" для глаз

Самоопределение к деятельности

Загадка:
На одной лесной опушке
Мишка спит зимой в избушке,
Летом в шахматы играет,
Рыбу ловит, не скучает.

Но его привычный быт,
Нарушает смех и визг,
Мяч в окне, компот разлит...
Кто скажите так шалит? (Маша)

Учитель: Да, это Маша! А как называется мультфильм? ("Маша и медведь")
- Маша принесла конверт. Давайте его откроем!
- Этот конверт поможет нам определить, чем мы будем заниматься на уроке. (Действия с числами от 1 до 10; равенство и неравенство; ромашка (состав чисел); краткая запись задачи - все помещает на доску)

- Как вы думаете, зачем нам надо хорошо уметь считать и решать примеры? (учащиеся подходят к тому, что без знания … (варианты)
- Задания к сегодняшнему уроку кто же нам приготовил? (Маша)
- Да, это строгая учительница Маша. Она хочет проверить, что вы узнали, чему научились?

Работа по теме урока

Учитель: Открываем учебник на стр. 39, читаем тему урока, находим задание № 1, выполняем.
- Перейдем к заданию от Маши. Вспомним "Состав чисел" "Заселяем домики". (На доске нарисованы "домики")

  • состав числа 8
  • состав числа 9;
  • состав числа 10

Домики "Состав числа"Домики "Состав числа"

3 ученика выполняют задание у доски: по 1 ученику с каждого ряда.
- Здорово, ребята, все жильцы нашли своих соседей!

Игра "Кто быстрее?"

Учитель: А теперь Маша хочет проверить наши вычислительные навыки. Проверка пройдет в виде эстафеты.
Каждый ряд получает карточку с примерами. Дети по цепочке решают примеры и передают карточку следующему. Ученик, решивший последний пример, передает карточку учителю. Выигрывает ряд, который быстрее и правильно решит все примеры.

- Давайте вспомним правила совместной работы, которые нужно соблюдать, чтобы работа получилась успешной.
- Работать должны вместе.
- Один говорит, другой слушает

- Уважай мнение другого.
- Умей слушать.
- Обсуждаем все варианты.

6-3 =      5+3=      7+1=
4+2=      2+2=      10-1=
8+1=      7-3=       8-2=
9-2=       9+0=      2+5=
(3,6,9,7)     (8,4,4,9)      (8,9,6,7)

Ученик читает выражения с ответами, дети поднимают "светофор" или учитель сама делает итог.
- Каким действием решили примеры? (Сложением и вычитанием)
- Молодцы, все команды справились с заданием!

Упражнение в решении задач

Учитель: Сейчас, находим задание № 6 (стр. 39), порешаем задачу.
- Ребята, скажите, а что такое задача? (это рассказ)
Учитель предлагает учащимся прочитать задачу. Вспомним, из скольких частей состоит задача? (4 части - 4 шага)

  • Условие - что нам известно?
  • Вопрос - что надо узнать?
  • Решение. (Каким действием следует решать задачу? вычитанием)
  • Ответ.

- Ребята, кто желает нарисовать задачу написать решение. (1 ученик у доски)
– Запишите решение задачи самостоятельно.
7 – 5 = 2 (щ.)

Физкультминутка

- Давайте немножко отдохнем. Маша принесла нам веселую гимнастику. (Мишкина гимнастика - музыкальная)

Продолжение темы урока

Сравнение чисел и выражения

Учитель: Перейдем к следующему заданию на стр. 39 № 4.
- Ребята, вспомните правило сравнения числа и выражения, поставьте вместо кружочков нужные знаки сравнения: < > = (работаем самостоятельно)
- Отложите тетради, я их проверю позже и оценю вашу работу. (или взаимопроверка)

Соедини точки "Звездочка"

- На доске и вашем рабочем столе есть карточки с заданием, возьмите их.
- Какое задание вы могли бы предложить, глядя на это изображение? (Соединить точки в нужном порядке)
- Выполняйте. (дети выполняют задание)

- Что у вас получилось? (звезда)
- С помощью чего вы соединяли точки? (отрезков)
- Что такое отрезок? (часть прямой линии, заключенная между двумя точками)

- Как еще можно назвать эту фигуру? (ломаная линия)
- Какая ломаная? (замкнутая)
- Из чего состоит ломаная линия? (из звеньев и вершин)

- Сколько звеньев у этой ломаной? (10)
- Сколько всего вершин у этой ломаной? (10)
- Как обозначены вершины этой ломаной? (обозначены числами)

- Сколько кончиков у звезды? (5)
- Покажите, что у вас получилось. Молодцы! Сегодня за урок всем я ставлю именно эту оценку - 5.

Рефлексия. Подведение итога урока

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок.
- Ребята, мы сегодня вспомнили все, что изучали на предыдущих уроках. Спасибо Маше за интересные задания.
- У Маши в лесу живет друг - ежик. (плакат на доску)

- Ежик собирает плоды урожая на зиму. А наши плоды - это наши знания!
- Давайте угостим ежика яблочками.
- Кто доволен своей работой – подарите ежику спелое яблочко - красное.

- Кто чувствовал себя неуверенно - желтое.
- Кто не все задания смог выполнить - зеленое. (дети по рядам выходят к доске и прикрепляют яблочки)

- Молодцы, ребята, ежик очень доволен, что у него все красные яблочки!
- Всем огромное спасибо!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!