Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, сегодня зайдя во двор школы, нашла необычную бутылку, посмотрите какая она красивая!
- Ой, а в ней что-то есть, давайте достанем и посмотрим, как вы думаете что это?
- Кто же нам ее прислал?
- Да это же письмо. "Здравствуйте, ребята! Я – Пират. Попробуйте добраться на мой остров с помощью этой карты! Здесь я надежно спрятал свои сокровища в сундуке.
- Найти их вам поможет ваше умение думать, запоминать, рассказывать. Во время путешествия вы будете получать непростые и интересные задания. Если вы успешно пройдете все препятствия, то вы найдете мои сокровища".
Подготовка к работе на основном этапе
- Скажите, как называют людей, которые ищут клад?
- Правильно, кладоискатели. Значит, кем мы сегодня с вами будем, и что будем делать?
- Как вы думаете, какими качествами должны обладать кладоискатели? (Быть храбрыми, ничего не бояться, а самое главное внимательно слушать и все запоминать)
- Ребята, хотите отправиться на поиски сокровищ?
- Тогда нам надо поспешить. Путь нам предстоит нелегкий, долгий. Не боитесь? (нет!)
- Тогда смелее!
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
- Встаньте в круг, ребята, соедините правые руки в центре круга. Давайте произнесем наш девиз: "Один за всех и все за одного!"
- Какие еще напутствия нам помогут в пути?
- Давайте вспомним пословицы о дружбе.
- Правильно, я надеюсь, что вы не забудете об этих напутствиях.
- На чем можно отправиться в путь?
- А как вы думаете, на чем отправимся в путешествие мы?
- А как же мы назовем наш корабль?
Основная часть
Учитель: А на чем же мы отправимся в плавание:
Я ваш капитан, а вы матросы.
Я отважный капитан, повидала много стран.
И сегодня, ребята, я приглашаю вас отправиться со мной в увлекательное морское путешествие.
- Не боитесь трудностей?
- Тогда вперед!
- Занимайте свои места на корабле!
- Итак, отправляемся. Начнем отсчет. (хоровой отсчет от 1 до 20)
- И вот мы уже в море.
- Закройте глазки и представьте, что вы плывете в открытом море, дует легкий ветерок. (Звучит запись: шум прибоя, крики чаек. Раздается звук приема сигналов азбуки Морзе, сигнал бедствия (SOS) на азбуке Морзе)
Учитель принимает сообщение:
- Дети, мы получили сообщение с другого корабля. Послушайте внимательно...
Работа над скороговоркой
"Наш корабль сел на мель
и матросы всю неделю
Карамель на мели ели"
- Чтобы помочь матросам надо громко и четко передать это сообщение другим кораблям. (Дети повторяют сообщение 3 раза)
- Нас услышали и спешат на помощь.
- А мы отправляемся дальше
- Ой, на море опустился туман времени. Чтоб выйти из тумана, надо ответить на вопросы:
- Сколько дней матросы сидели на мели? (7)
- Почему вы так думаете? (В неделе 7 дней)
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день недели между понедельником и средой?
- Какой день недели до вторника?
- Какой день недели после среды?
- Я буду называть день недели, а вы отвечать какой он по счету. (четверг, пятница, воскресенье)
- Молодцы! Мы быстро продвигаемся вперед. Мы уже на острове. Надо сбросить якорь.
Физминутка
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в стороны)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись ладонями пола)
Рыбки там живут, друзья! (Выполняют движение "Рыбка")
А вот воду пить нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
- А теперь давайте прогуляемся по острову.
- Несмотря на то, что тропические леса покрывают менее двух процентов всей площади поверхности Земли, в них проживает около 50 % растений и животных мира. Они также встречаются на всех континентах, за исключением Антарктиды. Это очень удивительно!
- Теперь посмотрим, какие здесь встречаются растения. Тропический лес имеет сложное многоярусное строение. Деревья отличаются слабо ветвящимися, высокими стволами со слаборазвитой корой, достигающими до 80 м в высоту и имеющими у основания вытянутые досковидные корни. Большинство деревьев густо оплетают лианы.
- Растения и кустарники среднего яруса имеют широкие листья, помогающие им впитывать свет солнечных лучей под густыми кронами более высоких деревьев. Поверхность листьев в основном кожистая, блестящая и имеет темно-зеленую окраску. Травяной покров под пологом леса представлен полукустарниками, мхами и лишайниками.
- Еще одна характерная особенность тропической растительности — тонкая древесная кора с растущими на ней плодами и цветами.
- На острове растут необыкновенные цветы. На цветах – задание-задачки в стихах. У вас на столах лежат цифры. Вы решаете задачку и цифрой показываете ответ.
Задачи в стихах
- Молодцы, справились с этим заданием. А теперь задачки на смекалку. Кто знает ответ, поднимает руку.
- В тропиках обитают вот такие интересные животные. (показ картинок с изображением животных тропиков)
"Блиц - турнир"
- Если стол выше стула, то стул..? (ниже стола)
- Если дорога шире тропинки, то тропинка..? (уже дороги)
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш..? (короче линейки)
- Если веревка толще нитки, то нитка..? (тоньше веревки)
- Если сестра старше брата, то брат..? (младше сестры)
- Мы справились еще с одним заданием Пирата и оказались перед старым замком. Где же искать нам сокровище, ведь замок такой большой?
Ребус
В этом нам поможет ребус, вы должны прочитать его. (Дети разгадывают ребус: По-два-л)
- Правильно! Но дверь в подвал охраняет невидимый стражник. Надо узнать кто это и назвать его. Мы его начертим.
Математический диктант
Рисование по клеткам под диктовку учителя:
1- вверх, 8 – вправо, 4 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 - влево, 1 – вниз, 1-влево, 1 – вниз, 1-влево, 2 – вниз, 1-влево, 1 – вверх, 2 - влево, 1 – вниз, 1-влево, 4 – вверх,4-влево, 1 – вниз, 1 - влево, 1 – вниз, 1-влево, 1 – вверх, 1 - влево, 1 – вверх, 1 - влево, 1 – вверх.
- Кто же это охраняет замок? (Это КЛЮЧ!)
- Молодцы! Давайте проверим, все ли получилось верно. С каким сложным заданием мы справились, потому что были настойчивыми и внимательными.
- Осталось открыть дверь, но на двери висит замок. Чтобы открыть замок, нужно сделать звукобуквенный разбор этого слова.
Звукобуквенный анализ слова "замок"
- Сколько звуков мы слышим в слове замок?
- Какой первый звук в этом слове? (звук [з], твердый согласный звук)
- Какой фишкой мы обозначаем этот звук? (синей фишкой)
- Какой второй звук в этом слове? (звук [a], гласный звук, обозначается красной фишкой)
- Какой третий звук в слове замок? (звук [м], твердый согласный звук, обозначается синей фишкой)
- Какой четвертый звук мы слышим в этом слове? (звук [о], гласный звук, обозначается красной фишкой)
- Какой пятый звук мы слышим в этом слове? (звук [к] - твердый согласный звук, обозначается синей фишкой)
- Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.
- Обращаемся за помощью к карте, ведь нам нужно найти замок.
Работа с геометрическими фигурами
А вот и замок. Из каких геометрических фигур он состоит?
- Какие из них плоскостные? Назовите объемные фигуры, которые вы здесь видите.
- Вот мы и открыли замок.
- Молодцы! Мы справились со всеми заданиями, и нашли сокровище. Пират благодарит вас за хорошую игру.
- А нам пора назад в школу. Приходите на корабль. (Обратный отсчет от 20 до 1)
Итог урока
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- А что вам понравилось в путешествии?
- Какое задание Пирата для вас было самым сложным?
- Как вы думаете, кто лучше всех справился с заданиями Пирата?
- Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными.
- Мне также понравилось, какими вы были у меня храбрыми, внимательными и как вы справились быстро с заданиями пирата. Вы такие молодцы, я вами горжусь!
Рефлекия
- Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
- Разместите морских птиц на доске.