Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями)
Цель урока: научить учащихся распознавать и писать цифру 6.
Задачи:
Образовательные (предметные):
- Развить умение распознавания цифры 6 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
- Научить правильно писать цифру 6 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 6).
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
- Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 6.
- Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
- Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
Коммуникативные:
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
- Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные):
- Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания. Умения работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель читает стихотворение
А теперь, проверь дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальная работа
а) Разминка “Кто знает, пусть дальше называет”
- Осень, а за ней что?
- Зима, а за ней что?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько дней в неделе?
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
- Назовите четвёртый день недели, пятый. Почему его так назвали? ( он пятый по счету), пятница. Значит, пятый.
Выложите на партах цифры 1 2 3 4 5
Работа с числовым рядом.
- Что видим на доске?
- Назовите число самое большое и самое маленькое в ряду. (1, 5)
- Посчитайте числа в порядке возрастания. (12345)
- Посчитайте числа в порядке убывания. (54321)
- Покажите число, следующее за числом 3. (карточки)
- Покажите число, предшествующее числу 5
- Как получить предшествующее число? На сколько оно меньше последующего?
- Назвать число, которое находится между 1 и 3
- Назовите соседей числа 4.
- Назовите число следующее за 4.
- Как получить последующее число? На сколько оно больше предыдущего?
Что вы можете сказать о числе 5?
- Вспомним состав числа 5. На доске.
Дети показывают карточки.( состав числа 4, 5)
3. Открытие нового, постановка проблемы.
Отгадайте загадки.
Отгадайте загадки:
На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – воет,
Упадет – землю роет. (Жук)
Дом без окон и дверей,
Как зеленый сундучок,
В нем шесть кругленьких детей
Называется ... (стручок).
– Какое число используется во всех этих загадках? (Шесть.)
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
( Как можно больше узнать о числе 6.)
Что в нашей жизни связано с числом 6?
- Что в жизни бывает только 6?
шесть материков (назвать, показать на карте);
шесть лап у насекомых (показ картинок, на которых изображены оса, шмель. жук и т.п.; посчитать у них количество лапок).
- В каких сказках встречается число 6? (Репка, 6 героев)
- Вы узнали сказку? Сколько героев к нам пришло? (5)
- Как вы узнали? (Посчитали)
Положите перед собой столько же красных квадратов. Сколько здесь героев. Это сколько ?(5)
- Все ли в сборе? Кого не хватает? (Мышки)
- Кто позовёт мышку? (Кошка зовёт мышку)
- Какой по счёту будет мышка? (Шестой)
- Сколько стало героев, когда прибежала мышка? (Шесть)
- Как получили шесть? (К 5+1=6) на доске запись 5+1=6
- Героев стало больше или меньше, когда прибежала мышка? Почему?
6. > 5 на доске
Наши герои собрали урожай и решили отдохнуть, полететь посмотреть мир, животных в разных материках,
За ними прилетел самолет.
- Сколько теперь стало картинок у меня у доски? (7)
Обозначим цифрой 7.
Было 6, стало 7. Как получилось7 ? (6+1=7)
Что больше 6 или 7? 7 > 6
Как вы думаете почему наши герои решили облететь все материки? (Потому что их 6)
- А где в жизни можно встретить число 6?
Наши герои летят в Южную Америку. Покажите мне её и соедините Евразию и Южную Америку. ( У доски)
Мы вылетаем ровно… (в 6 часов утра) Показ на часах.
Пальчиковая гимнастика
"Замок"
На двери висит замок -
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Здесь живут опоссумы (слайд 2)
- Он нас спрашивают на что похожа цифра 6?
Знакомство с цифрой 6
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек
Цифра 6 состоит из 2-х овалов: большого левого и малого правого полуовалов. Начинаю писать чуть ниже верхнего правого угла клетки. В правом верхнем углу клетки делаю закругление и пишу большой левый полуовал , касаюсь середины нижней клетки, веду линию верх. Закругляю её. Немного выше середины клетки.
Прописать в воздухе, на ладони.
Прописать 1 строку в тетради.
Мы летим в Южную Америку. Соединить Южную Америку и Северную.
Прилетели и часы показывают… 2 часа дня
Здесь живет … (очковый медведь)
Он приготовил для нас задания.
- Составьте рассказ по картинке 7-1=6
- Решите задачу
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
6-1 = 5
Физкультминутка
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
А теперь всем детям встать.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
Летим дальше в Антарктиду .
- Кто живет в Антарктиде. Пингвины Сосчитайте. Их.
Работа в парах
Возьмите 6 карандашей. Разделите их так , чтобы у каждого карандашей было поровну.
- Покажите сколько у каждого?
- Расскажите
У меня 3 карандаша. У соседа тоже 3, всего 6.
Летим в Австралию. Здесь живут кенгуру.
Работа с приложением
Самостоятельная работа
Прилетели в Африку. Слоны просят поработать самостоятельно в тетради. (самопроверка)
Мы прилетели обратно в Москву. Какая фигура у нас получилась? (Шестиугольник)
- Сколько у него сторон, вершин, углов?
- Чья работа понравилась?
- Оцените сами себя.
- Что нового узнали?