Интегрированный урок математика и окружающего мира "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Перелетные птицы"

Класс: 1.

Цели урока:

  • Закрепить навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
  • Расширить представления учащихся о перелетных птицах.

Задачи:

  • Закрепить нумерацию в пределах 20.
  • Формировать отработку вычислительных приемов в пределах 20.
  • Формировать умение решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
  • Формировать умение правильно оформлять решение задачи.
  • Формировать правильное отношение к птицам.

Оборудование: презентация с заданиями и фотографиями перелетных птиц, карточки с дифференцированными заданиями, конфеты "Ласточка" для поощрения детей.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели.
На меня все посмотрели.

Приветствие гостей урока.

- Какое время года наступает после зимы?
- Какие изменения происходят весной в природе? (тает снег, вся природа оживает, ярче светит солнышко, возвращаются из дальних стран перелетные птицы)

- Но посмотрите на наше солнышко. Что же с ним случилось? (Закрыто тучкой)
- Поможем солнышку улыбнуться? А для этого нам нужно будет хорошо потрудиться на уроке. Трудность всегда можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением.

- У вас на партах в конвертах находятся разноцветные полоски, по цвету напоминающие солнце. К концу урока я надеюсь, что с помощью наших волшебных разноцветных полосок, солнышко засверкает и улыбнется.

Постановка темы и цели урока

Выполним задание на электронной доске:

12 – 10 = 2
14 + 2 = 16
18 - 8 = 10
17 - 1 = 16
10 + 5 = 15
10 + 4 = 14
20 – 10 = 10

- Глядя наши примеры, ответьте, чем мы будем заниматься? (складывать и вычитать в пределах 20)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не только повторим последовательность чисел и вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 20, но и поговорим о птицах.

- Как называются птицы, улетающие в далекие теплые страны? Перелетные, верно. Сегодня мы расширим ваши знания о перелетных птицах.
- А чтобы путь был легким, разделимся на группы: "Грачи" (сильные дети), "Скворцы" (средние) и "Жаворонки" (слабые). (На рабочих тетрадях предварительно наклеены соответствующие рисунки, детям не сообщается о таком делении на группы)

Устный счет

"Жаворонки" считают от 1 до 20 по порядку, "Скворцы" через 1, а "Грачи" через 2. (дети по очереди, по группам считают)

Загадка:
Всех перелетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь
И зовется птица … (грач)

Изображение грачаИзображение грача

Ученик: Еще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям. Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.

Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов. Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях. Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам. С 18 по 20 марта прилетают к нам грачи. За грачами прилетают скворцы и жаворонки.

Учитель: Грач подготовил для вас задания.

а) Назови "соседей" чисел 2, 7, 6, 4, 1.
б) "Засели домики" (№ 3 стр.75)

Рефлексия

Перед вами лежат три лучика.
- Если вы считаете, что в устном счете все было понятно возьмите в руки оранжевый лучик
- Если что-то осталось непонятным – лучик желтого цвета
- Если совсем все было непонятно - лучик красного цвета.

(Солнышко выходит из-за тучки)

Актуализация знаний

Чистописание
- Какое сегодня число? 5
- Расскажите об этом числе. (однозначное, нечетное, предыдущее 4, последующее 6)

Вспомним правила письма:
Я тетрадь свою открою и с наклоном положу,
Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Чистописание числа 5
(Учитель проговаривает алгоритм написания числа 5)

Ставим ручку на 1/3 влево от верхнего правого угла клеточки, опускаемся через центр клеточки чуть ниже его, возвращаемся до центра и плавно уходим вправо вверх, закругляем, опускаемся по наклонной вниз и в 1/3 части нижней стороны клетки выписываем "клюшку". Ставим ручку в начальную позицию и уходим по стороне клетки на 1/3 вправо до угла. (Цифра 5 пишется в два приема с отрывом ручки)

Математический диктант

Отгадайте загадку:
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его - … (скворец)

Фотография с изображением скворцаФотография с изображением скворца

Ученик: Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Гнезда вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых. С 25 марта по 6 апреля - прилетают из теплых стран скворцы.

Математический диктант

  • Пять увеличьте на один. (6)
  • Девять уменьшить на два. (7)
  • Из десяти вычесть пять. (5)
  • К шести прибавить два. (8)

- Кого же мы встречаем первым? (Зайца)
- Что вы можете сказать о внешнем виде зайчика зимой, какой он?

Физминутка

Обобщение и систематизация знаний

1. Задача про скворца с ответом 20.

2. Геометрическая задача.

Учитель: Когда скворцы прилетают домой, начинают искать место для гнездования: дупло, старый скворечник.
В школах дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.
Чтобы построить скворечник, мы должны найти периметр треугольника.

Рефлексия

- Сигналим о выполнении задания лучиками.
- Если вы считаете, что при выполнении математического диктанта и задачи все было понятно возьмите в руки оранжевый лучик
- Если что-то осталось непонятным – лучик желтого цвета
- Если совсем все было непонятно - лучик красного цвета. (У солнышка появляются глазки)

Работа в группах (дифференцированные задания)

Хохолком тряхнув спросонок,
Пробудился …,
В … – песенка,
В песенке – чудесенка

С перламутровой росинкой,
С невесомой паутинкой,
С озерком, с березой тонкой
И со всей родной сторонкой!

Жаворонок - перелетная птица. В наши края она прилетает ранней весной. Еще не зазеленели поля, не проснулись насекомые, а жаворонки в синем небе уже трепещут крылышками и радостно поют. Их песенка похожа то на трель, то на звон колокольчиков.
С 1 по 10 апреля прилетают к нам жаворонки.

ЖаворонокЖаворонок

Задание жаворонка: (работа в группах)
Карточки трех цветов, на которых записаны задания.
Учитель: Ребята, работаем в группах.

Задание на карточках.
Жаворонок приготовил вам задание на карточках с изображением птиц - ваших команд. Работаем самостоятельно! (на листочках отпечатаны примеры типа 14-1, 16+1, средняя степень сложности – 10+5, 15-10 для более сильных детей – посложнее: 16+3+1 и т. п.)
Проверка на экранею

Рефлексия

Сигналим о выполнении задания лучиками.
- Если на данном этапе задания вас заинтересовали и вам все было понятно, возьмите в руки оранжевый лучик
- Если что-то осталось непонятным – лучик желтого цвета
- Если совсем все было непонятно - лучик красного цвета. (У солнышка появляются кудряшки)

Физминутка

Работа по учебнику

Загадка:
Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый … (лебедь)

Белый лебедьБелый лебедь

Ученик: Вот, полюбуйтесь на красавицу-птицу, вы узнаете ее? Правильно, это лебедь.
Никита: Лебедь - прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины, красного цвета. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.

Работа в тетради
Задание № 3 стр. 61. (по группам – жаворонки – 1 столбик, скворцы – 2 столбик, грачи – 3 столбик)

Загадка:
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

ЖуравлиЖуравли

Ученик: Журавль - крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный. Прямой, узкий, ноги очень длинные, с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших болотах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями, мелкой рыбой, семенами, почками, корешками. Голос- громкий крик-курлыканье. Перелет совершает без перерыва днем и ночью.

- Ребята, сколько птиц, вернувшихся из дальних стран, залетели к нам в гости? (грач - 1, скворец - 2, скворец - 3, лебедь – 4, журавль - 5)

Интерактивная игра: перелетные и зимующие птицы

Учитель: Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперенье оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Они приносят огромную пользу природе. Без птиц природа мертва. Мы должны беречь птиц.

- Сигналим о выполнении задания лучиками.

- Если на данном этапе задания вас заинтересовали и вам все было понятно, возьмите в руки оранжевый лучик.
- Если что-то осталось непонятным – лучик желтого цвета
- Если совсем все было непонятно - лучик красного цвета. (У солнышка появляется улыбка)

Рефлексия

- Чем занимались на уроке? (Повторили счет в пределах 20; решали примеры, задачи, правильно их оформляли)
- Что нового узнали?
- Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края)

- Когда они вновь возвращаются? (Весной)
- Как называют этих птиц? (Перелетные)
- Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой)
- Как мы должны помогать птицам зимой?

Итак, ребята, мы улыбаемся вместе с нашим солнышком. Вы достойно преодолели все трудности на сегодняшнем уроке. А теперь пришло время нашему солнышку засиять во всей красе. Давайте наши лучики. С которыми вы работали на протяжении всего урока, прикрепим к нашему солнышку, чтобы оно засияло еще ярче.

Помните: оранжевый лучик – мне было интересно на уроке и со всеми заданиями я справился;
Желтый - что-то осталось непонятным;
Красный – над многими заданиями надо еще поработать.

Молодцы! Птицы очень довольны. Улетая. Они оставили вам конфеты "Ласточка". (Угощаю детей и гостей)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!