Работа сопровождается красочными примерами и фото.
Урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации обучения в 1 классе. Предложенные задания позволяют работать над развитием универсальных учебных действий первоклассников, обеспечивают формирование как предметных, так и метапредметных компетентностей каждого ученика. Использование системно-деятельностного подхода помогает учащимся успешно решать практические задачи.
Цель урока:
Ввести понятие: «переместительное свойство сложения».
Закрепить знания о числах в пределах 10 и математических действиях с ними.
Повторить основные математические понятия: названия компонентов и результатов математических действий, соседей чисел.
Учить формулировать тему, цели урока, подводить итог урока.
Развивать логическое мышление и речь учащихся, внимание, память в процессе анализа выполняемых и планируемых действий. Воспитывать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету.
Тип урока – комбинированный.
Методы обучения на уроке: словесные, наглядные, практические.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная и групповая.
Оборудование:
Тетради, учебники И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, А.С. Итина «Математика 1 класс» (часть 2), веер с цифрами, картинки белка, лиса, орехи, шишки, цифры, набор геометрических фигур, карточки – помощники.
Ход урока |
Краткий комментарий |
1. Организационный момент. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! - Скажите, ребята, почему вы любите урок математики? - Продолжите фразу: «Урок математики – это…» - Верно. Урок математики – это царство смекалки, чудес, веселья, творчества, воображения, исследования. К.Ф. Гаусс сказал: «Математика – царица всех наук». И мы каждый день попадаем с вами в это царство, открываем для себя все новые и новые знания. Какие задания вы хотели бы выполнить сегодня на уроке? (Дети предлагают свои варианты.) План урока: - «открытие» новых знаний - рефлексия Молодцы, ребята, какой интересный урок вы помогли мне составить! Как бы все нам успеть. Итак, в путь! |
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности, а именно создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу», выделяется содержательная область «могу» |
2. Актуализация знаний. Устный счет: (Дети используют веер с цифрами) а) Найти число по его описанию - число, которое на 1 больше 3 0, 2, 4, … в) Каждый должен уже знать, где здесь натуральный ряд? 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9… 1, 2, 3, 5, 4, 6, 7, 8, 9… 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9… -Почему этот ряд №2? Что обозначают точки…? -Что в каждом ряду нужно изменить, чтобы получилась запись натурального ряда чисел? г) Выложите геометрические фигуры: - одинаковые по размеру, но разные по цвету и форме. - разные по размеру и цвету, но одинаковые по форме. |
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности |
3. Постановка учебной задачи Задача в стихах. И с лисою повстречалась. Давайте, ребята поможем белочке и лисе - Что известно в задаче? - Что требуется узнать? - Какое математическое выражение можно составить? - Проверим, что у нас получилось: 2+3=5 3+2=5 - Кто из них прав? Мы же решали одну задачу, почему решение записали по разному? (Один сначала считал орехи, а потом шишки, а другой наоборот) А почему значение суммы одинаковое? - Как удобнее вычислять? - Вспомните, как называются компоненты сложения? 3 + 4 = 7 первое слагаемое второе слагаемое значение суммы Что мы сделали? Какой мы сделаем вывод? Вывод: от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. - Зачем это свойство понадобилось в математике? - Как удобнее вычислять 3+2 или 2 + 3? Откройте учебник стр. 32 и прочитайте правило Какая тема нашего урока? Чему мы должны научиться? Тема урока: «Переместительное свойство сложения» |
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий, и озвучивают причину затруднения. Учитель организует исследование детьми возникшей проблемной ситуации. Формулируют тему урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднения Продолжим наше исследование. В науке каждое открытие надо подтверждать несколькими доказательствами. - У вас в конвертиках лежат геометрические фигуры, достаньте их. (4 зеленых треугольника и 6 синих) - Сколько всего фигур? (10) - По какому признаку их можно разложить на 2 группы? (по цвету, форма и размер одинаковые). - Сравним группы каждого ряда. Верхний ряд — 6 синих треугольников, 4 зелёных. 2 ряд — 4 зеленых, 6 синих. - Почему же у вас одинаковое количество фигур? Какое свойство сложения вы использовали? (переместительное свойство сложения) Давайте дальше подтверждать нашу гипотезу. На доске: 2+3+5=10 Поменяем местами слагаемые. 3+2+5=10 5+2+3=10 2+5+3=10 - Какой сделаете вывод? - Мы ещё раз доказали действие переместительного свойства сложения. Работа в группах. У вас на столе лежат пословицы. Слова разрезаны. Давайте попробуем их составить. Без друга в жизни туго. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Друг познается в беде. - Можно назвать это предложением? - Давайте попробуем переставить слова. Получилось? Можно ли использовать это свойство на уроке русского языка? Вывод? - Как вы думаете, а если пример на вычитание, можно это свойство использовать? 7-3=4 3-7=4 ??? Какой мы сделаем вывод? |
«Открытие» детьми нового знания. Устанавливается, что учебная задача разрешена. |
5. Физминутка Раз - подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. |
|
6. Первичное закрепление 1. Проверим это удивительное свойство на других примерах. Работа в парах. У каждой пары есть лист, на котором вам надо составить примеры на сложение с определённым ответом. Написать всевозможные варианты. - Проверим, что же у нас получилось (от пары 1 представитель) - Какой вывод подтвердился? (числа переставляли, а ответ прежний) |
В форме коммуникативного взаимодействия решают похожие задания. |
7. Самостоятельная работа «Составь пару». На карточках даны выражения, 2+4 5+2 6+1 3+5 7+2 необходимо записать выражение, поменяв слагаемые местами. С обратной стороны карточки – ответы. Самопроверка выполненного задания 2+4 5+2 6+1 3+5 4+2 2+5 1+6 5+3 Дополнительное задание: Выпиши из таблицы сложения несколько других пар равенств, иллюстрирующих переместительное свойство сложения. |
Используется индивидуальная форма работы. Учащиеся самостоятельно осуществляют самопроверку. Создается ситуация успеха. |
8. Рефлексия деятельности - Какие математические понятия использовали на уроке? - Какое свойство сложения мы для себя открыли? - Как называются компоненты сложения? 3 + 4 = 7 первое слагаемое второе слагаемое сумма - Как можно прочитать это равенство? - к трём прибавить четыре получится семь; - первое слагаемое - три, второе слагаемое - четыре, сумма равна семи; - сумма трёх и четырёх равна семи; - три увеличить на четыре получится семь - Как связанны между собой компоненты сложения? - если из значения суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое; - если из значения суммы вычесть второе слагаемое, то получится первое слагаемое. - Какие свойства сложения нам знакомы? (переместительное свойство сложения) "От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется" Какие открытия вы сегодня сделали? У каждого на столе лежит оценочный лист. Дайте оценку своей работы. Сегодня возьмем критерии для оценки: Интересно - неинтересно, Легко – трудно. Прикрепите свои листочки на доску. Молодцы, ребята! |
На данном этапе организуется самооценка деятельности Дети определяют, что они знали и что нового узнали на уроке. |