Цели:
Оборудование: презентация, домик по составу чисел, рисунок снеговика, схемы задач.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Урок математики. Сегодня мы продолжаем вычитание из 8 и 9 и познакомимся с вычитанием из 10, на основе знания состава числа. Закрепим умение решать задачи. А, самое интересное! – поиграем в зимние забавы детей.
2. Повторение состава числа, введение в новую тему.
1) -К нам на урок пришел гость. Но вот беда! Он обращается к нам за помощью: «Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей – с меня скатилась голова». Поможем, дети, гостю. Какие есть части? (туловище, голова).
- Давайте лепить! Соединим голову с туловищем. Кого мы получим? (из частей мы получим снеговика) Какое буквенное равенство можно записать? (Г + Т = С)
- Переставим слагаемые местами. Какое равенство получится? (Т + Г = С)
- Изменилось ли значение суммы? (нет, т. к. от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется)
- Как называются числа при сложении?
- При сложении, что является частями? (части- слагаемые)
- Покажем это --.
- Что является целым? (Ц – значение суммы). Покажем это кружком.
Г + Т = С
Т + Г = С ч + ч = ц
- Проследим, как сложение связано с вычитанием. Закроем ладонью 1 слагаемое.
- Какое выражение на вычитание можно записать?
С – Т = Г
- Закроем 2 слагаемое. Какую запись получим?
С – Г = Т
- Как называются числа при вычитании? Что является при вычитании целым? (уменьшаемое – целое)
- Что части? (вычитаемое и значение разности -- )
- Что вы заметили? (если из целого вычесть известную часть, то получим др. часть) ц – ч = ч
Наши выводы мы будем использовать в сегодняшних вычислениях.
2) – Снеговик доволен, что его слепили заново и предлагает поиграть с ним в снежки. Они рассыпаны перед вами. Нужно выбрать из множества 1 ученику с суммой 8, 2 ученику с суммой 9. Выполнив, это задание вы работаете по перфокартам.
Состав 8 Состав 9 («снежки» рассыпаны по магнитной доске)
Доп. вопрос: Почему не взяли оставшиеся снежки? (значение суммы = 7, разности) – это была «ловушка».
3) Фронтальная работа:
- А, мы поупражняемся устно решать задачи со снежков, которые приготовил нам гость. Я зачитываю задачу, вы записываете в тетрадь только ответ.
- Дети! Наш гость добряк – приготовил схемы к задачам. Этой помощью вы воспользуетесь в том случае, если вам сложно запомнить данные задачи. 1 человек работает у доски,
закрывшись.
1) Кататься на коньках учились 6 взрослых девочек и 3 маленькие девочки. Сколько всего девочек каталось на коньках?
- Ищем целое. Как его найти? Ц = Ч + Ч
2) Стреляющий лыжник – биатлонист сделал 10 выстрелов по мишени. Из них он попал в цель 5 раз. Сколько выстрелов он сделал промахнувшись?
- Ищем часть. Как это сделать? Ц – Ч = Ч
3) Альпинисты 4 дня поднимались на гору и еще 2 дня спускались с нее. Сколько дней альпинисты потратили на подъем и спуск с горы?
- Ищем целое. Ц = Ч + Ч
4) На лыжах дети пробежали 9 кругов, а прошли шагом 2 круга. На сколько кругов больше они пробежали, чем прошли шагом?
- Ищем разность. Б – М = Р
5) У первой команды было 4 санок и столько же санок у второй команды. Сколько всего санок у обеих команд?
- Ищем целое. Ц = Ч + Ч
Проверка того, кто работал у доски.
- Проверяем ответы, решенных задач. Если вы согласны – хлопните в ладоши.
- Молодцы! Со снежками задачами мы справились.
Вспомним состав 10. Перед вами домик с «жильцами» - заселите его. Ответы задач допишите – дополните 10.
10 |
|
9 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
- Проверяем состав 8 и 9 (у магнитной доски)
Смогли ли они выбрать нужные суммы?
Дети 1 в. - проверяют состав 8
Дети 2 в. – состав 9.
3. Изучение нового материала.
1) -Молодцы! Мы умеем вычитать из 8 и 9, а как же вычитать из 10? Что мы должны вспомнить? (состав 10)
10 |
|
9 |
1 |
5 |
5 |
6 |
4 |
7 |
3 |
8 |
2 |
- Проверим, верно, ли в домике по составу 10 заселили жильцов?
Я убираю некоторых жильцов (1, 5, 4. 3, 2)
10 |
|
9 |
|
|
5 |
6 |
|
7 |
|
8 |
|
- Снеговик и на этот раз принес вам помощь. Он в кармашки полотна расставил кубики льда, кому удобнее можете воспользоваться ими при вычислениях.
- Подставляем схему 10 – 0 = и получаем выражение, решаем его.
10 – 9 = 1 - Хорошо! Мы вновь составили состав числа 10.
10 – 8 = 2 Без него мы не смогли бы вычитать из 10.
10 – 7 = 3
10 – 6 = 4
10 - 5 = 5
2) А сейчас снеговику хочется проверить, какие вы самостоятельные и внимательные.
10 - 6 = 4 9 - 6 = 3 8 – 6 = 2
6 + 4 = 10 6 + 3 = 9 6 + 2 = 8
- Найдите значение выражения – запишите в тетрадь.
- Прочитайте и объясните решение.
- Внимательно просмотрите выражения, что интересного вы заметили.
(в выражениях каждого столбика одинаковые части и целое)
- Какое целое? Какие части?
- На какие группы еще можно разделить эти выражения? (1 строка – разности, 2 – строка – суммы, во 2 строке идут примеры – помощники)
- Просмотрим по строчкам. (1 строка: вычитаемое = 6, одинаковое; уменьшаемое на 1 уменьшается 10, 9, 8. 2 строка: 1 слагаемое = 6, одинаковое, 2 слагаемое – на 1 уменьшается 4, 3, 2)
Итог: Снеговик доволен вашим вниманием, рад, что научил вас находить целое и части, устанавливать математические связи.
Минутка (отдыха).
Белый, вкусный снег идет,
Попадает прямо в рот.
Если очень захочу,
Снег весь разом проглочу!
И тогда что будет, братцы?
На санях не покататься!
И сугробов не видать!
И в снежки не поиграть!
И на лыжах не побегать!
Плохо будет всем без снега!
Вот поэтому, друзья,
Снег не съем, пожалуй, я!
- Почему нельзя есть снег?
4. Закрепление изученного материала.
1) – Дети! В мешке у гостя лежит еще одно задание. Поучимся решать задачи. Текст у вас на столе у каждого. Вновь есть помощь это памятка-план работы над задачей.
«На кофту бабушки пошло 5 мотков шерсти, а на шапку – на 3 мотка меньше. Сколько мотков шерсти пошло у бабушки на шапку?»
- Прочитайте задачу. Прочитайте задачу «про себя». Найдите условие и вопрос. Зачитайте условие, вопрос. Что вязала бабушка? (кофту и шапку)
- Сколько мотков пошло на кофту? Что мы знаем про расход шерсти на шапку? Перед вами 2 схемы. Какая из них подойдет к нашей задаче? Почему схема №2? Работаем со схемой.
- Что обозначает меньший отрезок? (сколько мотков пошло на шапку) Ш
- Что обозначает больший отрезок? (сколько мотков пошло на кофту – 5 м.) К
- Что обозначает его часть? (разность – на сколько мотков меньше пошло на шапку) Р
- Итак, как найти меньшее число? Сколько мотков шерсти пошло на шапку?
(М = Б – Р из большего числа – разность)
- Запишите решение в тетрадь. Придумайте к задаче еще вопрос, чтобы она решалась в 2 действия и нужно находить целое.
2) - А сейчас мы на реке, в руках у нас удочка. «Зимняя рыбалка»
- Приготовили веер – сигнальную лопатку. Если вы покажете неправильный ответ – рыбка сорвется с крючка.
- 9 минус 2.
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Найдите значение разности.
- На сколько 10 больше 4.
- Увеличьте 3 на 7.
- Какое число будет предыдущим числу 8.
- 10 уменьшить на 2.
- Уменьшаемое 10, вычитаемое 7, чему равно значение разности.
- Первое слагаемое 4, второе 5, чему равно значение суммы.
- Я задумала число, к нему прибавила 3, получила 9 Какое число задумала.
- Какое число вставить, чтобы получилось верное равенство 8 – 0 = 3.
5. Итог урока:
- Подведем итог урока. Чему учились на уроке?
За работу на уроке снеговик дарит каждому маленького снеговика.