Цель: Познакомить с решением задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Закрепить знание таблицы умножения и деления на 3, 4;
- Развивать навыки выполнения мыслительных операций, речь, творческие способности учащихся;
- Воспитывать доброжелательность, умение работать в группе, самостоятельность.
- Формировать потребность в ведении здорового образа жизни.
Оборудование: схемы, раздаточный материал, дидактический материал, ТСО, таблица Базарного.
Ход урока.
I. Организационный момент:
− Ребята, начнем урок математики, где вы сможете, проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать новое и интересное. Речь сегодня пойдет о… Впрочем, вы узнаете об этом сами.
II. Актуализация знаний.
− Перед вами листы с заданием №1 и №2. (Приложение 1,2)
− Возьмите лист №1 и рассмотрите задание.
7*3= 3*9= 3:1= 6:3=
24:3= 18:3= 15:5= 3*5=
Вопросы до решения.
− Что общего в выражениях? (Один из компонентов действий во всех выражениях – число 3).
− На какие группы их можно разбить? (По действию умножение и деление).
− Что интересного в расположении чисел первой таблицы? (Числа расположены в порядке возрастания, увеличиваются по очереди, то на 1, то на 2)
− Что интересного в расположении чисел второй таблицы? (Числа расположены в порядке убывания, последовательно уменьшаются на 6).
− Вычислите и запишите в таблице под ответами соответствующие буквы.
− Какое слово получилось? (Здоровье)
− Ребята, на уроке пойдет речь не только о математических понятиях, но и о здоровье. Здоровье – самое главное в жизни человека. Здоровый человек может хорошо учиться, а в будущем хорошо трудиться и приносить пользу обществу.
− Как можно оздоровиться в зимнее время? (Заниматься спортом, закаляться, делать зарядку).
− А ещё я думаю, вы все любите зимние забавы: и в снежки поиграть, и на санках, и на лыжах покататься. Я предлагаю начать лепить снеговиков (Картинки с зимними забавами появляются на стенде в ходе урока).
III. Постановка цели урока.
− Лепить снеговиков будем парами. У вас на столах лежат конверты, откройте их и все, что там лежит, достаньте.
− Положите перед собой 2 белых снеговика.
− Увеличьте их число на 3. Сколько стало снеговиков? (5)
− Теперь положите на стол 2 голубых снеговика. Утройте число снеговиков. Что значит утроить? (Это значит по 2 взять 3 раза).
− Сколько их стало? (6).
− Можем ли мы сказать, что их стало на 3 больше? (Нет).
− А как в этом случае надо сказать? (Их стало в 3 раза больше).
− Теперь выложите 6 белых снеговиков, а рядом в 2 раза меньше голубых.
− Все справились с заданием? (Возникает затруднение)
− Почему вы затрудняетесь? (Мы не знаем, как это делать).
− Поставьте цель урока. (Научиться решать такие задачи)
− Сегодня на уроке мы познакомимся с решением задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.
IV. «Открытие» детьми нового знания и первичное закрепление.
− Объясните, что значит увеличить в 3 раза? (Умножить на 3; взять 3 раза по столько же?)
− А увеличить на 3 единицы, какое будет действие? (Сложение)
− Положите 3 белых снеговика, а голубых в 2 раза больше. Сколько голубых снеговиков получилось? (6).
− Что можно сказать о числе белых снеговиков? (Белых снеговиков в 2 раза меньше, чем голубых).
− Какое действие надо выполнить, чтобы уменьшить число в 2 раза? (Деление на 2).
− Сравните уменьшение в 2 раза и уменьшение на 2 единицы. (При уменьшении в 2 раза число делим на 2. При уменьшении на 2 единицы из числа вычитаем 2)
Вывод (делают дети): Если число увеличиваем в n раз, выполняем · (умножение), если число увеличиваем на n единиц, то + (сложение), если число уменьшаем в n раз – деление, а уменьшаем число на n единиц – вычитание. (Приложение 3)
V. Первичное закрепление
− Ребята вы любите играть в снежки? (Да!) (На стенд крепится картинка)
− Давайте поиграем.
− Откройте в учебнике с.15 №3. (Решая данные примеры мы поиграем в снежки. Кто первым сосчитает пример, получит снежок и передаст его другому ученику).
− Молодцы!
− Отгадайте загадку!
Все лет лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры-
Помчались с горы. (Санки)
− Верно! Предлагаю покататься с горки на санях. (На стенд крепится картинка). Для выполнения следующего задания разделимся на две команды по 4 человека. Ваша задача провести линию от математического выражения к высказыванию, т.е. скатиться с горки. (Приложение 4) (Остальные дети болеют и поддерживают играющих хлопками, при ошибке хлопаем громче).
− Давайте проверим. Никто с санок не упал?
− Все ли верно провели линию?
− Умницы! Спасибо. Вижу, что все хорошо умеете кататься с горки.
VI. Физминутка.
− Для того, чтобы быть бодрыми и здоровыми надо активно двигаться.
− Приготовьтесь. Поедем сейчас кататься на лыжах.
− Встали все. (Звучит музыка).
− Поехали! (Дети эмитируют катание на лыжах).
− Веселее, дружнее!
− А теперь в горку!
− Катимся с горки!
− Как хорошо! Ух, захватывает дух!
− Остановились. Успокоились. Тихо сели.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
− Мы с вами сегодня лепили снеговика, играли в снежки ,катались на санках, ходили на лыжах. Для чего? (Укрепляли здоровье!)
− Хорошо, но какую цель мы с вами обозначили в начале урока? (Учиться решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз).
− Так какое нужно выполнить действие, чтобы увеличить число в несколько раз? (Умножение)
− А уменьшить число в несколько раз? (Деление)
− Возьмите лист № 1, переверните его. (Проводится экспресс-опрос)
− Я буду читать задачи, вы устно решаете, на листок записываете только ответ. (Задачи читаются по 2 раза, интонацией выделяются предлоги).
− Проверяем по эталону. Но вы в начале его найдите! Он где-то рядом! (Ответы на липких листочках, листочки наклеиваются под стол, стул детям).
− А теперь поднимите руки те, у кого ответы такие же, как в образце!
− Молодцы! Я вижу, что вы поняли материал урока, значит, цели своей мы достигли.
VIII. Повторение.
− Ребята, давайте вспомним правила работы в группах. (Быть добрым. Доброжелательным. Говорить шепотом. Слушать и проверять партнеров).
− Сейчас вы будете биатлонистами, т.е. пробежав некоторое расстояние на лыжах, вы должны будете сделать выстрел, попасть в цель.
− Встали все, проверим ваш глазомер! (Упражнения для глаз по таблице Базарного).
− Тихо сели.
− Возьмите лист №2 положите его перед собой.
− Вы видите три задания. Они все разные по сложности, вы должны выбрать только одно задание, которое вам интересно, с которым вы справитесь.
− На выполнение задания отводится 2 минуты!
− Стоп!
− Кто выполнял первое задание? Выходите к доске со своими листочками.
− У вас будет консультантом (Ф.И. ученика) Он все проверит.
− Кто выполнял второе задание?
− Выходите! Консультантом у вас будет (Ф.И. ученика)
− Кто выполнял третье задание?
− Выходите!
− У вас будет консультантом (Ф.И. ученика)
(Группы сформированы, сверяются ответы, исправляются ошибки). Подведение итогов работы в группах.
1 группа
− Сколько у вас правильных работ?
− Молодцы!
2 группа
− А у вас?
− Умницы!
3 группа
− Как обстоят ваши дела?
− Молодцы!
− Довольны ли вы своим результатом?
− Я очень довольна вашими успехами!
IX. Итог урока.
Подхожу к стенду с зимними забавами.
− Какую замечательную картину мы с вами собрали!
− Давно доказано на деле
Здоровый дух, в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя,
Зарядка всем нужна, друзья!
− Я дарю Здоровянку каждому, пусть она бережет ваше здоровье. (Приложение 5)
− Дома, ребята, вместе с родителями проиграйте эту Здоровянку.
− Я желаю здоровья вам и вашим семьям.
− Спасибо за урок.