Задачи: способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье, методам поощрения и наказания ребёнка; формировать культуру наказания и поощрения детей в семье; показать нереализованные возможности поощрения детей в семье.
Форма проведения собрания: обмен мнением.
Вопросы для обсуждения: методы и приёмы воспитания; методы поощрения и наказания.
Подготовительная работа: проведение классного часа «О наказании и поощрении» (см. комментарии после собрания); анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); написание сочинения-размышления «День, который мне хотелось бы забыть…»)
Ход собрания
I. Вступительное слово.
Уважаемые, папы и мамы!
Наши дети повзрослели. Пройдёт совсем немного времени, они станут учениками четвёртого класса. Их физическое взросление сопровождается социальным взрослением. Расширяется круг друзей, появляются товарищи не только в школе, но и во дворе, в других классах, в этот круг входят ребята не только одного возраста, но и те, кто постарше.
Наши ученики уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Это бывает объективно и не очень. Они ссорятся и мирятся, обижают и обижаются, дерутся и разнимают дерущихся., страдают и плачут, злятся и накапливают боль, обиду, агрессию. Почему у одних из ребят класса взросление происходит легче и менее болезненно, а у других сопровождается острыми переживаниями, конфликтами, страданиями – об этом наш сегодняшний разговор.
Не для кого ни секрет, что чем больше мы общаемся с ребёнком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазны плохого поступка. В этом ребёнку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди.
II. Анализ статистики и анкетирования.
III. Просмотр видеозаписи классного часа.
IV. Инсценировка стихотворения О. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке».
Как-то осенью по лесу прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.
Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,
Кто пошёл, а кто летел на тревожный этот зов.
− Ты не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?
Может, твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?
− Ой, не говори, Енот, он и дома достаёт.
− Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?
− Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть!
− Ну, а ты скажи, медведь, твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье испытал «прекрасным пеньем»?
− Не могу сказать, соседка, я ведь Мишу вижу редко.
Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:
− Отвечайте-ка лесные родители!
Бьёте ли деток своих, мучители?
Зашумела тут толпа. Что за глупости, Сова?
− Я Лисёнка лишь вчера долго за уши драла.
− Про Медведя говорят: он на ухо туговат.
Пожалею я сыночка, приласкаю лишь пруточком.
Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковкой,
Громогласно заявил: «Я – противник порки!
Я косых своих детей лапою не трогаю.
По дороге каждый день им внушаю строго:
«Не ходите на «ушах», не грызите в школе двери
И хвосты своих друзей вы не суйте в щели».
Протрещала тут сорока: «Меня вы не судите строго.
Моим детям каждый день все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу, я ремень беру в подмогу».
Зашумела тут толпа, кто был прав, кто виноват.
Вдруг Сова на всех взглянула и крылом своим махнула:
«Всех хочу предупредить, о ремне в семье – забыть.
Ваши дети без ремня не могут уж прожить и дня.
И от нас, учителей, ждут таких же вот вещей».
«Как не бить?» – кричит Енот. «Это верно», - шепчет Крот.
«Я не справлюсь без битья!» − закричала Белка злясь.
И родительские страсти накалились докрасна.
Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.
«Бить или не бить – вот в чём проблема.
Она, к сожаленью, и сейчас современна.
И разрешить её возможно лишь тогда,
Когда любовь и лад в семье всегда.
V. Работа в группах. Анализ суждений.
Родители получают список суждений по теме собрания. Они считают список, затем выбирают то суждение, по которому они хотели бы высказаться. Затем определяют себе партнёра для доказательства единодушия или отрицательного отношения к суждению и высказывают свою точку зрения. Родители работают в парах.
Суждение 1. Бытует мнение, что «клин клином вышибают». Если ребёнок не выполняет требований родителей, он должен быть наказан обязательно.
Суждение 2. Если ребёнка всё время хвалить за одни и те же поступки и достижения – похвала обесценивается. Хвалить нужно редко, но метко.
Суждение 3. Есть такие дети, которых хвали или не хвали, ничего хорошего из этого не бывает. Они понимают только наказание.
Суждение 4. Физическое наказание позволяет за короткий срок научить ребёнка понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
Суждение 5. Я не верю, что физическое наказание может привести к необратимым изменениям в психике ребёнка.
Суждение 6. Наказание должно быть справедливым, тогда совсем не важно, физическое оно или моральное.
VI. Анализ сочинений-размышлений.
VII. Вручение и обсуждение памятки для родителей.
VIII. Подведение итогов.
Комментарии по проведению классного часа.
В ходе классного часа ребята учатся размышлять о том, что может стать причиной наказания для маленького человека. В разговоре классный руководитель должен обратить особое внимание на права и обязанности взрослого и ребёнка, обсудить, что кроется за словом «непослушание». На классном часе ребята обсуждают свои сочинения на тему «День, который мне хотелось бы забыть». В ходе собрания дети показывают инсценировку «Родительское собрание на лесной полянке», Учитель делает видеозапись инсценировки и показывает её родителям на родительском собрании.
Приложение
Анкета для родителей
1. Считаете ли вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной?
А. Да.
Б. Нет.
В. Не думал (а) над этой проблемой.
2. Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?
А. Как к необходимому и значимому атрибуту семейного воспитания.
Б. Как к родительской обязанности.
В. Не задумывался (ась) над этим.
3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?
А.Как к обязательному атрибуту семейного воспитания.
Б. Как к одному из важных элементов семейной культуры.
В. Как к необходимому атрибуту семейного воспитания.
4. Наказывали ли вас в вашей семье?
А. Да, регулярно.
Б. Иногда, если этого заслуживал (заслуживала).
В. Почти никогда.
5. Как вы поощряете своего ребёнка?
А. Материально.
Б. Морально.
В. Сочетаю различные формы поощрения.
6. Какие формы поощрения из приведённых ниже вы считаете наиболее значительными?
А. Покупка вещей.
Б. Покупка игрушек.
В. Покупка вещей и предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка.
Г. Словесные формы поощрения.
Д. Телесные формы поощрения ребёнка (объятие, поцелуй и т. д.)
7. Какие формы наказания ребёнка вы считаете наиболее приемлемыми?
А. Физическое наказание.
Б. Исключение общения с ребёнком.
В. Лишение ребёнка чего-то.
8. Как вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания по отношению к ребёнку?
А. Потерей контакта с ребёнком.
Б. Уходом из дома.
В. Агрессией и жестокостью по отношению к родным и чужим людям.
Г. Изменением нравственной сферы личности ребёнка.
Анкета для учеников
Памятка для родителей
Уважаемые мамы и папы! Внимательно прочтите эту памятку и задумайтесь о том, насколько правильно вы поступаете, воспитывая своего ребёнка и определяя меру поощрения и наказания детей в семье.