Задачи: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.
Форма проведения: обмен мнениями.
Вопросы для обсуждения: виды наказаний и поощрений в семейном воспитании; значение наказания и поощрения детей в семье.
Подготовительная работа: анкетирование родителей; подготовка ситуаций для анализа; написания сочинения «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей».
Ход собрания
I. Уважаемые папы и мамы!
Тема нашего собрания «Поощрение и наказание детей в семье».
Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.
Мне, как классному руководителю, хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребёнка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребёнка, хотя родители им охотно пользуются. Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор. А пока говорят дети …
II. Презентация плаката
- Меня хвалят, если ____________.
- Мне дарят подарки, если _______________.
- Мне дарят деньги, если _________________.
- Мне разрешают __________ , если _________.
III. Анализ сочинений
Выдержка из сочинений.
- «Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнём, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».
- «Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я – волшебник».
- «Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».
IV. Анализ педагогических ситуаций.
Ситуация 1.
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и – на улицу. Вечером придёт – начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка».
Ситуация 2.
Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё только в 3 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».
Ситуация 3.
В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок-ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: « Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
Ситуация 4.
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче.
В родительский дневник
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред.
Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком на равных, общайтесь с ним, будьте тактичны, убеждая его.
V. Подведение итогов.