Цель уроков внеклассного чтения - научить детей охотно и осмысленно выбирать и читать доступные им книги, чтобы становиться хорошими, полезными людьми.
В школе большое внимание уделяется творчеству детских писателей и поэтов А. Барто, С. Маршак и других и мало внимания уделяется знакомству с произведениями наших северных писателей.
В рамках регионального компонента мы знакомимся с рассказами Ф. Абрамова, С. Писахова, Б. Шергина, А. Гайдара, И. Карнауховой. Произведения знакомят детей с природой, с людьми северного края, пополняют словарный запас обучающихся, воспитывают любовь к Северу.
Урок рассчитан на обучающихся 4 класса.
Цель: раскрытие нравственного смысла рассказов Бориса Викторовича Шергина.
Задачи:
Оборудование: портрет Б.В. Шергина, компьютер, презентация, карточки с пословицами, карточки с трудными словами, выставка книг, книга "Одно дело делаешь, другого не порть".
Учитель:
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И урок мы наш начнем.
Учитель: Урок внеклассного чтения. Тему мы узнаем, когда отгадаем задание.
- На листочке зашифрованы слова. Узнайте, что это за слова.
1 – Б
2 – О
3 – Г
4 - Р
5 - Е
6 – С
7 – И
8 - Н
9 – Ш
Вывешивается портрет Бориса Шергина
Учитель: Прочитайте предложения с доски.
- Что записано? (пословицы)
- Что такое пословицы? (ответы учащихся)
Пословица – это какое–то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость
- Ребята, что может быть общего между Борисом Викторовичем Шергиным и пословицами?
- Вот сегодня на уроке мы должны это выяснить.
- Поставим перед собой задачи (слова на доске):
Просмотр презентации
Б. Шергин родился в 1893 году в городе Архангельске. (портрет писателя, фотографии г. Архангельска)
- Отец Бориса, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому художеству. Мать - коренная архангелогородка, познакомила его с народной поэзией Русского Севера.
- Еще в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.
- У Бориса Викторовича Шергина есть книга "Одно дело делаешь, другого не порть". Эта книга названа русской пословицей.
- В книге рассказы, пересыпанные пословицами и поговорками. "Пословицы в рассказе" так определил их автор Б.В. Шергин.
- Смысл пословицы раскрывается в каждом рассказе.
- Борис Шергин - писатель удивительный, знаток старинных былин, сказок, песен. В этой книге рассказы о том, как старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь.
Работа с пословицами
Шей да пори, не будет пустой поры.
- Прочитайте пословицу (на доске). Объясните смысл пословицы.
- Послушайте, как об этом рассказывает Б. Шергин. (пересказ рассказа обучающимся)
Длинная нитка – ленивая швея.
- Прочитайте пословицу (на доске). Как понимаете смысл пословицы?
Сценка. (слова автора, солдат, баба – молодка)
Вот окошко распахнулось
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка наверх,
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Одно дело делаешь, другого не порть
- Объясните ее смысл.
Чтение рассказа учителем. (обучающиеся следят по тексту)
Словарная работа
- Значение каких слов не понятно? (карточки)
Чтение рассказа вслух хорошо читающимися обучающимися.
Работа над содержанием
- Назовите героев рассказа.
- Что думали бабушка и Ваня о приходе кошки?
- А что думала мурка?
- Какая случилась однажды история?
- За что бабушка сделала выговор Муське?
- Как понимаете пословицу?
- Какая связь между Б.В. Шергиным и пословицами? (Автор смысл пословицы объясняет в рассказе)
Учитель: Перед вами листочки с пословицами:
- Выберите одну пословицу. Вместе с родителями составить небольшой рассказ, чтобы раскрыть смысл пословицы.
- Ребята, перед вами 3 кружка разного цвета: красный, зеленый, желтый.
- Поднимите красный кружок, если было очень трудно, желтый, если было трудно, но я справлялся с заданиями. Зеленый, если урок прошел удачно. Я доволен собой!
Оценивание за урок