Конспект урока внеклассного чтения 4 класс на тему "Б.В. Шергин "Одно дело делаешь, другого не порть"

Цель уроков внеклассного чтения - научить детей охотно и осмысленно выбирать и читать доступные им книги, чтобы становиться хорошими, полезными людьми.

В школе большое внимание уделяется творчеству детских писателей и поэтов А. Барто, С. Маршак и других и мало внимания уделяется знакомству с произведениями наших северных писателей.

В рамках регионального компонента мы знакомимся с рассказами Ф. Абрамова, С. Писахова, Б. Шергина, А. Гайдара, И. Карнауховой. Произведения знакомят детей с природой, с людьми северного края, пополняют словарный запас обучающихся, воспитывают любовь к Северу.

Урок рассчитан на обучающихся 4 класса.

Цель: раскрытие нравственного смысла рассказов Бориса Викторовича Шергина.

Задачи:

  • познакомить с биографией Бориса Шергина, с его произведением "Одно дело делаешь, другого не порть";
  • формировать умение работать с текстом;
  • обогатить словарный запас обучающихся.
  • воспитывать любовь к родному краю, людям.

Оборудование: портрет Б.В. Шергина, компьютер, презентация, карточки с пословицами, карточки с трудными словами, выставка книг, книга "Одно дело делаешь, другого не порть".

Ход урока

Мобилизующий этап

Учитель:
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И урок мы наш начнем.

Актуализация знаний

Учитель: Урок внеклассного чтения. Тему мы узнаем, когда отгадаем задание.
- На листочке зашифрованы слова. Узнайте, что это за слова.

Зашифрованная фразаЗашифрованная фраза

1 – Б
2 – О
3 – Г
4 - Р
5 - Е

6 – С
7 – И
8 - Н
9 – Ш
Вывешивается портрет Бориса Шергина
Учитель: Прочитайте предложения с доски.

  • Длинная нитка – ленивая швея.
  • Одно дело делаешь, другого не порть.
  • Шей да пори, не будет пустой поры.
  • Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

- Что записано? (пословицы)
- Что такое пословицы? (ответы учащихся)

Пословица – это какое–то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость

- Ребята, что может быть общего между Борисом Викторовичем Шергиным и пословицами?
- Вот сегодня на уроке мы должны это выяснить.
- Поставим перед собой задачи (слова на доске):

  • Узнать …
  • Совершенствовать …
  • Развивать …
  • Воспитывать …

Построения проекта выхода из затруднения

Просмотр презентации

Б. Шергин родился в 1893 году в городе Архангельске. (портрет писателя, фотографии г. Архангельска)

Борис Викторович Шергин (1893-1973) - русский и советский писательБорис Викторович Шергин (1893-1973) - русский и советский писатель

- Отец Бориса, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому художеству. Мать - коренная архангелогородка, познакомила его с народной поэзией Русского Севера.

- Еще в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.
- У Бориса Викторовича Шергина есть книга "Одно дело делаешь, другого не порть". Эта книга названа русской пословицей.

- В книге рассказы, пересыпанные пословицами и поговорками. "Пословицы в рассказе" так определил их автор Б.В. Шергин.
- Смысл пословицы раскрывается в каждом рассказе.

- Борис Шергин - писатель удивительный, знаток старинных былин, сказок, песен. В этой книге рассказы о том, как старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь.

Реализации построения проекта

Работа с пословицами

Шей да пори, не будет пустой поры.

- Прочитайте пословицу (на доске). Объясните смысл пословицы.
- Послушайте, как об этом рассказывает Б. Шергин. (пересказ рассказа обучающимся)

Длинная нитка – ленивая швея.

- Прочитайте пословицу (на доске). Как понимаете смысл пословицы?
Сценка. (слова автора, солдат, баба – молодка)

Физкультминутка

Вот окошко распахнулось
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка наверх,
Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.

Одно дело делаешь, другого не порть

- Объясните ее смысл.

Чтение рассказа учителем. (обучающиеся следят по тексту)

Словарная работа
- Значение каких слов не понятно? (карточки)

  • Оказия – приключение, история.
  • Галоп - бег, при котором лошадь идет вскачь.
  • Испортить – сделать плохим, некрасивым.
  • Строгий выговор – устное наказание.

Чтение рассказа вслух хорошо читающимися обучающимися.

Работа над содержанием

- Назовите героев рассказа.
- Что думали бабушка и Ваня о приходе кошки?
- А что думала мурка?

- Какая случилась однажды история?
- За что бабушка сделала выговор Муське?

- Как понимаете пословицу?
- Какая связь между Б.В. Шергиным и пословицами? (Автор смысл пословицы объясняет в рассказе)

Этап включения в систему знаний

Учитель: Перед вами листочки с пословицами:

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.

- Выберите одну пословицу. Вместе с родителями составить небольшой рассказ, чтобы раскрыть смысл пословицы.

Рефлексия

- Ребята, перед вами 3 кружка разного цвета: красный, зеленый, желтый.
- Поднимите красный кружок, если было очень трудно, желтый, если было трудно, но я справлялся с заданиями. Зеленый, если урок прошел удачно. Я доволен собой!

Оценивание за урок

Размер:
31.44 Kb
Скачали:
9