УМК: "Школа России".
Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с главой из автобиографической трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность".
Задачи:
Оборудование: учебник, компьютер, смарт-доска, выставка книг, словарь.
Речевая разминка
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Проверьте правильно ли вы сидите.
- Давайте проведем разминку, чтобы мы хорошо читали и наша речь была четкой и грамотной.
- Язык во рту поворачиваем вертикально – ставим его "на ребро" левое-правое поочередно. Челюсть чуть опущена, рот можно не открывать. Повторяем 6 раз в каждую сторону.
- Ребята, с творчеством какого писателя мы закончили работать на прошлом уроке? (ответы учащихся)
- Какие произведения М.Ю. Лермонтова мы уже знаем?
- Дома вы должны были еще раз прочитать сказку "Ашик-кериб". Давайте проведем тест и проверим хорошо ли вы запомнили ее. Ответы записывайте в свою тетрадь.
1. Кем был бедный Ашик-Кериб, которому пророк дал "высокое сердце"?
2. Почему Ашик-Кериб не женился на своей возлюбленной и уехал от нее на семь лет?
3. Как Куршуд-бек хотел убедить мать и возлюбленную Ашик-Кериба в его смерти?
4. Как Ашик-Кериб нажил свое богатство?
5. Как Магуль-Мегери напомнила Ашик-Керибу о том, что истекает срок его отсутствия?
6. Сколько дней оставалось до свадьбы Магуль-Мегери и Куршуд-бека, когда Ашик-Кериб получил ее весточку?
7. Кто помог Ашик-Керибу в мгновение ока добраться до Тифлиса?
8. Как Ашик-Кериб собирался доказать, что он за такое короткое время преодолел огромное расстояние?
9. Кем оказалась ослепшая женщина, которой Ашик-Кериб должен был вернуть зрение?
10. На ком женился Куршуд-бек?
- Сейчас я вам прочту отрывок, а вы постарайтесь угадать о каком писателе пойдет речь.
Родился он в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна, где до сих пор находится его дом-музей. Стал четвертым ребенком в дворянской семье. Мама его (урожденная принцесса) скоро умерла, а через семь лет и отец. Эти ужасные события привели к тому, что детям пришлось переехать к тетке в Казань.
Сначала писатель учился дома у немецких и французских преподавателей, он также увлекался музыкой. Подрос и поступил в Императорский Университет. Старший брат убедил его послужить в армии. Писателя даже принял участие в настоящих боях. Они описаны им в "Севастопольских рассказах", в повестях "Отрочество" и "Юность".
Устав от войн, он уехал в Париж, где проиграл все деньги. Одумавшись, писатель вернулся в Россию, женился на Софье Бернс. С тех пор он стал жить в родном имении и заниматься литературным творчеством.
Первым его большим произведением стал роман "Война и мир". Сочинял его писатель около десяти лет. Роман хорошо приняли и читатели, и критики. Далее автор создал роман "Анна Каренина", который получил еще больший успех публики.
- Ребята, вы догадались о ком идет речь? (О Льве Николаевиче Толстом)
Прогнозирование темы и цели урока
- Молодцы, вы правильно узнали писателя. А теперь помогите мне расшифровать название произведения, с которым мы будем сегодня знакомится.
- Кто-то перемешал в нем все буквы.
ТОДСЕВТ (Детство)
- Все верно, прочитайте, пожалуйста, тему урока. (написана на доске)
- Ребята, попробуйте определить подумайте цель сегодняшнего урока, используя опорные слова.
- Все верно, цель сегодняшнего урока Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, познакомиться с главой из автобиографической трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность".
- Скажите, а как мы будем добиваться нашей цели? Что мы будем делать для этого?
- Молодцы, ребята! А кто-нибудь знает что такое трилогия?
- Ваня, найди, пожалуйста, определение в словаре.
- Верно, но сегодня мы познакомимся только с одной главой из трилогии ТОлстого "Детство", "Отрочество", "Юность".
- Ребята, давайте перед прочтением остановимся на понятиях.
- А ведь сразу писателем задумывался роман из 4 частей еще с главой "Молодость", но она не была написана.
- И сама трилогия необычная, а автобиографическая. А вы помните, что такое автобиография ?
Словарная работа
- Ребята, в тексте нам встретятся незнакомые слова, давайте познакомимся с ними.
Чтение учителем
- Ребята, читать произведение начну я, а вы внимательно следите.
- Понравилась ли вам повесть? Чем?
Чтение учащимися
- Давайте еще раз прочитаем повесть, только теперь читаете вы по цепочке. Последние два абзаца читаем жужжащим чтением. Читаем их не громко, в пол голоса, чтобы не мешать другим. Читайте внимательно и не забывайте на полях ставить такие пометки:
V - это я знаю
+ - это новое для меня
- - я думаю иначе
? - необходимо разъяснение
!! - это меня очень заинтересовало
- Молодцы, ребята, а сейчас мы проведем физкультминутку.
Глазки зажмурьте и веки сомкните,
5 секунд так посидите.
Хлопаем ресницами, бабочка взлетает
Нам так зимой ее не хватает.
Соседу по парте мы подмигнем
Левым, а потом и правым глазком.
Тикают часы, бегут минутки
Следим глазами за маятником
Какие тут еще шутки!
Стрелка обходи полный круг
И ты следи за ней, мой друг.
Держим голову прямо и смотрим в потолок,
А потом глазами поищем пол, дружок.
У нас отлично получается,
Жаль, что зарядка для глаз кончается.
- Ребята, перечитайте еще раз 1 абзац и скажите, о чем нам рассказывает в нем автор?
- Что делают с автором эти воспоминания о детстве?
- О каком воспоминании далее рассказывает нам автор? (О вечернем чае)
- С какими чувствами автор описывает свою маму? (С нежностью, любовью, восхищением, восторгом)
- А какие чувства испытали вы?
- Что чувствует впросонках Николенька? (Прикосновение самых нежных рук-рук мамы)
- Найдите в тексте слова, с которыми Николенька обращается к матери, как он ее называет? (Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю)
- Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? (Нежность, любовь)
- Почему Николенька начинает плакать? (Мама просит никогда не забывать ее)
- Обобщите прочитанное и скажите, какой была мама Николеньки? Любила ли она его?
- По каким ее действиям мы можем это увидеть? Найдите подтверждение в тексте.
- Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н. Толстой через чувства Николеньки?
- Понравилась ли вам глава?
- Что вам близко в этой главе? Прочитайте те строчки, которые вам больше всего близки.
- Чему учит нас это произведение? (Автор учит нас относится к людям с уважением и любовью)
- Понравилась ли вам глава?
- Что вам близко в этой главе? Прочитайте те строчки, которые вам больше всего близки.
- Чему учит нас это произведение?
- А как вы относитесь к своей маме? (папе, бабушке и т.д.)
Домашнее задание
-Открываем дневники, записываем домашнее задание:
"3"- выразительное чтение отрывка
"4" - пересказ
"5" - пересказ + рисунок к отрывку
- Ребята, как выдумает, мы справились с задачами урока?
- Запишите, синквейн по теме "Детство".
- На доске 3 стикера, нажмите на тот, который соответствует вашей работе на уроке.