Конспект урока литературного чтения 4 класс "Л.Н. Толстой "Детство"

УМК: "Школа России".

Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с главой из автобиографической трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность".

Задачи:

  • познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием главы из повести;
  • развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи;
  • воспитывать теплое и бережное отношение к матери - самому дорогому человеку.

Оборудование: учебник, компьютер, смарт-доска, выставка книг, словарь.

Ход урока

Орг. момент

Речевая разминка

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

- Проверьте правильно ли вы сидите.
- Давайте проведем разминку, чтобы мы хорошо читали и наша речь была четкой и грамотной.

- Язык во рту поворачиваем вертикально – ставим его "на ребро" левое-правое поочередно. Челюсть чуть опущена, рот можно не открывать. Повторяем 6 раз в каждую сторону.

Систематизация изученного материала

- Ребята, с творчеством какого писателя мы закончили работать на прошлом уроке? (ответы учащихся)
- Какие произведения М.Ю. Лермонтова мы уже знаем?
- Дома вы должны были еще раз прочитать сказку "Ашик-кериб". Давайте проведем тест и проверим хорошо ли вы запомнили ее. Ответы записывайте в свою тетрадь.

1. Кем был бедный Ашик-Кериб, которому пророк дал "высокое сердце"?

  • Сказочником и астрономом.
  • Странствующим монахом.
  • Певцом и музыкантом.

2. Почему Ашик-Кериб не женился на своей возлюбленной и уехал от нее на семь лет?

  • Потому что решил проверить ее чувства.
  • Потому что хотел разбогатеть прежде, чем жениться.
  • Потому что хотел посмотреть мир.

3. Как Куршуд-бек хотел убедить мать и возлюбленную Ашик-Кериба в его смерти?

  • Он принес им его одежду и сказал, что тот утонул.
  • Он принес им его перстень и сказал, что Ашик-Кериба съели дикие звери.
  • Он принес им запачканную кровью рубаху и сказал, что его зарезали разбойники.

4. Как Ашик-Кериб нажил свое богатство?

  • Он долго и тяжело работал.
  • Он женился на знатной девушке.
  • Он стал придворным певцом.

5. Как Магуль-Мегери напомнила Ашик-Керибу о том, что истекает срок его отсутствия?

  • Послала ему свое кольцо.
  • Послала ему золотое блюдо, которому он был хозяином.
  • Написала ему письмо.

6. Сколько дней оставалось до свадьбы Магуль-Мегери и Куршуд-бека, когда Ашик-Кериб получил ее весточку?

  • 30 дней.
  • 9 дней.
  • 3 дня.

7. Кто помог Ашик-Керибу в мгновение ока добраться до Тифлиса?

  • Аллах.
  • Святой Георгий.
  • Пророк.

8. Как Ашик-Кериб собирался доказать, что он за такое короткое время преодолел огромное расстояние?

  • Сочинить песню о своем путешествии.
  • Вернуть зрение слепой женщине с помощью данной ему Святым Георгием земли зрение слепой женщине.
  • Призвать в свидетели Святого Георгия.

9. Кем оказалась ослепшая женщина, которой Ашик-Кериб должен был вернуть зрение?

  • Его сестрой.
  • Его матерью.
  • Городской прокаженной.

10. На ком женился Куршуд-бек?

  • На Магуль-Мегери.
  • На сестре Ашик-Кериба.
  • На своей двоюродной сестре.

Актуализация знаний и умений

- Сейчас я вам прочту отрывок, а вы постарайтесь угадать о каком писателе пойдет речь.

Родился он в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна, где до сих пор находится его дом-музей. Стал четвертым ребенком в дворянской семье. Мама его (урожденная принцесса) скоро умерла, а через семь лет и отец. Эти ужасные события привели к тому, что детям пришлось переехать к тетке в Казань.

Сначала писатель учился дома у немецких и французских преподавателей, он также увлекался музыкой. Подрос и поступил в Императорский Университет. Старший брат убедил его послужить в армии. Писателя даже принял участие в настоящих боях. Они описаны им в "Севастопольских рассказах", в повестях "Отрочество" и "Юность".

Устав от войн, он уехал в Париж, где проиграл все деньги. Одумавшись, писатель вернулся в Россию, женился на Софье Бернс. С тех пор он стал жить в родном имении и заниматься литературным творчеством.

Первым его большим произведением стал роман "Война и мир". Сочинял его писатель около десяти лет. Роман хорошо приняли и читатели, и критики. Далее автор создал роман "Анна Каренина", который получил еще больший успех публики.

- Ребята, вы догадались о ком идет речь? (О Льве Николаевиче Толстом)

Целеполагание

Прогнозирование темы и цели урока

- Молодцы, вы правильно узнали писателя. А теперь помогите мне расшифровать название произведения, с которым мы будем сегодня знакомится.
- Кто-то перемешал в нем все буквы.
ТОДСЕВТ (Детство)

- Все верно, прочитайте, пожалуйста, тему урока. (написана на доске)
- Ребята, попробуйте определить подумайте цель сегодняшнего урока, используя опорные слова.
- Все верно, цель сегодняшнего урока Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, познакомиться с главой из автобиографической трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность".

- Скажите, а как мы будем добиваться нашей цели? Что мы будем делать для этого?
- Молодцы, ребята! А кто-нибудь знает что такое трилогия?
- Ваня, найди, пожалуйста, определение в словаре.

- Верно, но сегодня мы познакомимся только с одной главой из трилогии ТОлстого "Детство", "Отрочество", "Юность".
- Ребята, давайте перед прочтением остановимся на понятиях.

  • Детство – это возраст от рождения до 10 лет.
  • Отрочество – это подростковый возраст от 11 до 14 лет.
  • Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

- А ведь сразу писателем задумывался роман из 4 частей еще с главой "Молодость", но она не была написана.

- И сама трилогия необычная, а автобиографическая. А вы помните, что такое автобиография ?

Словарная работа

- Ребята, в тексте нам встретятся незнакомые слова, давайте познакомимся с ними.

  • Лелеять - нежить, заботливо ухаживать за кем, чем-нибудь.
  • Наслаждение - высшая степень удовольствия.
  • Добродетели - положительное, нравственное качество, высокая нравственность.
  • Умиление - нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным.
  • Maman – мама
  • Мамаша – мама
  • Итти – идти
  • Подле меня – возле
  • Досыта – вдоволь, больше не хочется
  • Впросонках – сквозь сон
  • Ваточный халат - халат на подкладке из ваты.

Первичное усвоение

Чтение учителем

- Ребята, читать произведение начну я, а вы внимательно следите.
- Понравилась ли вам повесть? Чем?

Чтение учащимися

- Давайте еще раз прочитаем повесть, только теперь читаете вы по цепочке. Последние два абзаца читаем жужжащим чтением. Читаем их не громко, в пол голоса, чтобы не мешать другим. Читайте внимательно и не забывайте на полях ставить такие пометки:

V - это я знаю
+ - это новое для меня
- - я думаю иначе

? - необходимо разъяснение
!! - это меня очень заинтересовало

- Молодцы, ребята, а сейчас мы проведем физкультминутку.

Физкультминутка

Глазки зажмурьте и веки сомкните,
5 секунд так посидите.
Хлопаем ресницами, бабочка взлетает
Нам так зимой ее не хватает.

Соседу по парте мы подмигнем
Левым, а потом и правым глазком.
Тикают часы, бегут минутки
Следим глазами за маятником

Какие тут еще шутки!
Стрелка обходи полный круг
И ты следи за ней, мой друг.
Держим голову прямо и смотрим в потолок,

А потом глазами поищем пол, дружок.
У нас отлично получается,
Жаль, что зарядка для глаз кончается.

Закрепление нового материала

- Ребята, перечитайте еще раз 1 абзац и скажите, о чем нам рассказывает в нем автор?
- Что делают с автором эти воспоминания о детстве?
- О каком воспоминании далее рассказывает нам автор? (О вечернем чае)

- С какими чувствами автор описывает свою маму? (С нежностью, любовью, восхищением, восторгом)
- А какие чувства испытали вы?
- Что чувствует впросонках Николенька? (Прикосновение самых нежных рук-рук мамы)

- Найдите в тексте слова, с которыми Николенька обращается к матери, как он ее называет? (Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю)
- Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? (Нежность, любовь)
- Почему Николенька начинает плакать? (Мама просит никогда не забывать ее)

- Обобщите прочитанное и скажите, какой была мама Николеньки? Любила ли она его?
- По каким ее действиям мы можем это увидеть? Найдите подтверждение в тексте.
- Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н. Толстой через чувства Николеньки?

- Понравилась ли вам глава?
- Что вам близко в этой главе? Прочитайте те строчки, которые вам больше всего близки.
- Чему учит нас это произведение? (Автор учит нас относится к людям с уважением и любовью)

Обобщение

- Понравилась ли вам глава?
- Что вам близко в этой главе? Прочитайте те строчки, которые вам больше всего близки.

- Чему учит нас это произведение?
- А как вы относитесь к своей маме? (папе, бабушке и т.д.)

Домашнее задание

-Открываем дневники, записываем домашнее задание:

"3"- выразительное чтение отрывка
"4" - пересказ
"5" - пересказ + рисунок к отрывку

Итог урока. Рефлексия

- Ребята, как выдумает, мы справились с задачами урока?
- Запишите, синквейн по теме "Детство".
- На доске 3 стикера, нажмите на тот, который соответствует вашей работе на уроке.

Размер:
29.84 Kb
Скачали:
7