Конспект урока литературного чтения 4 класс "Е.С. Велтистов "Приключения Электроника"

Цель урока: познакомить учащихся 4 класс с биографией писателя Евгения Серафимовича Велтистова и его произведением "Приключения Электроника"

Задачи:

  • развивать способность учащихся воспринимать художественный текст фантастического жанра;
  • развивать умение определять тему, цель урока;
  • развивать навык выразительного чтения;
  • формировать умения адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Ход урока

- Дорогие ребята! Сегодня наш урок немного необычный – к нам пришли гости, и мы, как радушные хозяева, поприветствуем их вниманием и улыбкой.
- А теперь приступим к уроку, присаживайтесь.

- Начнем наш урок с речевой разминки.
- Перед вами комбинации гласных звуков. Наша задача произнести слитно гласные звуки, но с одним условием: обращаем внимание на ударение.
- Первую группу освоим вместе: я произношу, вы повторяете. Вторую группу освоите самостоятельно. Приступим:
[ы] [o] [y]
[и] [а] [э]
- Вообразите, кто бы мог так разговаривать, если бы это были существующие слова? (инопланетяне)
- Прослушайте стихотворение Генриха Сапгира

Люди очень долго думали…
И додумались, придумали,
Чтоб машины тоже думали,
Помогая людям, думали.

И машины эти думали,
Что на самом деле думали.
А на самом деле думали
Люди - те, что их придумали.

- Сейчас мы его будем читать хором, изменяя темп от медленного к быстрому, я помогу не сбиться хору хлопками.
- А теперь, наоборот, от быстрого к медленному.
- Как вы думаете, о чем или о ком это стихотворение? (о роботах и людях, которые их создали)

- Молодцы, а теперь вспомним, в какую страну мы отправились на прошлом уроке литературного чтения? (Страна Фантазия)
- Что же такое фантазия? (воображение, идеи и миры, отличные от реальности)
- Как мы назовем человека, который много фантазирует? (фантазер)

- Вспомните, как мы назовем жанр литературы, в котором сочетаются реальные события и вымышленные, нереальные? (Фантастика)
- А писатели, работающие в этом жанре? (фантасты)
- Теперь попробуем определить тему нашего урока на основе всего того, о чем мы говорили.

- Какие произведения будем изучать в этом разделе? (фантастические рассказы)
- О ком или о чем? (инопланетяне, роботы)
- Откроем учебник на стр. 108 и прочитаем учебную задачу.

- Решать мы ее будем с помощью произведения Е. С. Велтистова "Приключения Электроника".
- Знакомьтесь - Евгений Серафимович Велтистов. Фамилия этого автора переводится с древнерусского языка как "великан", а с древнегреческого - как "лучший".

Евгений Серафимович Велтистов (1934-1989) - советский писательЕвгений Серафимович Велтистов (1934-1989) - советский писатель

Евгений Серафимович Велтистов, известный писатель-фантаст. Если бы вы могли встретиться с ним, то удивились бы, насколько фамилия соответствовала человеку. Рост Евгения Серафимовича был больше двух метров, а в профессии он старался быть самым лучшим, самым интересным, самым, как сегодня принято говорить, продвинутым.

О детстве Велтистова мало известно. Родился он в Москве. Отец был военным инженером. В школу будущий писатель пошел во время Великой Отечественной войны. Книг и тетрадей не хватало. Когда мальчика спрашивали, кем он хочет стать, он отвечал, что мечтает работать продавцом детских книг, потому что тогда сможет много читать. Повзрослев, юноша решил стать журналистом и окончил Московский университет.

Велтистов брал интервью у многих ученых, занимающихся вопросами физики, космонавтики, робототехники. Их открытия вдохновили Евгения Серафимовича на создание художественных произведений. Он стал писателем-фантастом. Первую свою повесть "Приключения на дне моря" Велтистов принес в издательство "Детская литература", а следующую книгу - "Электроник - мальчик из чемодана" - сначала опубликовали в газете "Пионерская правда".

Потом были другие произведения, которые так полюбились юным читателям. Позднее по книгам Евгения Серафимовича сняли художественные фильмы, самый известный из которых - "Приключения Электроника".

Книги Велтистова, героями которых были роботы и инопланетяне, учили обыкновенных мальчишек и девчонок вполне земным вещам: дружить, помогать друг другу, стремиться стать лучше, добрее. Наверное, поэтому их читают и сегодня.

- На ваших столах лежат листочки, для выполнения задания. Внимание на экран.

Вопросы об авторе

- Постарайся ответить без подсказок. Так ты лучше запомнишь и поймешь материал.

  1. Кем хотел стать в детстве Е. С. Велтистов?
  2. Как переводится фамилия Велтистов?
  3. Как называется самый известный фильм по произведениям Е.С. Велтистова?

- Поменяемся листочками с соседом и проверим правильные ответы. Отложим листочки.
- Интересный рисунок представлен вашему вниманию. Так изобразили коллеги Евгения Серафимовича в шуточной стенгазете. Велтистов бегущий по трехэтажному издательству ростом в три этажа (и рост, и значимость, и энергия).

Физминутка "Ракета"

- Ну, вот мы и добрались до самого интересного! Приключения Электроника!
- У нас в учебнике представлен отрывок, а точнее начало приключений главных героев. Давайте знакомиться с ними.
- Читаем стр. 108-109 (до "И директор удалился")

- Много незнакомых слов встретили мы в этом отрывке
- Постарайтесь самостоятельно подобрать правильные определения к новым словам. (выключить мультимедиа)
- Открываем страницу 110. Читаем до "…и вставил вилку в розетку".

- Кем оказался Электроник? (роботом, похожим на мальчика)
- Что такое робот? (ответы учащихся)
- Как сейчас называют роботов, похожих на людей? (андройд)

- Перейдем на стр. 112 и познакомимся с еще одним героем этого произведения. Читаем 1 абзац.
- Как вы думаете, как связаны Электроник и Сережа? (близнецы)
- Познакомятся ли эти персонажи в дальнейшем?

- Верно, да. Об их приключениях вы узнаете, если прочитаете всю серию книг об Электронике.

Домашнее задание

- Прочитать отрывок, письменно ответить на вопросы в задании № 4 на стр. 113.
- А сейчас попрошу вас перевернуть листочки с заданием и найти в предложенном тексте по 3 ошибки.

Найди в тексте 3 ошибкиНайди в тексте 3 ошибки

- Те ребята, кто хочет получить отметку, может сдать листочки на проверку.

- Отметки за работу на уроке получили …

Рефлексия

- С каким писателем мы сегодня познакомились? (Е.С. Велтистов)
- Каким его произведением? (Приключения электроника)
- Что мы узнали на уроке? (биографию и произведения писателя-фантаста)

Размер:
59.17 Kb
Скачали:
18