Цели урока:
Задачи:
- Ребята, посмотрите на доску и произнесите слово. (дети читают "Здравствуйте")
- Давайте пожелаем друг другу что-то хорошее на каждую букву слова:
З – здоровья
Д – добра
Р – радости
А – аккуратности
В – вежливости
С – старания
Т – терпения
В – воспитанности
У – уважения
Й – интереса
Т – трудолюбия
Е – единства
- Молодцы. Я думаю, чтобы урок прошел интересно, мы должны быть едины.
1. Развитие внимания: найти среди буквенного текста слова.
- Найдите общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?
Артикуляционная гимнастика
Скороговорки 1 раз читаем по слогам, 2 раз читаем с убыстрением темпа, 3 раз читаем в нормальном, спокойном темпе.
– После такой разминки мы должны читать и говорить как? (Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно)
- Ребята, есть такая сказочная, удивительная и прекрасная страна по которой мы сейчас путешествуем.
- О какой стране идёт речь? (Стране детства)
- Давайте вспомним, с каким произведением из раздела "Страна детства" мы познакомились на прошлом уроке? ("Корзина с еловыми шишками")
- Кто его автор? (К.Г. Паустовский)
- Верно, а сейчас я проверю как вы дома внимательно читали этот рассказ и отвечали на вопросы.
- А поможет мне в этом кроссворд. Возьмите карточку № 1.
- А теперь внимательно посмотрите на доску, проверьте!
- За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
- Посчитайте общее количество баллов и запишите их в ваш маршрутный лист.
Подготовка к первичному восприятию
На доске кроссворд.
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями русских писателей из раздела "Страна далекого детства".
- С каким же писателем мы сегодня познакомимся узнаем, посмотрев на доску. Это Зощенко Михаил Михайлович.
- Сегодня на уроке у меня есть помощница. Она подготовила небольшое сообщение о писателе М. Зощенко.
Михаил Зощенко родился в Петербурге в семье художника. В 8 лет Мишу отвели в гимназию. Учился неважно, а на выпускном экзамене получил единицу, хотя уже тогда писал стихи и мечтал о карьере литератора.
В университете отучился недолго, потому что семье нечем было оплачивать учебу.
Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном. По возвращению зарабатывал разными профессиями: сапожника, плотника, актера, милиционера, их было не менее 15. Поступив в группу противопожарной обороны, писателя принудительно эвакуировали в г. Алма-Ату, позволив взять с собой багаж не тяжелее 12 килограммов.
М. Зощенко взял тетради со своими сочинениями. Их вес – 8 килограммов. Остальные четыре – личные вещи. В самые трудные для себя годы юморист пишет рассказы для детей. Самое лучшее из всего написанного Зощенко для детей - это рассказы о собственном детстве писателя - "Леля и Минька".
- А сейчас я вас попрошу заполнить листы опроса по биографии Зощенко М.
- Возьмите карточку № 2 и напротив каждого верного утверждения вы должны поставить +, напротив неверного –.
Лист опроса:
- А теперь внимательно посмотрите на доску, проверьте!
- За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
- Посчитайте общее количество баллов и запишите их в ваш маршрутный лист.
Угадывание названия рассказа
- Ребята, мы с вами познакомились с биографией автора. Но мы не знаем название нашего рассказа.
- А поможет нам узнать название ребус, который мы должны с вами разгадать.
- Правильно! Молодцы! (на доске ёлка)
- Так о чём будем говорить на уроке?
- Тема нашего урока: Знакомство с рассказом М.М. Зощенко "Ёлка".
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним случаем из жизни мальчика Миньки, из которого впоследствии вышел замечательный писатель Михаил Михайлович Зощенко.
- Открываем учебники на стр. 59. Прежде чем мы начнём читать рассказ, поработаем над трудными словами, которые встретятся в рассказе.
Словарно-лексическая работа
- Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточку № 3.
- Нужно для слов из первого столбика найти толкование (объяснение) из второго столбика. Толкования во втором столбике записаны в разном порядке. Соедините их карандашом.
Не ручаюсь |
высокая |
Золотушный ребенок |
не уверена |
Длинновязая |
больной |
Пастилка |
проявлять излишнюю мягкость, стеснение |
Церемониться |
кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара |
- Давайте проверим. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Посчитайте общее количество баллов и запишите их в ваш маршрутный лист.
- Ребята, какие чувства и эмоции у вас возникают, когда вы слышите "Ёлка"? (Новый год, праздник, подарки, веселье, гости)
- Давайте посмотрим, об этом ли рассказ? (Чтение первой части произведения учеником)
Беседа по содержанию прочитанного
- Ребята мы прочитали первую часть. Что вы узнали из этой части? Какое важное событие должно произойти в жизни героев?
- Назовите главных героев рассказа?
- Какая была Лёля?
Чтение второй части
- Как дальше развивались события?
- Чем наряжали елку в то время?
- Узнали ли из второй части как зовут брата Лёли?
- За что Минька обиделся на свою сестру?
- Почему Миньке досталось мало угощений?
Физкультминутка
- Только ли поэтому?
- Из каких слов вы поняли, что Минька обиделся на сестру?
- Какие подарки достались Лёле?
- А Миньке? Почему?
- Что предпринял Минька, чтобы исправить ситуацию?
- Чем всё закончилось?
- Подарки, которые получали раньше дети, в те годы отличались от тех подарков, которые получаете вы. (Показ фарфоровой куклы)
- Куклы были очень хрупкими, т.к. они были изготовлены из стекла.
- Давайте сделаем вывод: Что же из себя представляли Лёля и Минька. Поработаем в парах. У вас на парте конверты, в них находятся слова, которые характеризуют главных героев. Давайте составим таблицу и охарактеризуем Лёлю и Миньку. Возьмите табличка № 4 и заполните ее.
|
Лёля |
Минька |
Возраст |
Было 7 лет |
Ударило 5 лет |
Рост |
Высокая, длинновязая |
Удивительно маленького роста |
Характер |
Исключительно бойкая |
Тихий |
Поведение |
Не церемонится |
Чуть не заревел |
- Давайте проверим. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Посчитайте общее количество баллов и запишите их в ваш маршрутный лист.
Чтение третьей части учащимися (цепочкой)
- Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет ...?
- Как хотела наказать мама Лёлю?
- Какую пословицу использует одна из приглашённых мам?
- Как понимаете эту пословицу?
- Что хотела мама подарить Миньке?
- Что сделал Минька?
- Чему удивилась мама?
- Почему поссорились мамы?
- Найдите и прочитайте, как мамы защищали своих детей?
- А чтобы вы предложили сделать маме Миньки?
- А мамы-гостьи, правильно повели себя, оскорбляя Лёлю и Миньку?
- Но Лёля и Миньку действительно провинились! Что нужно было сделать маме?
- Верно, ребята, маме Лёли и Миньки нужно было просто поступить по-другому, ничего бы не произошло. Все бы остались друзьями.
Чтение четвёртой части рассказа
- А как папа повёл себя в этой ситуации?
- Какое решение он принял?
- Папа очень переживал, что дети останутся одни, без друзей.
- Как вы думаете, какие чувства испытали дети?
- Такое поведение Лёли и Миньки делает семью крепкой?
- Помогите Лёле и Миньке исправить ситуацию. Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся.
Работа с пословицами
- А сейчас давайте ещё разберём несколько пословиц.
- Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям, учителям, воспитателям было стыдно за ваши поступки.
- А какая пословица подходит к рассказу?
- В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? Найдите в тексте. (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный)
- Чему учит этот рассказ? (Никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки)
- Чтобы узнать насколько хорошо вы поняли тему урока, посмотрите в свой маршрутный лист и посчитайте общее количество набранных баллов.
- Посмотрите на доску и в зависимости от количества баллов поставьте себе отметку.
Домашнее заданине
- Ребята, у вас на столе лежат шары трёх цветов.
- Если вам на уроке было все понятно, то на ёлку прикрепляете синие шары, если затруднялись - желтые, если было трудно - красные.
- Урок закончен. Спасибо!