Урок литературного чтения 4 класс: Рассказ М.М. Зощенко "Ёлка"

Цели урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством писателя М.М. Зощенко;
  • знакомство с рассказом Михаила Зощенко "Ёлка";
  • учить анализировать поступки героев;
  • обогащать словарный состав учащихся 4 класса.

Задачи:

  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • отрабатывать навык выразительного чтения
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, посмотрите на доску и произнесите слово. (дети читают "Здравствуйте")
- Давайте пожелаем друг другу что-то хорошее на каждую букву слова:

З – здоровья

Д – добра

Р – радости

А – аккуратности

В – вежливости

С – старания

Т – терпения

В – воспитанности

У – уважения

Й – интереса

Т – трудолюбия

Е – единства

- Молодцы. Я думаю, чтобы урок прошел интересно, мы должны быть едины.

Речевая разминка

1. Развитие внимания: найти среди буквенного текста слова.

  • кёлкайтснегывц (елка, снег)
  • щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)

- Найдите общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?

Артикуляционная гимнастика

Скороговорки 1 раз читаем по слогам, 2 раз читаем с убыстрением темпа, 3 раз читаем в нормальном, спокойном темпе.

  • У елки иголки колки.
  • Сыплет снегопад с неба снег.

– После такой разминки мы должны читать и говорить как? (Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно)

Проверка домашнего задания

- Ребята, есть такая сказочная, удивительная и прекрасная страна по которой мы сейчас путешествуем.
- О какой стране идёт речь? (Стране детства)
- Давайте вспомним, с каким произведением из раздела "Страна детства" мы познакомились на прошлом уроке? ("Корзина с еловыми шишками")

- Кто его автор? (К.Г. Паустовский)
- Верно, а сейчас я проверю как вы дома внимательно читали этот рассказ и отвечали на вопросы.
- А поможет мне в этом кроссворд. Возьмите карточку № 1.

- А теперь внимательно посмотрите на доску, проверьте!
- За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
- Посчитайте общее количество баллов и запишите их в ваш маршрутный лист.

Актуализация знаний

Подготовка к первичному восприятию

На доске кроссворд.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями русских писателей из раздела "Страна далекого детства".
- С каким же писателем мы сегодня познакомимся узнаем, посмотрев на доску. Это Зощенко Михаил Михайлович.
- Сегодня на уроке у меня есть помощница. Она подготовила небольшое сообщение о писателе М. Зощенко.

Биография Михаила Михайловича Зощенко

Михаил Зощенко родился в Петербурге в семье художника. В 8 лет Мишу отвели в гимназию. Учился неважно, а на выпускном экзамене получил единицу, хотя уже тогда писал стихи и мечтал о карьере литератора.

Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958) советский писатель, драматургЗощенко Михаил Михайлович (1894-1958) советский писатель, драматург

В университете отучился недолго, потому что семье нечем было оплачивать учебу.

Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном. По возвращению зарабатывал разными профессиями: сапожника, плотника, актера, милиционера, их было не менее 15. Поступив в группу противопожарной обороны, писателя принудительно эвакуировали в г. Алма-Ату, позволив взять с собой багаж не тяжелее 12 килограммов.

М. Зощенко взял тетради со своими сочинениями. Их вес – 8 килограммов. Остальные четыре – личные вещи. В самые трудные для себя годы юморист пишет рассказы для детей. Самое лучшее из всего написанного Зощенко для детей - это рассказы о собственном детстве писателя - "Леля и Минька".

- А сейчас я вас попрошу заполнить листы опроса по биографии Зощенко М.
- Возьмите карточку № 2 и напротив каждого верного утверждения вы должны поставить +, напротив неверного –.

Лист опроса:

  1. Зощенко родился в семье художника. (+)
  2. Миша учился хорошо. (-)
  3. Михаил Михайлович стал Георгиевским кавалером. (+)
  4. У писателя было мало профессий. (–)
  5. Отправившись в Алма-Ату, он взял с собой свои сочинения. (+)
  6. Начал писать в 8 лет. (+)

- А теперь внимательно посмотрите на доску, проверьте!
- За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
- Посчитайте общее количество баллов и запишите их в ваш маршрутный лист.

Угадывание названия рассказа

- Ребята, мы с вами познакомились с биографией автора. Но мы не знаем название нашего рассказа.
- А поможет нам узнать название ребус, который мы должны с вами разгадать.

Ребус

- Правильно! Молодцы! (на доске ёлка)

- Так о чём будем говорить на уроке?
- Тема нашего урока: Знакомство с рассказом М.М. Зощенко "Ёлка".

Работа по теме урока

- Сегодня мы с вами познакомимся с одним случаем из жизни мальчика Миньки, из которого впоследствии вышел замечательный писатель Михаил Михайлович Зощенко.
- Открываем учебники на стр. 59. Прежде чем мы начнём читать рассказ, поработаем над трудными словами, которые встретятся в рассказе.

Словарно-лексическая работа

- Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточку № 3.
- Нужно для слов из первого столбика найти толкование (объяснение) из второго столбика. Толкования во втором столбике записаны в разном порядке. Соедините их карандашом.

Не ручаюсь

высокая

Золотушный ребенок

не уверена

Длинновязая

больной

Пастилка

проявлять излишнюю мягкость, стеснение

Церемониться

кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

- Давайте проверим. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Посчитайте общее количество баллов и запишите их в ваш маршрутный лист.

- Ребята, какие чувства и эмоции у вас возникают, когда вы слышите "Ёлка"? (Новый год, праздник, подарки, веселье, гости)
- Давайте посмотрим, об этом ли рассказ? (Чтение первой части произведения учеником)

Беседа по содержанию прочитанного

- Ребята мы прочитали первую часть. Что вы узнали из этой части? Какое важное событие должно произойти в жизни героев?
- Назовите главных героев рассказа?
- Какая была Лёля?

Чтение второй части
- Как дальше развивались события?
- Чем наряжали елку в то время?

- Узнали ли из второй части как зовут брата Лёли?
- За что Минька обиделся на свою сестру?
- Почему Миньке досталось мало угощений?

Физкультминутка

- Только ли поэтому?
- Из каких слов вы поняли, что Минька обиделся на сестру?
- Какие подарки достались Лёле?

- А Миньке? Почему?
- Что предпринял Минька, чтобы исправить ситуацию?
- Чем всё закончилось?

- Подарки, которые получали раньше дети, в те годы отличались от тех подарков, которые получаете вы. (Показ фарфоровой куклы)
- Куклы были очень хрупкими, т.к. они были изготовлены из стекла.

- Давайте сделаем вывод: Что же из себя представляли Лёля и Минька. Поработаем в парах. У вас на парте конверты, в них находятся слова, которые характеризуют главных героев. Давайте составим таблицу и охарактеризуем Лёлю и Миньку. Возьмите табличка № 4 и заполните ее.

 

Лёля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

- Давайте проверим. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Посчитайте общее количество баллов и запишите их в ваш маршрутный лист.

Чтение третьей части учащимися (цепочкой)

- Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет ...?
- Как хотела наказать мама Лёлю?
- Какую пословицу использует одна из приглашённых мам?

- Как понимаете эту пословицу?
- Что хотела мама подарить Миньке?
- Что сделал Минька?

- Чему удивилась мама?
- Почему поссорились мамы?
- Найдите и прочитайте, как мамы защищали своих детей?

- А чтобы вы предложили сделать маме Миньки?
- А мамы-гостьи, правильно повели себя, оскорбляя Лёлю и Миньку?

- Но Лёля и Миньку действительно провинились! Что нужно было сделать маме?
- Верно, ребята, маме Лёли и Миньки нужно было просто поступить по-другому, ничего бы не произошло. Все бы остались друзьями.

Чтение четвёртой части рассказа

- А как папа повёл себя в этой ситуации?
- Какое решение он принял?

- Папа очень переживал, что дети останутся одни, без друзей.
- Как вы думаете, какие чувства испытали дети?

- Такое поведение Лёли и Миньки делает семью крепкой?
- Помогите Лёле и Миньке исправить ситуацию. Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся.

  1. Вместе с мамой наряжать ёлку
  2. Попросить пастилку
  3. Не заходить без разрешения в комнату
  4. Признаться маме раньше
  5. Извиниться перед гостями.

Работа с пословицами
- А сейчас давайте ещё разберём несколько пословиц.

  • На что и клад, если в семье лад. (если в семье ты живешь счастливо, дружно, то никакого богатства не нужно, как говориться: не в деньгах счастье)
  • Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены. (если взрослое дерево будешь гнуть, что получится - оно сломается; взрослого человека будешь воспитывать - он не перевоспитается. Воспитывать детей нужно пока они маленькие!)
  • Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами. (расстроились родители Лёли и Миньки, оттого, что их дети плохо себя ведут, значит они плохо их воспитали, что дети у них невоспитанные)

- Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям, учителям, воспитателям было стыдно за ваши поступки.

- А какая пословица подходит к рассказу?
- В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? Найдите в тексте. (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный)

Итог урока. Рефлексия

- Чему учит этот рассказ? (Никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки)
- Чтобы узнать насколько хорошо вы поняли тему урока, посмотрите в свой маршрутный лист и посчитайте общее количество набранных баллов.
- Посмотрите на доску и в зависимости от количества баллов поставьте себе отметку.

Домашнее заданине

  1. Приготовить пересказ мальчикам от лица Миньки, девочкам от лица Лёльки
  2. Нарисовать по желанию обложку к рассказу.

- Ребята, у вас на столе лежат шары трёх цветов.
- Если вам на уроке было все понятно, то на ёлку прикрепляете синие шары, если затруднялись - желтые, если было трудно - красные.
- Урок закончен. Спасибо!

Размер:
35.75 Kb
Скачали:
16