Конспект урока литературного чтения 3 класс "Лев Николаевич Толстой "Акула"

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения Льва Николаевича Толстого "Акула".

Задачи:

  • продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого;
  • способствовать умению выделять главную мысль произведения;
  • формирование навыков чтения и совершенствование навыков выразительного чтения.

Ход урока

Организационный момент

- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке.
"Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная". (А.С. Пушкин)
- Сегодня мы с вами последуем совету великого русского поэта.

Актуализация знаний

Речевая разминка

Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.

- Что значит "лавировали"? (ответы учащихся)
- Как вы думаете, почему я для речевой разминки предложила упражнения на морскую тематику?
- С какими произведениями познакомились на прошлом уроке? Кто написал эти произведения?

– Что вы знаете о нем? О чем пишет Л.Н. Толстой? (Рассказы о людях, о детях, о природе, о животных)
- Предлагаю ответить на вопросы теста и узнать тему сегодняшнего урока.

Тест

1. О каком времени суток говорится в рассказе Л.Н. Толстого "Какая бывает роса на траве"?
а) утро;
в) полдень;
д) вечер.

2. Какими цветами переливались "алмазы" на траве?
щ) желтый, зеленый, красный;
л) желтый, красный, синий;
ф) голубой, розовый, желтый.

3. С чем в рассказе сравнивается капелька росы?
з) с капелькой дождя;
е) с алмазным шариком;
у) со светлым шариком.

4. Куда сначала течет вода из родников, ключей и болот в рассказе "Куда девается вода из моря"?

к) в ручьи;
м) в реки;
н) в озера.

5. Из чего делаются тучи в рассказе "Куда девается вода из моря"?

о) из облаков;
а) из тумана;
с) из капель воды.

Постановка цели и задачи урока

- Вы выписали буквы правильных ответов. Прочитайте справа налево слово, которое у вас получилось. (акула)
- Мы сегодня познакомимся с рассказом Л.Н. Толстого "Акула".
- Мы будем учиться анализировать поступки героев, научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку.

Сообщение об акуле

- Ребята, что вы знаете об акулах?

Акула - крупная морская хищная рыба

- В пучине океана акулы скользят, словно бесшумные серые тени. Самые опасные и кровожадные из акульего семейства - белые и тигровые акулы.
- Акулы едят все подряд! Они могут разорвать и проглотить и морскую черепаху, и лосося, и сельдь, и треску, и кальмара, и осьминога. Акулы нападают и на людей.

"Серыми призраками возникают они в мутной голубизне, явившись внезапно откуда-то. И вот, будто нехотя, лениво описывают круги: все уже, все ближе. Словно намеченная жертва не очень даже их интересует - и вдруг...

Забурлила вода и окрасилась кровью. Бросок атакующей акулы неуловимо быстр. За первой нападает вторая, третья... Все, сколько их тут в неистовстве рвут на куски черепаху, раненого кита - всякого, кто стал их жертвой" - написал об акулах биолог Игорь Акимушкин.

- Акулы - очень сильные рыбы! Они с легкостью рвут толстенные канаты и стальные цепи. Акулы прекрасно все видят в глубокой темноте океанских вод.
- У них великолепный нюх. "Обоняние - главный поводырь акул" - так говорят об этих рыбах.

- Ребята, что нового вы узнали об акулах? (дети отвечают)
- Как называется такой текст? (научно-познавательный)
- Почему?

Слушание рассказа "Акула" (аудиозапись)

Словарно-лексическая работа

- Давайте выясним значение непонятных слов.

  • Купальня – строение для купанья.
  • Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия (пушки, минометы).
  • Палуба – часть судна.
  • Фитиль – шнур, который поджигают для произведения выстрела
  • Ропот – неуверенный, тихий возглас.

Повторное чтение рассказа. Аналитическая работа

- Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? (Учащиеся находят ответы в тексте)
- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитать.

- Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние.
- Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? (Прочитайте)
- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?
- Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики?
- Зачитайте самый волнительный момент, по вашему мнению.

- Найдите момент, как Толстой описал переживания "старого артиллериста".
- Порассуждайте, почему старый артиллерист закрыл лицо руками?

Составление композиционной схемы

- Мы поработаем с вами с элементами сюжета.
- Какова завязка сюжета? (с чего все начиналось?)
- Как дальше развивались события?

- Какой момент стал самым напряженным, кульминационным?
- Какова развязка сюжета?

Работа над сюжетом произведения

- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе

  1. Купальня в парусе.
  2. Мальчики в открытом море.
  3. Акула.
  4. Выстрел.
  5. Дети спасены.

Физкультминутка

Море очень широко (дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко (приседают, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья (выполняют движение "Рыбка")
А вот воду пить-нельзя. (разводят руки в сторону, приподняв плечи)

А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,

А над морем мы с тобою. (машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.

Работа в группах

1 группа – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана.
- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? (тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)
табл
2 группа – из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.

Душа в пятки ушла
Легок на помине
Сам не свой
Риск – благородное дело

Держать ухо востро
Хлопот – полон рот
Ум и смекалка – что брат с сестрой.

3 группа - охарактеризовать мальчиков, моряков, старого артиллериста.

Мальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные

Моряки: добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за других, быстрые в решениях и действиях.

Артиллерист: смелый, отважный, мужественный, мудрый, сильный духом.

Рефлексия

Составление синквейна по рассказу Льва Толстого "Акула".

Акула
Опасная, невозмутимая
Охотится, движется, погибает
Не дали осуществить непоправимое.
Хищница

Мальчики
Беспечные, неосторожные
Соревнуются, увлекаются, пугаются
Спасаются чудом
Счастливчики

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста от лица любого героя произведения.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!