Конспект открытого урока литературного чтения 3 класс "Рассказ Ю. Ермолаева "Проговорился"

Цель урока: формирование знаний о произведении Ю. Ермолаева "Проговорился", а также умений отслеживать последовательность событий произведения.

Задачи:

  • актуализировать знания о произведениях раздела "Собирай по ягодке – наберешь кузовок" и их авторах;
  • формировать знания о жизни и творчестве Ю. Ермолаева, изучение рассказа "Проговорился";
  • формировать умение отслеживать последовательность событий в произведении;
  • совершенствовать умения читать текст по ролям.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, колонки, интерактивная доска, карточки с заданиями и текстом, цветные карточки.

Учебник: "Литературное чтение" 3 класс 2 часть.

Ход урока

Организационное начало урока

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на этом уроке!
- Давайте проверим, готовы ли вы начать?

- Посмотрите, все ли есть у вас на столах?
- Учебник, тетрадь, дневник и пенал? Все готовы? Тогда начинаем! Присаживайтесь.

Мотивация к учебному действию

- Ребята, с каким разделом вы познакомились на прошлом уроке? (Из страниц детских журналов)
- Вчера я показывала вам примеры таких детских журналов. Кто из вас читает детские журналы? (ответы детей)
- Какой ваш самый любимый?

- А где вы читаете эти журналы?
- Кто-то из вас ходит в библиотеку?

- Молодцы, ребята! Старайтесь как можно чаще ходить в нашу школьную библиотеку и читать детские журналы.
- В них есть много интересной информации, иллюстраций и заданий.

- Детские журналы периодически выпускают печатные издания. И я рассадила сегодня вас так не случайно. Каждая группа будет определенным изданием, редакционной коллегией.
- У любой редакции есть рейтинг, благодаря которому они популярны.
- Вы будете повышать свой рейтинг, выполняя задания и получать за это звезды!

- Чем больше будет звезд, тем выше будет ваш рейтинг, популярность, в вашем издании будут печататься самые модные журналы, самые современные издатели.
- Для начала подумайте, как будет называться ваша редакционная коллегия, какой журнал вы будете издавать. (представляют свои редакционне коллегии)

- Итак, я вижу вы готовы. Ну что, посмотрим, у кого из вас будет самый высокий рейтинг.
- Для этого надо правильно выполнять все задания. И первое задание – проверка домашнего задания.

- Дома вам нужно было сделать заметку произведения "Отметки Риммы Лебедевой" в детском журнале.
- Попрошу одного представителя от команды рассказать и показать о своей заметке. (показывают)
- Вы большие молодцы, но больше всех мне понравилась заметка ..., команды ..., я даю ей фиолетовую – самую лучшую звезду, а вам я дам желтенькие звездочки.

Актуализация опорных знаний

- А теперь следующее задание, называется "Верю - не верю". С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? (Отметки Риммы Лебедевой)
- Кто его автор? (Лев Кассиль)

- Молодцы, у вас на столах лежат карточки, на которых изображены кружочки. Я буду читать утверждения, связанные с этим произведением.
- Если вы согласны с утверждением в кружочке ставьте знак "+", если нет – знак "-".

  1. Римма Лебедева вместе с мамой переехали в город Свердловск.
  2. Обучал Римму письму сержант Тарасов.
  3. Дочь раненого лейтенанта звали Олей.
  4. Ребята постоянно спорили с Риммой о ее уроках.
  5. У Риммы не получилось обучится письму.
  6. Римма жила далеко от фронта.
  7. Учителя Риммы звали Анастасия Дмитриевна.

- А теперь, возьмите и оцените себя.

Правильные ответыПравильные ответы

- А теперь встаньте те, у кого все выполнено верно.
- Молодцы, вашей группе я дам фиолетовую звезду. А остальным ребятам я дам желтые звездочки.

Формулирование темы и цели урока

- Мы идем дальше изучать наш раздел. А чтобы понять, чему будет посвящен наш сегодняшний урок, послушайте песню. (включается песня "Купи мне мама попугая")
- О ком эта песня? (О попугае)
- Можете ли вы предположить, о ком или о чем будет наше произведение? (О попугае, о его жизни, о его хозяевах)

- А что же было с этим попугаем?
- Давайте откроем учебники, прочитаем название произведения. Чье предположение совпало с названием?
- Кто является автором произведения? (Юрий Ермолаев)

- Слышали вы уже об этом авторе? (ответы учащихся)
- Почему произведение он так назвал? О чем проговорился и кто?

- Ответ на этот вопрос мы можем найти, только прочитав произведение. Поставьте цель нашего урока. (Прочитать произведение Ю. Ермолаева "Проговорился")
- Совершенно верно, ребята. Сегодня – тема нашего урока рассказ "Проговорился", а цель – изучить данное произведение.

Открытие новых знаний

Знакомство с автором

- Юрий Ермолаев – детский писатель, с ранних лет его любимым предметом была литература. А по профессии Юрий Николаевич – актер, он окончил Театральное училище. Но мечтал создавать своих героев. Так появились на свет его первые рассказы, книга "Почему рассердились бумажные полоски", повести "Дом отважных трусишек", "Секрет на весь свет" и другие.
- Сегодня мы остановимся на одном из его рассказов – "Проговорился".

Чтение трудных слов

- Обратите внимание на слайд, при чтении вам встретятся трудные слова. Прочитайте их по слогам. (читают)
- А теперь прочитайте плавно. А теперь прочитаем целиком.
- Попробуйте составить предложения с этими словами.

Словарная работа

- Молодцы. А сейчас, с помощью толковых словарей найдите значение слов:

  • Первая группа: тренировка - занятия с целью совершенствования какого либо умения.
  • Вторая группа: дрессировщица - опасная профессия артистки цирка.
  • Третья группа: способная - обладающий способностью.
  • Четвертая группа: предчувствуя восторженные похвалы - ожидание восторга.

Первичное слушание рассказа

- А сейчас переходим к рассказу. Я предлагаю Вам послушать этот рассказ.
- Будьте внимательными слушателями, ведь после этого будут вопросы и задания, а дом можно построить, только выполнив их. (слушают аудиозапись рассказа с сопровождением иллюстраций)

Анализ произведения

- Ребята, понравился вам рассказ или не понравился? Чем?
- А как вы считаете, Алеша прав? (да)
- Что услышали ребята от попугая? (плохие слова)

- Какой вывод они могли сделать?
- Какая Ирочка на самом деле, что она говорит, когда ее никто не видит, когда она не притворяется.
- А чего ожидала Ирочка, со стороны одноклассников? (восторга)

- Хорошо. А сейчас вам нужно выполнить небольшое задание.

  • 1 группа: Определите главную мысль произведения.
  • 2 группа: Почему произведение так называется? О чем проговорился попугай?
  • 3 группа: Охарактеризуйте главных героев тремя прилагательными.
  • 4 группа: Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?

- Ребята, я готова выслушать ваши ответы.

1 группа: Главная мысль выражена в том, что речь человека должна быть грамотна, нельзя грубо разговаривать с старшими людьми.

2 группа: Потому что попугай проговорился такими же словами, какими разговаривала Ирочка с бабушкой. Он проговорился грубыми словами: отстань, вот еще, очень нужно, мне некогда.

3 группа: Бабушка: добрая, хорошая, вежливая; Ирочка: глупая, грубая, недоброжелательная.

4 группа: Да! Потому что забавно наблюдать за тем, как ждала Ирочка хороших слов от попугая, а получила те, которые говорила она!

- А что такое юмор? (Юмор – забавная ситуация)
- Да, ребята, юмор – это незлобивая насмешка, добродушный смех. За то, что вы все ответили на вопросы верно, я даю каждой редакционной коллегии по большой звезде.
- Итак, у кого уже какой рейтинг? Какая редакция популярней?

- Какой деятельностью мы сейчас с вами занимались? (Слушали произведение)
- Произведение мы послушали, необходимо прочитать рассказ.

Чтение рассказа "Проговорился" по ролям

- Давайте прочитаем этот рассказ по ролям? Какие роли можно выделить в этом рассказе?
- Автор, Ирочка, попугай, бабушка, Алеша.

- Молодцы! Давайте начнем читать. За автора будет читать ..., за Ирочку – ..., за попугая – ..., а за Алешу – ...
- Мне понравилось, как читали ребята. За это я хочу дать еще по звезде их редакциям.

Работа с иллюстрацией

- Обратите внимание на иллюстрацию на слайде. Найдите в произведении эпизод, который описывает данную иллюстрацию, и зачитайте.
- Чья редакция найдет быстрее, та и получит еще одну звезду, но только, если верно выполнит задание.
- Молодцы, получайте звезду! Вы верно описали эпизод. Сейчас мы с вами еще раз потренировались работать с иллюстрациями, и я вижу, что вы очень хорошо работаете ними.

Закрепление полученных знаний

- Только что мы познакомились с произведением "Проговорился", прочитали его и проанализировали. Давайте закрепим наши знания.
- Первое задание – выполните в парах. Вам необходимо восстановить последовательность событий в произведении на карточках под номером 4.

Восстановите последовательность событийВосстановите последовательность событий

- Одна пара будет работать у интерактивной доски. Время на выполнение задания – 2 минуты.

- Давайте проверим. У ребят, если они выполнили верно – рамки загорят зеленым цветом, если нет – красным, будем искать ошибки.
- Вы такие молодцы! Своими умениями вы смастерили нам окно!

Самостоятельная работа с проверкой

- Теперь осталась дверь! На столах у вас лежат карточки под номером 5. Здесь дан эпизод из текста. Но в эпизоде пропущены слова.
- Вставьте пропущенные слова, используя справочные слова внизу. Одного ученика я попрошу поработать у доски. Ваше время – 3 минуты. Работайте.

- Обменяйтесь работами в парах. Нажимаем на галочку. Смотрим. Поставьте друг другу отметку "5" если нет ошибок, "4" - если одна – две ошибки, "3" - если выполнена половина работы верно, и "2" - если выполнено меньше половины. Вы – молодцы!

- Это было последнее задание. Итак, какая редакция получила больше всего звезд?
- Молодцы! Я поставлю всем участникам вашей группы "5". Остальные ребята тоже молодцы! Вы отвечали также активно! Только немного не хватило звезд.

Подведение итогов урока

- Цель достигнута. Давайте вспомним, чему был посвящен наш урок? (познакомится с писателем Юрием Ермолаевым и его рассказом "Проговорился")
- Почему рассказ так называется? Кто проговорился и о чем? (потому что попугай проговорился плохими словами, которые он запомнил от своей хозяйки)
- Молодцы. Сегодня я поставлю оценки … учащимся за чтение по ролям. За работу у доски, и оценку за работу над пропусками …

Рефлексия "Цветные карточки"

- Ребята, обратите внимание на цветные карточки у вас на столах.
- Выберите и поднимите:

  • зеленую карточку, если на уроке вы были активны, достигли цели и довольны своей работой;
  • желтую карточку, если материал вы усвоили, но остались недовольны, у вас есть вопросы;
  • красную карточку, если на уроке вы никак не участвовали в работе группы, материал не усвоили и вообще остались недовольны своей работой.

Домашнее задание

- Наш урок подходит к концу.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание: читать стр. 181-183 учебника.
- Спасибо за работу. Отдыхайте.

Размер:
41.78 Kb
Скачали:
30